Расстановка: Влияние судьбы
Клаудия: Мне хочется расставить мою родительскую семью. Б.Х.: Хорошо. Кто к ней принадлежит? Клаудия: Отец, мать и три дочери. Через двенадцать лет после рождения младшей дочери моя мать родила сына от другого мужчины. Тогда мои родители развелись, а мать вышла замуж во второй раз, но потом и с ним развелась. Б.Х.: Почему же твои родители развелись? Клаудия: Мы, дети, долго верили в то, что это случилось потому, что отец был алкоголиком. Он довольно много пил. Но на самом деле связь между ними очень рано ослабла. Б.Х.: А с чьей стороны были все твои погибшие тетки? Клаудия: Это сводные сестры отца от первой жены дедушки. Она умерла при рождении шестого или седьмого ребенка. (Клаудия выбирает из группы тех, кто будет играть роли в ее расстановке и сообщает участнице, играющей роль младшей сестры, что та уехала жить в Канаду.) Б.Х.: Так как ты сообщила ей об этом, она не сможет испытывать спонтанные чувства. Если во время расстановки у нее появится желание уехать, мы не будем знать, возникло ли это чувство спонтанно или потому, что ты ей рассказала. Рис. 16.1: О - отец, М - мать; 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь (Клаудия); 3 — третий ребенок, дочь; 2ММ — второй муж матери, отец четвертого ребенка; 4 — четвертый ребенок, сын. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Мне очень хочется обнять мою дочь, но я сдерживаюсь. Я чувствую, что многое здесь не в порядке. У меня такое впечатление, словно я совершил что-то непозволительное. (Отец и дочь улыбаются друг другу.) Б.Х. (Клаудии): Как ты думаешь, почему у твоего отца такие чувства? С кем он идентифицируется? Рис. 16.2: Ой — отец отца; +1ЖОО — первая жена деда Клаудии со стороны отца, умерла при родах.
Клаудия: С собственным отцом? Б.Х.: Тогда кого представляет для него эта дочь? Его первую жену. Он и его дочь словно отражают отношения его собственного отца с первой женой. Поэтому их мы тоже добавим в расстановку. Б.Х.: Как сейчас чувствует себя отец? Отец: Сейчас я знаю, откуда пришел, но не знаю, куда хочу. Б.Х. (играющему роль отца): Тебе лучше или хуже? Отец: Намного лучше. Б.Х.: Это уже неплохо. Изменилось что-либо в связи с твоей дочерью? Отец: Почти ничего. Б.Х. (исполняющей роль Клаудии): Как чувствует себя вторая дочь? Второй ребенок: Здесь мне немного лучше. Прежде никто из людей, стоящих напротив, меня совершенно не интересовал. Но мне хотелось бы уйти и отсюда. Мне трудно смотреть на мать. Б.Х: Как чувствует себя мать? Мать: Я немного сердита на старшую дочь, но не знаю почему. Когда ты добавил в расстановку деда с его первой женой, мой первый муж и вторая дочь стали более важными и интересными для меня, но дочь — больше, чем муж. Б.Х. (Клаудии): Что случилось в родительской семье твоей матери? Клаудия: Ее брат умер через шесть недель после рождения, а отец погиб на фронте, когда ей было десять лет. (Б.Х. изменяет констелляцию и добавляет в расстановку мать отца и его сводных сестер, умерших в концентрационном лагере.) Рис. 16.3: МО — мать отца; +СО — сводная сестра отца, умершая в польском концлагере. Б.Х.: Как чувствует себя отец сейчас? Отец: Намного лучше. Первый ребенок: С того момента, как я стою здесь, рядом с отцом, я уже не так сильно на нем зафиксирована и менее зависима от него. Второй ребенок: Я никак не могу решить, смотреть мне на семью отца или нет. В прежней констелляции меня словно что-то заставляло не смотреть на них. Но сейчас это стало возможным. Б.Х.: Чем было вызвано это изменение? Второй ребенок: Это случилось, как только первая жена деда появилась в моем поле зрения. Первая жена деда Клаудии со стороны отца: Да, я это заметила.
