Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вексели тамплиеров 12 в. (в 14 обвинены в ереси и распущены).




В обществе начинает складываться цепочка современного сервиса: «производитель услуг – потребитель». Особенно интенсивно эта цепочка действовала в сфере путешествий: увеличивающееся их число требовало хороших дорог, гостиниц, питейных заведений, харчевен. Формируются основы современной индустрии гостеприимства.

Рассмотрим особенности развития индустрии гостеприимства на примере разных стран. Самые отдаленные упоминания о местах для путешественников мы находим в истории Древнего Египта. Египет был известен как культурный и оздоровительный центр. Это обусловило возникновение палаточных городков, павильонов, зданий и сооружений для путников, обеспеченных питанием и бытовым обслуживанием. Гостиницы строились в местах, где проходили общественные и культовые мероприятия (храм Афродиты в Олимпии).

Развитие гостеприимства в средние века было связано с религиозными традициями. В этот период развивается религиозный туризм (паломничество к святым местам). Император Римской империи Карл Великий обязал монастыри и церкви предоставлять путникам ночлег, питание, лечебную помощь и ванну. Такое бесплатное предоставление услуг сдерживало развитие частных предприятий. Для паломников появляются госпиции – это странноприимные дома, учреждения в виде гостиниц с характером монастыря. Они устраивались в населенных пунктах, а обслуживали их монахи и братья-прислужники отдельных орденов. К XVI в. (Новое время) относится открытие кофеен, которые стали центрами культурной и литературной жизни. Их открытие было связано с распространением в Западной Европе напитков – кофе и чая. Первые кофейни были открыты в Лондоне (1652) и Вене (1683). К концу XIX века были распространены два типа гостиниц: 1) маленькие и устаревшие гостиницы с минимальным набором услуг и низкими ценами; 2) большие, роскошные, имеющие залы для банкетов, просторные вестибюли, лифты, сантехнику и др. удобства. Конкуренция между гостиничными предприятиями, развитие научно-технического прогресса и растущие потребности в комфорте и новых услугах приводит к возникновению больших современных гостиниц типа частных резиденций или роскошных государственных особняков. Возникают целые гостиничные комбинаты с фешенебельными ресторанами и кафе. Расширяется сеть гостиниц в курортных зонах и спортивных центрах. То есть гостиничное хозяйство превращается в отрасль экономического хозяйства, приносящие не только пользу, но и доход. В ХХ веке в связи с автоматизацией гостиничных операций возникает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров. Открываются гостиничные школы, специальные кафедры при университетах, выпускаются учебники по гостиничному и ресторанному хозяйству.

 

УСЛУГИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА зарождались в Зап. Европе в индустриальную эпоху. Обществу, которое развивается в рамках индустриальной культуры, присущи капиталистические отношения в зрелой товарно-денежной форме, с правовым закреплением частной собственности на средства производства. В экономической практике такого общества происходит соединение производительного труда с научными знаниями и рационально отработанными технологиями.

Главное звено индустриального производства – крупная машинная промышленность, замена тяжёлого физического труда на машинный.

Сложная структура индустриально-промышленного производства стимулирует перераспределение ресурсов между разными отраслями хозяйства, что сопровождается глубокими изменениями в структуре общества и в образе жизни людей.

Стремительно растёт удельный вес городского населения, возникают новые профессии, связанные с обслуживанием машин и углубляющие расслоение общества (инженеры, технологи и пр.). НТП способствовал появлению новых средств коммуникации, позволяющих предпринимателям обращаться к массовой аудитории (печатные СМИ, телеграф, радио и пр.). производственные структуры и сервисные организации используют в своих интересах появившиеся возможности влияния на личное и общественное сознание, превращая каналы СМИ в средство трансляции искусства, массовой информации и рекламы. Отныне спрос и потребительское поведение людей определяются не только реальными, но зачастую и мнимыми потребностями.

В обществе индустриального типа расширяются возможности порождения новых благ и услуг. Трансформируется общественно-экономический статус домашнего хозяйства: его члены уже не могут рассчитывать на принципы самообслуживания или домашнюю прислугу, они вынуждены пользоваться общественными секторами обслуживания (дешевле, лучше, престижнее и пр.).

Все перечисленные факторы общественного развития формируют новый образ жизни граждан: на первый план социальной практики выходят индустриальные способы возведения типового жилья, производство и покупка пищевых продуктов, товаров повседневного спроса, изготовленных с помощью машинных технологий.

Распорядок жизни человека индустриального общества: фиксированное время на работе (повышает дисциплину, производительность труда – накапливает усталость, стресс); фиксированное свободное время в течение дня, в конце недели и отпускное время. Заботой человека становится эффективное использование свободного времени на восстановление сил, общение с близкими, развлечения. Все это создает предпосылки для появления нового масштабного сегмента сферы сервиса – индустрии развлечений, сферы досуга и рекреации.

ВЫВОД Таким образом, в рез-те индустриализации сервисная активность получает колоссальный импульс развития, вырабатывая новые формы самоорганизации и многообразных услуг. СД обретает возможность порождать новые социокультурные потребности и тем самым увеличивать объём потребительского рынка. Во многих странах на этапе индустриализации происходит становление индустрии сервиса, к-рая предполагает тесное переплетение технологий обслуживания с технологиями промышленного производства.

«Общество изобилия», «потребительское общество».

 

На рубеже 60-70-х гг. XX в. в развитых странах стали проявляться качества нового – ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО – общества. Его динамика определялась уже не промышленно-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями и возросшей ролью услуг в социальном и культурном сегментах сервиса. Подобные процессы обозначают в науке как «информационная революция», «сервизация экономики».

Информационная революция связана с появлением в жизни людей комп. техники, автоматизированных систем связи. Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные мех-мы обществ-го разв-я. Т. о., создаются перспективы формирования новых культурных и социально-гуманитарных потребностей информационного хар-ра. Отныне все, что связано с появл-ем и распространением информации, образует в экономике развитиых стран масштабный сегмент сервисно-информационного производства.

Сервизация экономики связанас процессом активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, т. е. в то, что ранее рассматривалось как находящееся за рамками собственно индустриальногопроизводства: управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, уровень культуры и профессиональные кач-ва самих работников сферы обслуживания.

В последней четверти XX в. в развитых странах преодолевается исторически сложившееся представление о секторе услуг как о второстепенном, подчиненном, зависящем от промышленности. К концу века в США, странах Зап. Европы, Японии ситуация коренным образом мен-ся, и ряд услуг – банковских, финансовых, информационных, управленческих, компьютерных – определяется даже в кач-ве ведущих эл-тов нац-го разв-я.

Отличительная черта постиндустриальной экономики – увеличение доли невещественного продукта – услуги, а также рост произв-ва продукции по инд-м заказам.

Минусы – экология, истощение ресурсов, снижение продуктивности с/х, увеличение соц-го нерав-ва. Самое страшное – внутренний кризис самого человека. Отошел от традиционных способов преодоления стрессов (к-рых стало намного больше) – религии, семейно-родственных связей – а новых не нашёл. Дезориентирован.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...