Особенности педагогических конфликтов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Среди них можно выделить следующие: ü ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми; ü участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -- ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; ü разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; ü различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму; ü присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; ü профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; ü контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”; ü не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”); ü не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить); ü стараться не выгонять ученика из класса; ü по возможности не обращаться к администрации; ü не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,
ü давать оценку только его конкретным действиям; ü дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”; ü независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); ü не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Выделяют четыре вида конфликтов: o внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности; o межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели; o межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления; o личностно-групповой -возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения: - агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения); - проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением); - фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении); - регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними); - замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности); - уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которых потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них: · кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле); · недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия); · инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит); · напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт); · дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, который трудно выразить словами). Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. 44. Психологический анализ урока ПАУ: · осуществляется на каждом этапе урока · на каждом этапе рефлексируется не только собственная деятельность, но и Д учеников · обязательный учет, как индивидуальных психологических особенностей, так и возрастных · необходимо использовать различные способы и методы работы познавательной сферы · необходимо четко и рационально организовать урок · использование оптимального стиля педобщения Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом.
Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.
[ЛА1]Может быть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|