Б.Х.: Она самая важная фигура в этой констелляции. Третий ребенок: Мне хорошо. Мать: Я чувствую себя здесь очень плохо. Людей, стоящих слева от меня, я вовсе не замечаю. Четвертый ребенок: Когда я стоял напротив первого мужа моей матери, я испытывал сильную агрессию. Это сразу изменилось, как только его отца поставили позади него. Сейчас же, стоя рядом с матерью, я чувствую агрессию по отношению к ней. Здесь мне очень плохо. Б.Х.: Встань с другой стороны от своего отца. Как тебе там? Четвертый ребенок: Здесь гораздо лучше. Б.Х. (исполняющей роль матери): Как ты чувствуешь себя сейчас? Мать: Плохо. Б.Х: Есть у нее такое желание? Клаудия: Иногда мне кажется, что однажды она это сделает. Б.Х: Она действительно хочет уйти... Сейчас мы добавим в расстановку ее умершего брата. (Б.Х. ставит участника, играющего роль умершего брата матери, справа от нее.) Мать: Сейчас мне лучше. Четвертый ребенок: Мне тоже. Б.Х.: Вероятно, ты идентифицируешься с этим братом. (Матери): Сейчас тебе лучше? Мать: У меня озноб. Я чувствую холод в области головы и спины. Мне здесь неплохо, но все-таки я чувствую сильный холод. (Б.Х. добавляет в расстановку участника, играющего роль погибшего на фронте отца матери.) Рис. 16.5: +ОМ — отец матери, погибший на фронте. Б. Х.: Что изменилось для брата матери? Брат матери: Мне стало легче после того, как отца поставили сюда. Мать: Я чувствую, что принадлежу к этим двоим. Б. Х. (группе): Я думаю, что если бы она сознательно попыталась на некоторое время включить этих умерших в свою жизнь, то смогла бы вернуться в свою теперешнюю семью и занять там подходящее место. (Б. Х. немного отодвигает назад отца и брата матери.) Б. Х. (участнице, играющей роль матери): Как ты себя сейчас чувствуешь? Мать: Лучше, потому что мои брат и отец здесь. С того момента, как они пришли сюда, все неприятные чувства у меня исчезли. Сейчас я могу на всех смотреть, но одновременно мне кажется, что я изолирована от них. В отношении моего второго мужа и сына, стоящего слева от меня, что-то еще не в порядке. Второй муж: Я думаю, что она меня обманула. Мне не хватает настоящей связи. (Б.Х. ставит сына рядом с матерью.) Рис. 16.6 Четвертый ребенок: У меня вспотели руки. Мне хочется смотреть на брата матери.
(Б.Х. ставит сына справа от его отца.) Четвертый ребенок: Здесь мне лучше. Третий ребенок: А мне плохо. Б.Х.: Встань рядом с матерью. (Группе): Эта дочь внутренне говорит: «Лучше, если уйду я, чем ты, мамочка». (Клаудии): Встань на свое место в констелляции... Тебе там хорошо? (Клаудия медлит с ответом.) Б.Х.: Встань рядом с младшей сестрой. (Клаудия отрицательно качает головой.) Б.Х: Все же попробуй! (Она сопротивляется и начинает плакать.) Б.Х.: Иначе ты никогда не узнаешь, как бы это могло быть. (Клаудия становится рядом со своей младшей сестрой.) Клаудия: Я не доверяю матери. Мать: Я беспокоюсь о ней. Когда она подошла поближе, у меня возникли хорошие чувства к ней. (Клаудия плачет.) Б.Х. ставит брата матери слева от нее. Б.Х. (Клаудии): Как ты себя сейчас чувствуешь? Лучше? (Клаудия согласно кивает.) Первый ребенок (обращаясь к Клаудии): Как только ты заняла место рядом со мной в качестве мой сестры, мне внезапно стало плохо, у меня закружилась голова. Б.Х. (первому ребенку): Встань возле сестер. Как ты себя там чувствуешь? Первый ребенок: Мне здесь лучше. Отец: Мне бы очень хотелось узнать, в чем мои проступки. Б.Х.: Это вопрос твоего отца и чувства, которые ты перенял от него. Отец: Только стоя возле моих дочерей, я в состоянии выдержать ситуацию. (Б.Х. снова изменяет констелляцию.) Рис. 16.7 Второй муж: У меня затекло левое плечо. После того, как брат моей жены пришел сюда, мне тоже захотелось к ней. Б.Х.: Благодаря его присутствию ты видишь ее в другом свете. (Клаудии): Сейчас тебе хорошо? (Клаудия улыбается и кивает.) Б.Х.: Значит, мы решили проблему. Короткая беседа Участники курса начинают короткую беседу, действие которой подобно действию сиесты после обильного обеда. Она позволяет группе успокоиться и набраться сил для дальнейшей совместной работы. Каждый участник снова получает возможность рассказать о своих впечатлениях от расстановок семей, задать вопросы и наверстать упущенное. Таким образам все узнают о том, что волнует каждого, и осознают, что им еще необходимо сделать — в группе или по отдельности. Кроме того, им становится ясно, какие темы будут преобладать в дальнейшей работе и чего еще можно ожидать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|