Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право ребенка на собственных родителей




Участница курса: Ты имеешь в виду, что исходя из данных, которые у нас имеются, неважно, почему мать не захотела сообщать имени отца?

Б.Х.: Да. Причина не играет никакой роли, потому что в данном случае нет ничего, что могло бы оправдать молчание матери. Если права человека действительно существуют, то основное право ребенка - право на своих собственных родителей и на то, чтобы быть членом своей собственной семейной системы. В Германии это право обеспечивается конституцией: ребенок имеет право на то, чтобы узнать имя собственного отца. Мать даже обязана сообщить ребенку имя его отца.

Какое же это общество, в котором позволено лишать ребенка собственных родителей и занимать их место? Чем можно оправдать такой принцип, по которому позволено советовать женщинам в трудной ситуации отдавать своего новорожденного ребенка каким-то людям, желающим усыновить его, и все ее проблемы решатся? Разве можно считать нормальным то, что существуют бездетные пары, ожидающие такой возможности? Это же просто извращение!

Кроме того, как я уже сказал, ребенок имеет право не только на собственных родителей, но и на принадлежность к собственной семейной системе.

Исцеление, направленное только на помощь жертве

Участница курса: С моей точки зрения, расстановка Риты была первым шагом, ведущим к следующему этапу лечения, каким бы он ни был. Мы узнали, что мать не захотела сообщать имени отца, и, по-моему, у нее была на это причина. Предполагается, что со дня усыновления ребенка имели место, определенное развитие и динамика, и кто знает, с чем столкнется этот ребенок при встрече с отцом...

Б.Х.: Мне хотелось бы предостеречь тебя от подобных возражений, так как мы рискуем облегчить ответственность взрослых и перенести бремя ответственности на самого слабого, то есть на ребенка.

Когда мы стараемся найти оправдание поведению матери, невозможно дать ей понять серьезность ситуации.

Утверждение о том, что существует оправдание или нравственное извинение ее поведения, вероятно, приведет только к длинным, но безрезультатным разговорам с ней. Только когда мать полностью осознает величину собственной ответственности, она поймет, что от нее требуется и, возможно, совершит соответствующие действия. Терапевт должен разделить с ней сознание серьезности ситуации, чтобы помочь взрослым принять на себя бремя ответственности, вместо того чтобы обременять ею ребенка, как часто делают специальные ведомства по защите прав детей и подростков или сами терапевты.

Мне хочется подробнее ответить на твой вопрос о расстановке семьи Риты. Посторонним лицам не позволено высказывать возражения и суждения о расстановке, так как она показывает реальность пациента. Расстановка была произведена не мной, а Ритой. Я только постарался найти решение. И если ты скажешь, что ситуация может быть интерпретирована и по-другому или что надо попробовать найти другие возможности решения, ты лишишь происходящее его силы. Кроме того, ты претендуешь на то, что тебе известно больше, чем самому пациенту.

Только когда мы признаем реальность такой, какая она есть, она продолжит оказывать свое воздействие и приведет к следующему необходимому шагу. Возражая против этого факта и считая, что реальность заключает в себе возможность выбора, мы лишаем ее серьезности и силы. Поэтому при расстановках семей я всегда ищу экстремальное решение: оно исключает возможность выбора и соответствует реальности.

Я показал Рите негативную сущность переплетения, в котором она находится, чтобы ей стало ясно: к этому следует отнестись серьезно. Только на основе такого серьезного отношения пациент сможет найти новый выход. Серьезность переплетения требует от пациента абсолютной серьезности при обсуждении его положения, и это оказывает позитивное воздействие при работе с ним. Отрицание такой необходимости всегда ведет к ослаблению исцеляющих энергий. Во время расстановки Риты я все время был сосредоточен на ребенке и его отце. Я встал на их сторону, так как на них лежит бремя, и они — жертвы. Только когда терапевт сосредоточен на жертвах, ему удастся найти решение переплетения. Если же я сосредоточусь не на них, а на матери ребенка и на той паре, которая объединилась с ней против отца, мне это не удастся. В таком случае терапевт оправдывает действия этих лиц, вместо того чтобы помочь жертвам.

