Управленческий учет и его роль в контроле производственной деятельности предприятия.
Одной из важнейших стадий кругооборота средств предприятия является процесс производства. В ходе процесса производства расходуются материальные, трудовые и финансовые ресурсы и формируется себестоимость готовой продукции. Процесс формирования себестоимости существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятий, на прибыль или убыток. В связи с этим важное значение имеет организация учета и контроля производственной деятельности предприятия и принятия правильных управленческих решений с целью повышения финансового результата за счет снижения издержек предприятия. На сегодняшний день в общей системе бухгалтерского учета учет затрат на производство занимают ведущее место. В связи с этим в практике работы предприятий этот участок учета выделен в систему управленческого учета. Целью управленческого учета является обеспечение администрации предприятия внутренней информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью предприятия и принятия решений по результатам этой деятельности. К такой информации относятся: информация о затратах на производство, о себестоимости продукции, о выпуске продукции из производства, о ее рентабельности и факторах, которые влияют на снижение себестоимости продукции. Как правило, информация о производственных затратах и себестоимости продуции является внутренней и конфиденциальной. К сожалению в настоящее время в связи с несовершенной налоговой системой руководители предприятий стремятся не к снижению себестоимости, а к искусственному ее завышению с целью понижения налогооблагаемой базы. Помимо определения затрат на производство и себестоимости продукции управленческий учет предполагает также планирование и прогнозирование себестоимости продукции на перспективу, а также разработку предложений по повышению рентабельности выпускаемых видов продукции или разработку новых видов.
Основным документом, которым руководствуется бухгалтер по производственному учету является Положение “О составе затрат на производство”. 27). Закон “О БУ” № 129–ФЗ от 21.11.96. Вступает в действие с 01/01/97г. За последние годы в БУ произошли большие изменения. Идет поиск сближения российской системы БУ с международными стандартами. В первую очередь это относится к изданию правового документа, регулирующего методологию и организацию БУ на законодательном уровне (Федеральный закон “О БУ” от 21 ноября 1996г.). Отличия ФЗ № 129 от “Положения о БУ и отчетности”. Закон распространяет свое действие на все организации, которые располагаются на территории РФ, включая банки, а также филиалы и представительства иностранных государств. В соответствие с законом, общее методологическое руководство в БУ осуществляет Правительство РФ. Закон “О БУ” состоит из 4-х глав: I. Общие положения; II. Основные требования к ведению БУ. Бухгалтерская документация и регистрация; III. Бухгалтерская отчетность.; IV. Заключительные положения. Каждая глава состоит из отдельных статей. И з м е н е н и я: ГЛАВА I. Впервые в практике БУ дано определение БУ: “БУ – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций”. Здесь приводятся основные задачи БУ. Важнейшая из них – формирование открытой, полной и достаточной информации о деятельности и имущественном положении организации. Эта информация предназначена для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (инвесторов, кредиторов). Для решения этих задач в закон введены понятия: руководитель организации, синтетический учет, аналитический учет, план счетов БУ, бухгалтерская отчетность.
Ответственность за организацию БУ, соблюдение законодательства при выполнении хоз. операций по прежнему несет только руководитель. По закону, в зависимости от объема учетной работы руководитель имеет право выбора: 1. Создать бух. службу как структурное подразделение, возглавляемое главбухом, 2. Ввести в штат только должность главбуха, 3. Заключить договор с централизованной бухгалтерией, специалистами или специализированной организацией. 4. В законе разрешено также совмещение должности руководителя предприятия и должности главбуха (однако, необходимо отметить, что такое совмещение должностей не позволит в настоящее время правомерно оформить документы, где отражаются хоз. операции с денежными средствами, а также бух. отчетность, где требуется обязательная подпись главного бухгалтера). В законе определены права и обязанности главбуха. Для осуществления своих функций главбух. наделяется достаточными правами. Требования к главбуху по документальному оформлению хоз. операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников. Без подписи главбуха денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными. ГЛАВА II. Все операции ведутся только в валюте РФ. Много внимания уделяется здесь первичным документам. Ответственность за нарушение закона – уголовная. Указывается, что к учету принимаются первичные документы, составляемые по унифицированной типовой форме. Если такая форма отсутствует, то этот документ должен иметь реквизиты, указанные в законе. В соответствие с 10 статьей закона, содержание регистров БУ и внутренней бухгалтерской отчетности (управленческой) является коммерческой тайной. Лица, допустившие ее разглашение, будут нести ответственность, установленную законодательством РФ, в форме возмещения убытков, а с 01/01/97г. и уголовную ответственность. В законе приводятся правила оценки имущества и обязательств. В отличие от ранее действующего “Положения о БУ и отчетности”, оценка осуществляется дифференцированно в зависимости от способов приобретения. Покупка имущества оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов, а получение безвозмездно имущества– по рыночной стоимости на дату приобретения, оценка имущества, произведенного в самой организации - по стоимости изготовления.
В законе изменен порядок отражения на счетах недостач имущества и его порчи сверх норм естественной убыли. Если виновники не установлены или суд отказал в взыскании убытков с них, то теперь недостача списывается на финансовый результат(Д80 К84). ГЛАВА III. Здесь определен состав бухгалтерской отчетности и содержание пояснительной записки, а также адреса и сроки представления бухг. отчетности. Впервые указывается на публичность бух. отчетности. Определен срок, когда акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и другие фонды обязаны публиковать годовую отчетность – не позднее 01 июня года, следующего за отчетным. При этом отчетность может быть опубликована не только в газетах и журналах, доступных для пользователей, но и распространяться другими путями. Публикация бухг. отчетности позволит внешним пользователям анализировать деятельность предприятий и организаций и делать заключение о том, какие финансовые перспективы имеет данное предприятие. Законом определены сроки хранения документов БУ (не менее 5 лет с момента составления документа). Это позволяет повысить ответственность руководителя за организацию БУ и соблюдение законодательства при выполнении и оформлении хоз. операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|