Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея Аристотеля о справедливости




 

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке идеи справедливости. В освещении проблемы справедливости проявляются соотношение этики и политики. По мнению Аристотеля, справедливость представляла всю добродетель в человеческих отношениях и относилась к предмету политики. Политика, право и законы имеют всю добродетель, т. е. политическую справедливость. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшая из добродетелей и относится к предмету этики.

Характеризуя, соотношение справедливости и добродетели, Аристотель различал формы политического (государственного) устройства, которые соответствуют принципу справедливости и идее права. Он писал: «По существу они тождественны, но в проявлении они различны: одна -справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, добродетель, - приобретенное душевное качество, взятое безотносительно». Аристотель отмечал, что понятие справедливости означает как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное равномерное. Неравномерное и противозаконное отличаются друг от друга, как часть от целого: «ибо все неравномерное противозаконно, но нё все противозаконное неравномерно». Общего определения справедливости у Аристотеля нет. Он выделял два вида справедливости: распределяющую и уравнивающую. Распределяющая справедливость основана на равенстве, уравнивающая предполагает неравенство и оправдывает его. Распределяющая справедливость - это проявление справедливости при распределении власти, почести, выплат, что может быть разделено между членами общества, когда один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. В качестве принципа распределяющей справедливости он обосновывал необходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству. В распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния. Таким образом, согласно принципу распределяющей справедливости благ должно быть больше у тех, кто более достоин. Аристотель считал, «Все люди в качестве принципа распределяющей справедливости согласны в том, что распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все, видят в одном и том же, а граждане демократии видят её в свободе, олигархия - в богатстве, а аристократия - в добродетели». Распределяющая справедливость представлена как геометрическая пропорция, как пропорциональность между четырьмя членами. Момент равенства в распределяющей справедливости выступает как равенство в геометрической пропорции.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена». Обмен не может иметь места без равенства; а равенство без соизмеримости. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между различными по ценности обмениваемыми услугами и продуктами. Необходимо сначала, найти пропорциональную меру равенства, а затем уже на этой основе совершать воздаяние равным. Уравнивающая справедливость предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. В уравнивающей справедливости Аристотель имел в виду равенство арифметической пропорции. Аристотель писал: «справедливость в обменах заключается своего рода в равенстве, по арифметической пропорции, нет разницы, лишил, ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной - порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек». Уравнивающая справедливость это середина ущерба и выгоды, ограничивающая произвол. Отход от такой середины есть неравенство. Суд, к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующего лица. Аристотель отмечал: «идти в суд, значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворенной справедливостью; к тому же люди ищут беспристрастного судью, и кое-где судей называют «посредниками», чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, станут держаться середины». Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.

Политическую справедливость Аристотель трактовал как политическое право. Он считал, что «политическая справедливость, должна существовать между людьми свободными и равными принадлежащими к одному общению имеющими целью удовлетворённость. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг от друга политической справедливости. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд - распределение правды и неправды».

Аристотель писал, что право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. По его мнению, политическая справедливость, предстает как принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми, от отношений мужа и жены) и право политического способа организации отношений между людьми.

По мнению Аристотеля, справедливость представляла всю добродетель в человеческих отношениях и относилась к предмету политики

Таким образом, справедливость является добродетелью в человеческих отношениях и относится к предмету политики. Аристотель различал два вида справедливости распределяющую и уравнивающую, политическую справедливость и политическое право. Политическую справедливость Аристотель трактовал как политическое право. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...