Следующий шаг

Рита: Когда ребенок оказался у нас, у меня возникло желание как-то отметить это событие. (Плачет.) Я пошла в церковь с цветами и помолилась за мать ребенка. Я никогда не чувствовала, чтобы между нами что-то стояло. Что касается отца ребенка, я о нем просто никогда не думала. Вообще же я поняла уже тогда, что мне надо было сделать какой-то жест.

Б.Х.: Одной из важных проблем в психотерапии является то, что многие женщины считают, что у мужчин и отцов нет прав на все, что касается их детей. Женщины не принимают мужчин во внимание и действуют так, словно эта область принадлежит только им. И многие терапевты-мужчины в процессе терапии жестоко обходятся с мужчинами, о которых идет речь. Когда пациентка рассказывает о том, как ужасны мужчины, они доверяют ее словам и становятся на ее сторону. Но при таких условиях решение проблемы найти невозможно. Терапевт обретет силу для решения проблемы своего пациента, только если предоставит лицам, исключенным из системы, место в своем сердце. В случае Риты я обладал силой, которая требовалась для решения проблемы, так как заключил отца этого ребенка в свое сердце с самого начала. Благодаря этому я смог найти решение этого переплетения.

(Рите): Ты еще сможешь все исправить. (Рита кивает.)

По твоему лицу заметно, что тебе уже не так плохо.

Рита: Да, мне стало легче.

Одна из участниц: С одной стороны, твои слова производят на меня глубокое впечатление. Среди твоих утверждений есть несколько невероятно мудрых, которые очень тронули меня, и я чувствую, как исполнилось мое желание и я встретила человека, которому известно, где истина, и который знает, что правильно и что нет. Но с другой стороны, я вижу некоторую опасность в том, что эти истины перемешаны с целым рядом преждевременных обобщений. По-моему, эта смесь деструктивна. Например, твое утверждение о том, что у Риты все навсегда запутано и ужасно. Сейчас же ты вдруг смягчил его, дав ей возможность все-таки найти решение.

Б.Х.: Предоставить Рите эту возможность, и является тем вторым шагом, который я имел в виду.

Та же участница: Мне только хотелось сказать, что я немного сбита с толку

Б.Х.: Второй шаг невозможен без первого. Что же касается твоего смущения и неприятных чувств, то если ты находишься под таким впечатлением и ощущаешь подобное сопротивление в себе, тебе надо просто взглянуть на проблему, отбросив рациональные размышления о ней. Взгляни на нее и спроси себя, насколько я прав в этом отношении и насколько нет. Если ты придешь к другому выводу, сообщи мне об этом. Я приму это как исправление, так как понимаю, что тебе удалось увидеть какой-то аспект, который я упустил из виду. Тогда у нас появится возможность обменяться мнениями. Ты сама видела, что когда другой наблюдатель воспринимает проблему не так, как я, и серьезно мне об этом сообщает, я принимаю его замечания и так же серьезно их обдумываю. Например, и сама Рита внесла свой вклад в нашу работу, сообщив об одном важном аспекте своих восприятий. Если же у тебя возникают чисто рациональные возражения, мы не сможем спокойно обсудить это. Если бы во время расстановки ты непрерывно наблюдала за Ритой, то увидела бы, что у нее начался определенный внутренний процесс, и благодаря этому она изменяется. Когда у нас возникает желание высказать какие-то возражения, относительно происходящего во время расстановки семьи, нам надо только сосредоточенно понаблюдать за пациентом. Взглянув на пациента, мы сможем понять, как подействует на него наше возражение. Мы должны найти в себе ответ на следующий вопрос: придает ли наше возражение силы этому человеку или лишает его сил, насыщает ли оно его или отравляет. Так мы узнаем, поможет ли наше возражение пациенту или будет препятствовать его исцелению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...