Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности.




Общее понятие сервисной услуги, история становления и развития
сервисных услуг как особой социальной сферы. Классификация видов сервисной деятельности.

 

Сервисная деятельность как составная часть хозяйственной и социальной активности прошла длительный путь исторического развития. (Аванесова, 9-40). Для ее анализа немаловажным является вопрос о том, на каком этапе и каким способом она стала формироваться как составная часть хозяйственной активности.

Индивидуальные и общественные услуги были известны с древнейших времен. В ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ (35-40 тысяч лет назад) люди (кроманьонцы) умели использовать огонь и простейшие орудия труда, постепенно переходили от собирательства к производящему типу хозяйствования: охоте, скотоводству, простейшему растениеводству. Постепенно внутри сообществ формировались коллективы: мать и дети, родственники, охотники, женщины, ведущие хозяйство и пр. таким образом, формируется социальная среда, отличная от животных сообществ, внутри которой появляются обычаи, нормы поведения, запреты, традиции и пр.

Первоначально границы между разными видами деятельности были неопределенными: хозяйственные занятия тесно переплетены с эстетической деятельностью. Не было и отдельного вида деятельности, связанной с услугами: любой член сообщества участвовал в коллективном труде, в самообслуживании: добывал пищу (охота, собирательство), мог приготовить пищу, выполнял магические обряды и пр.

Однако позже появляются зачатки дифференциации труда: с усложнением рода деятельности появляется и деление на тех, кто лучше справляется с работой определенного рода. Разделение труда привело к дифференциации статусных и социальных ролей (роль лидера, вождя, шамана, сказителей, исполнителей, авторов наскальных рисунков, исполнителей музыки и пр.). таким образом, представители указанных видов социальной активности уже выполняли элементы той деятельности, которая через несколько тысячелетий будет связана со сферой услуг, причем такие элементы деятельности формируются уже не в рамках дружеских или семейных отношений, а в общем пространстве социума, поскольку в них нуждалось все общество. Однако рыночного наполнения в то время эта деятельность не имеет – указанные занятия совершались добровольно, безвозмездно и только теми людьми, которые оказывались к ним пригодными.

Вывод: можно сказать, что у людей доисторических культур не существовало развитой хоз. деятельности, их труд в осн. был направлен на освоение природных ресурсов и на отработку простейших форм производящего хозяйства. Отношения строились в осн. на самообслуживании и взаимопомощи. Однако уже в этот период появляются объективные предпосылки для выделения и специализации общественных занятий, которые много позже переросли в услуги, а затем – в СД.

 

В сообществах ДРЕВНЕГО МИРА, к которым относят народы и гос. образования, существовавшие в период между 3000 г. до н. э. и V в. н. э. в ряде крупнейших регионов мира (долины Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ и на юге Зап. Европы), человек начал осваивать принципиально новые виды деят-сти. Он перешел от кочевого образа жизни к оседлому, освоил выплавку металлов, создал гончарный круг, разработал письменность.

Современные исследователи отмечают ряд особенностей древних сообществ, отличающих их от доисторических:

1) формирование государственно-правовых форм организации и регулирования общественной практики;

2) развитие частной собственности, что привело к экономическому и социальному расслоению, появлению института рабства;

3) зарождение товарно-рыночных отношений, что углубило разделение труда и способствовало формированию крупных сфер хозяйства – сельское хозяйство, торговли, ремесленного производства и др.;

4) появление новых профессий, связанных с государственным управлением, правовой деятельностью, письменностью;

5) развитие форм духовной активности, представителями которой являлись служители религиозного культа (жрецы, храмовые служители), а также деятели, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей (художники, артисты, музыканты, сказители);

6) образование, с одной стороны, крупных социальных общностей (народов, государств), с другой – окончательное формирование малой социальной ячейки – семьи.

Сама этимология слова «сервис» отсылает нас в давние исторические времена. СЕРВЫ (от лат. servus – раб) – рабы в Древнем Риме и полукрепостные слуги феодалов в средневековой Европе. Это были социальные группы, главным занятием которых было обслуживание, удовлетворение повседневных нужд своих хозяев, хотя и нельзя говорить, что это было сферой их профессиональной деятельности в современном смысле.

В культурах древнего мира сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в различных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

  • в сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);
  • в области государственно-правовых отношений;
  • в сфере духовных и художественно-эстетических запросов;
  • в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Кроме того, в городах Средиземноморья и на Востоке выполнялись работы, требующие, как сказали бы сегодня, высококвалифицированной подготовки: работали скульпторы и камнетёсы, писцы и учителя, обучавшие детей в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых дворов. У древних греков и римлян существовали преподаватели, обучавшие философии, ораторскому искусству, основам актёрского мастерства. За эти занятия взималась плата.

Наряду с услугами, оказываемыми вне дома, значительный объём обслуживания осуществлялся в рамках семьи, которая в сообществах древнего мира выступает единым домохозяйством. Это был большой коллектив родственников, домочадцев, домашней прислуги (в состоятельных домах - рабы). Позже, на средневековом Западе, эти функции перешли к крепостным слугам, дворовым людям, а в Новое время – к наёмной прислуге.

В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5-15 вв.) на смену рабовлад-кому произв-ву, ремесленным мастерским приходит мануфактурное производство, связанное с дальнейшей дифференциацией и специализацией труда. Появляются кредитно-финансовые учреждения, дающие возможность аккумулировать денежные ресурсы в одних руках и давать их под проценты на развитие производства. Более профессиональную форму приобрели торговые отношения: созданы торговые ассоциации, купеческие гильдии, которые позволили регулировать внутрикорпоративные нормы: сбыт, хранение, безопасность торговли и пр. с аналогичными целями образованы ремесленные цеха. В ряде городов Зап. Европы появились университеты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...