Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея Платона об идеальном государстве




Введение

 

В античной Греции философия была мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государств и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития.

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписали философы античности. Платон, Аристотель. Платон и Аристотель были первооткрывателями в освещении философско-правовых идей. В своих трактатах» они осветили положения о справедливости, законах, праве, правовом устройстве государства. Платон вошёл в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства Аристотель внёс большой вклад в создании модели государственного устройства. Они предложили критерии справедливой формы правления государства - интересы общего блага, которые можно приложить к любому современному государству. Их философско-правовые идеи остаются актуальными в современное время.

Целью настоящей работы, рассмотреть философско-правовые идеи Платона и Аристотеля.

Для достижения цели поставим следующие задачи.

1. Обозначить философско-правовые идеи Платона, раскрыть его учение об идеальном государстве, праве и справедливости.

2. Раскрыть понятие правового государства Аристотеля. Рассмотреть его идеи о справедливости.

Структура настоящей работы отвечает поставленным целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.


 

Философско-правовые взгляды Платона

Идея Платона об идеальном государстве

 

В сочинении «Государство философ выразил свое ведение идеального государства, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»). Это сочинение принадлежит к более зрелой эпохе древнегреческого философа и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме. Государство Платона, как и вся жизнь человека, подчиняется единой небесной цели. Оно, прежде всего, должно быть зеркалом внутреннего мира человека Идеальное состояние человеческой души заключается в гармоническом согласовании всех ее частей, в подчинении всей душевной деятельности идеальному божественному порядку. Такое гармоническое состояние души, по учению Платона, и есть справедливость. В общежитии, как и в человеческой душе, основным требованием является справедливость как гармоническое согласование всех частей общественного организма в их общем подчинении миру идеально. Эта справедливость заключается в том: каждый отдельный член общежития должен делать свое дело, не врываясь в сферу деятельности другого, и все вместе должны служить идее, являясь совершенным зеркалом, отражением идеи блага.

Основная черта идеального государства Платона заключается в совершенном подчинении личности абстрактной родовой идее. Идеальный мир Платона исключает из себя все индивидуальное, конкретное. Тот же божественный порядок находим мы и в человеческом обществе, которое отражает и воспроизводит в себе мир идеальный. В государстве Платона человек является каким-то безличным существом, общим типом, абстрактной родовой идеей, не как индивид, не как отдельная личность, а как представитель какого-либо родового, отвлеченного понятия, как член известного общественного класса. Цель государства не личность, несчастье отдельного субъекта, а подчинение всех индивидуальных стремлений безличной родовой идее. В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему благу: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защита людей, обеспечение их материальными благами, созданий условий для их творческой деятельности и духовного развития. В связи с этим Идеальное государство Платона разделено на три класса; эти три сословия суть: правители-философы, воины и работники, ремесленники и земледельцы - в соответствии с тремя частями души - разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель - справедливость.

Все граждане идеального государства составляют одну семью, одно государство. Все они друзья между собой; а между друзьями все должно быть общее - жены и имущество. Такое упразднение семьи и собственности имело целью между всеми гражданами установить общность интересов, единодушие, товарищество, взаимную любовь. Для этого требовалось устранить все обособляющие индивидуальные интересы. Этим Платон думал положить конец всем общественным раздорам и смутам, прекратить борьбу политических партий.

В идеальном государстве рождение и воспитание детей не должно быть поставлено в зависимость от случайной склонности, от эгоистического желания родителей, поэтому государство вторгается в заключение браков. Правитель определяют количество браков, и выбирает родителей, которые по своим физическим и нравственным качествам могут произвести государству наилучших граждан. Государство не терпит прочных, постоянных привязанностей, так как они вносят эгоизм в общество; любящая пара, обособляясь в эгоистическом чувстве, тем самым вносит в общество частный интерес, который нарушает единство общественной жизни, гармонию чувств и интересов, а потому грозит гибелью идеальному государству.

По мнению Платона, государство является воспитательным учреждением, которое облегчит своим гражданам трудный путь восхождения от чувственного земного мира к загробной вечной жизни. Платон рассматривал эту задачу, в сущности, с задачей, которую в христианском мире преследует церковь: это союз людей ради общего их спасения. Уверовав в сверхчувственное Божество, он провозглашал отречение от индивидуальной воли, от земного счастья, от всех земных интересов как необходимое условие спасения.

Управление государством Платон отдавал классу правителей - философов, которые живут внутренней идеальной жизнью, в непосредственном созерцании постигают идею, видят красоту сверхчувственного, мыслимого мира. Задача правителя состоит, во-первых, в том, чтобы созерцать идею, а во-вторых, чтобы осуществлять её в практической деятельности. Идея блага познается философией и потому задача правления, политики есть, прежде всего, философская задача. Правитель в идеальном государстве совмещает в своём лице всю полноту верховной власти, распоряжаясь по своему усмотрению.

Правители и воины суть единственно свободные классы в идеальном государстве. Оба эти класса всецело поглощены своими общественными, служебными обязанностями и свободны от материального труда. Если два высших класса свободны от материального труда и всецело посвящают себя общественной деятельности наоборот, третий класс - работников, не имея участия в общественной деятельности, всецело поглощен своим частным хозяйством, материальным трудом. Для этого и нужен третий, трудящийся класс ремесленников и землепашцев. Свободные граждане двух высших классов, по словам Платона, смотрят на этих рабочих как на своих друзей и кормильцев.

Таким образом, идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей в земной, политической и правовой жизни. Государство Платона, как и вся жизнь человека, подчиняется единой небесной цели. Основная черта идеального государства Платона заключается в совершенном подчинении личности абстрактной родовой идее. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Все граждане идеального государства составляют одну семью. По мнению Платона, государство является воспитательным учреждением и вторгается в заключение браков. Управление государством Платон отдавал классу правителей. Правители и воины - свободные классы в идеальном государстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...