Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстановка: Я последую за тобой




Б.Х.: По-моему, теме данной конференции не будет противоречить, если мы сосредоточимся, прежде всего, на работе с участниками, страдающими смертельными болезнями или склонными к самоубийству.

(Обращаясь к Астрид, сидящей в инвалидном кресле): От какой болезни ты страдаешь?

Астрид: У меня диабет, поэтому мне регулярно проводят диализ, кроме того, мне уже сделали пересадку одной почки.

Б.Х.: Я постараюсь применить все свои знания в работе с тобой, и если ты поможешь мне лучшей половиной своей души и лучшей половиной души своих матери и отца, мы, возможно, найдем то, что поможет тебе. Ты согласна? Хорошо. Начнем с того, что ты расскажешь мне кое-что о ситуации в своей семье. Происходили ли в ней какие-то особенно важные события? Например, ранняя смерть или самоубийство кого-то из ее членов.

Астрид: После меня у моей матери родился еще один, третий ребенок, который умер через три дня после рождения.

Б.Х.: Это важно, так как на подобное событие другие дети в семье очень сильно реагируют. Произошло ли еще что-то, кроме этой смерти?

Астрид: Я заболела диабетом, когда умер от рака мой дедушка. Он жил вместе с нами.

Б.Х.: Он был отцом твоей матери или отца?

Астрид: Моей матери.

Б.Х.: Случилось ли еще что-то особенное в родительской семье твоей матери? Например, чья-то ранняя смерть?

Астрид: Брат моей матери умер во время войны от дифтерии, когда ему было четырнадцать.

Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей или их родителей замужем или женат, или же имел серьезные отношения с кем-либо до брака?

Астрид: Нет.

Б.Х.: Сейчас мы расставим эту семейную систему с помощью участников нашей группы. Нам нужны исполнители ролей отца и матери. Их первый ребенок был мальчиком или девочкой?

Астрид: Мальчиком.

Б.Х.: А второй ребенок?

Астрид: Это я.

Б.Х.: Твою роль тоже будет играть участница группы. А умерший ребенок?

Астрид: Это была девочка.

Б.Х.: И для нее выберем исполнительницу. Отчего умер этот ребенок?

Астрид: Это осталось невыясненным.

Б.Х.: Что ты имеешь в виду?

Астрид: Мать мне рассказала, что ребенок ничего не ел. Больше я ничего не знаю.

Б.Х.: Значит, она умерла от голода?

Астрид: Это все, что они мне сообщили. А вообще об этом ребенке в нашей семье всегда умалчивали.

Б.Х: Твои родители упрекали друг друга в ее смерти?

Астрид: Они никогда не упоминали этого ребенка.

Рис. 24.1:

О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь (Астрид); +3 — третий ребенок, дочь, умершая через три дня после рождения.

Б.Х.: Хорошо. Расставь исполняющих роли членов своей семьи. Ты в состоянии встать и сделать это сама?

Астрид: Да.

Б.Х.: Тебе известно, как это делается?

Астрид: Нет.

Б.Х.: Ты должна взять за плечи каждого и попытаться расставить их по отношению друг к другу, таким образом, и на те места, которые им сейчас, на твой взгляд, соответствуют — до тех пор, пока у тебя не появится впечатление, что констелляция отражает реальное положение. Все это ты должна делать спонтанно, в соответствии со своими чувствами. В конце ты должна еще раз все проконтролировать, и тогда можешь снова сесть.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Я словно защемлен между этими двумя и чувствую за спиной какую-то угрозу; это действительно что-то ужасное. Мне очень хочется повернуться и посмотреть туда.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Очень многое из того, что находится у меня за спиной, остается для меня непонятным. Это что-то очень массивное.

Б.Х.: Как чувствует себя сын?

Первый ребенок: Я чувствую очень тесную связь с моей сестрой, но родители слишком далеко от меня.

Б.Х. (участнице, играющей роль Астрид): Как чувствует себя старшая дочь?

Второй ребенок: У меня такое впечатление, что мои родители усиленно рассматривают меня. Хорошо, что они так далеко от меня.

Б.Х.: Как чувствует себя умерший ребенок?

Третий ребенок: Я никого не узнаю, и у меня такое впечатление, будто я не принадлежу к этой группе.

Б.Х.: Сейчас я переставлю умершего ребенка так, что все смогут его видеть.

Рис. 24.2

Б.Х.: Что изменилось у родителей?

Отец: Я чувствую себя гораздо свободнее, несмотря на то, что нахожусь еще слишком близко к жене. Но мне сейчас легче дышать.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Я чувствую облегчение.

Второй ребенок: Мне тоже лучше.

(Обе сестры улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Что это было?

Второй ребенок: Мне приятно, что и она здесь.

Б.Х. (группе): Сейчас у меня возникают разные впечатления. Первое: мать хотела бы покинуть семью и последовать за своим умершим ребенком. Вторая картина: старшая дочь пытается это предотвратить собственным уходом. И третья картина: старшая дочь тоже хочет последовать за своей умершей сестрой. Вы, конечно, заметили, как они понимают и любят друг друга?

(Сестры снова улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Видите? Они не могут этого скрыть!

(Смех в группе.)

Б.Х: Я вижу, что вы это тоже заметили. Сейчас я поставлю мать рядом с отцом.

Рис. 24.3

Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете?

Отец: Меня тянет вправо.

Б.Х: Возможно, что отец хочет уйти. То, что находится вне системы, тянет его из нее. Встань рядом с умершей дочерью и скажи мне, как ты себя там чувствуешь.

Отец: Мне здесь хорошо.

Б.Х. (Астрид): Что особенного случилось в родительской семье твоего отца?

Астрид: Его младший брат умер во время войны от воспаления легких.

Б.Х. (отцу): Встань обратно рядом с женой. А я сейчас добавлю в расстановку твоего умершего младшего брата.

Рис. 24.4:

+БО — брат отца, умерший в возрасте четырнадцати лет.

Б.Х. (отцу): Что для тебя изменилось?

Отец: Сейчас мне хорошо, так как меня больше не тянет вправо.

(Остальные члены семьи не почувствовали никакого изменения.)

Б.Х. (группе): По-моему, отец внутренне говорит этому умершему брату: «Я последую за тобой!»

А как чувствует себя сейчас мать?

Мать: Мне все же кажется, что что-то изменилось, когда сюда пришел его брат. Прежде, когда я стояла рядом с мужем, у меня было впечатление, что чего-то не хватает. Сейчас эта ситуация изменилась. Но его брат не должен стоять слишком близко.

Б.Х.: Конечно. Ведь иначе жена потеряет мужа.

(К Астрид): Тебе хочется сейчас встать на свое место в расстановке? Как назвали твою умершую сестру?

Астрид: Мария.

Б.Х: Посмотри на нее и скажи: «Дорогая Мария!»

Астрид: Дорогая Мария!

Б.Х: Повтори еще раз.

Астрид: Дорогая Мария!

(Длинная пауза.)

Б.Х: Скажи ей: «Я последую за тобой!»

Астрид: Я последую за тобой!

Б.Х.: «С любовью!»

Астрид: С любовью!

Б.Х: Повтори еще раз!

Астрид: Я последую за тобой с любовью!

Б.Х: Это правда?

Астрид: Да.

Б.Х.: Как чувствует себя при этом умершая сестра?

Третий ребенок: Не совсем хорошо.

Б.Х.: Я так и думал.

Третий ребенок: Она мне не нужна.

Б.Х. (группе): Здесь приходит конец иллюзиям пациентки.

(К Астрид): Сейчас я отниму у тебя сестру и поведу ее туда, где ее настоящее место.

(Участнице, играющей роль умершей сестры): Сядь на пол перед обоими родителями и прислонись к ним спиной.

Рис. 24.5

Б.Х. (участникам, играющим роли родителей): Положите нежно одну руку ей на голову. Одновременно!

Как чувствует себя сейчас ребенок?

Третий ребенок: Мне лучше.

Б.Х.: Как чувствуют себя родители?

(Оба улыбаются друг другу и кивают, показывая, что у них сейчас все хорошо.)

Б.Х. (Астрид): Скажи своей сестре: «Дорогая Мария!»

Астрид: Дорогая Мария!

Б.Х.: «Вот твое место».

Астрид: Вот твое место.

Б.Х.: «А я останусь здесь». Открой глаза.

Астрид: А я останусь здесь.

(Длинная пауза.)

Б.Х.: Дыши глубоко! Посмотри на мать и скажи ей... Как ты ее называла в детстве?

Астрид: Мама.

Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама!

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь. (Она взволнована и начинает плакать.)

Б.Х.: Это хорошо. Посмотри на нее и скажи с любовью: «Дорогая мама!»

(Астрид медлит.)

Астрид: Дорогая мама! (Всхлипывает.)

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я... Я... Я...

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х.: Повтори эту фразу ровным голосом: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.

Б.Х.: Посмотри сейчас на отца! Как ты его называла?

Астрид: Папа.

Б.Х.: Скажи: «Дорогой папа!»

Астрид: Дорогой папа!

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х.: Тебе легче сказать эту фразу отцу. Посмотри еще раз на мать. Сейчас мы вместе подойдем к матери. Встань рядом с ней.

Рис. 24.6

Б.Х.: Посмотри на мать и скажи ей: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама!

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь. (Сейчас ее голос звучит решительно.)

Б.Х.: Да, точно так и нужно произносить эту фразу. Повтори ее еще

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.

Б.Х. (матери): Обними ее. Обеими руками!

(К Астрид): Скажи: «Дорогая мама, я остаюсь здесь».

Астрид (громко): Дорогая мама, я остаюсь здесь.

Б.Х.: Да, точно так! «Дорогая мама, я остаюсь здесь».

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. (Всхлипывает.)

Б.Х.: Дыши глубоко и выдыхай воздух с силой! Вдох и выдох должны быть глубокими!.. Да, точно так. А сейчас повтори снова, спокойным голосом: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама!

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х. (группе): Она произносит эту фразу спокойно. Только сейчас она сделала это правильно и достигла полной силы высказывания.

(К Астрид): «Дорогая мама, я остаюсь».

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь.

Б.Х.: Да, сейчас ты правильно произнесла эту фразу. Но будешь ли ты теперь, и жить в соответствии с ней? Посмотри на мать! Посмотри ей в глаза и скажи: «Я сделаю то, что сказала».

Астрид: Я сделаю то, что сказала.

Б.Х.: Хорошо. Это все.

(Б.Х. помогает Астрид вернуться на свое место. Участница, сидящая рядом с Астрид, обнимает ее одной рукой. Тогда Б.Х. говорит участнице: «Нет, нет. Это может нарушить процессы, протекающие сейчас в ее душе. Она может защитить сама себя лучше, чем кто-либо другой. Твое утешение только отвлечет ее внимание».)

Б.Х. (группе): После такой работы мне надо отдышаться...

Я думаю, мы все видели, какие здесь действуют энергии, ведущие к болезни, а также какая сила необходима для того, чтобы найти переход от болезни к лечению. Та же любовь, что привела к болезни, и избавляет пациентку от нее. Только сейчас цель этой любви другая, хотя любовь остается прежней. Если кому-то из вас хочется что-то добавить или задать какие-то вопросы для уточнения, можете сделать это сейчас.

Один из участников: Не осталось ли чего-то невыясненного в отношении отца? Он ведь тоже хотел последовать за кем-то?

Б.Х.: Важный принцип нашей работы состоит в том, что терапевт не делает больше, чем необходимо пациенту. Астрид не нужно больше того, что мы сделали. В процессе расстановки это стало ясным. Когда я вижу это, я прекращаю сеанс терапии, иначе происходит потеря энергии. При достижении высшей точки работы необходимо остановиться — никакой проработки или дополнительных вопросов, вроде: «Как ты себя сейчас чувствуешь?». Это только лишило бы пациента сил. Ты это понимаешь?

Участник: Да.

Четыре месяца спустя я получил от Астрид следующее письмо:

«... Уже много дней и даже недель я очень хочу сообщить Вам об изменениях в моей жизни, происшедших со дня расстановки моей к семьи. Но все еще остается внутренний страх и внутренний барьер, мешающий мне осуществить эти изменения. Самый очевидный успех моей работы с Вами отразился в непосредственном прерывании целой цепи инфекционных заболеваний почек и мочевыводящих путей, продолжавшихся у меня годами. Для меня это значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти инфекционные заболевания не только чуть не стоили мне потери пересаженной почки, но и могли бы послужить причиной моего согласия на еще одну сложную и опасную операцию, исход которой был очень сомнительным.

Фраза «Я остаюсь», которую я вначале произносила по отношению к матери с определенным упрямством, принесла мне сейчас освобождающую уверенность в том, что мне все же позволено продолжать жить.

Системно-семейные переплетения, отражающиеся во фразах «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты» и неоднократно переплетающиеся в моей семье и создавшие в ней сложную сеть связей, растворились в моем сознании и лишились своей силы в отношениях между мной и моей умершей младшей сестрой. Сейчас я обладаю свободой, позволяющей положить конец цепи болезней с их усиливающимися симптомами. Постоянное скрытое желание покончить жизнь самоубийством потеряло свое «заводное устройство» и оправдание в моих глазах...»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...