Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право и закон понятие правового государства Аристотеля




 

Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Право, по мнению Аристотеля,- это мерило справедливости, которое регулирует политическое общение.

Аристотель говорил, что самое важное в праве - это осознание, понимание сущности и природы права, закона, государства. Аристотель был убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - это общая польза и общее благо. В своём трактате «Этика» он писал, что право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и подчинения, но отношения между рабовладельцами и рабами не является предметом права. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, - отмечал Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Политическое право он разделял как естественное, так и условное.

«Как естественное, так и условное право - явления политические и носят политический характер». «Что касается политического права, писал Аристотель, то оно - частью естественное, частью условное.

Естественное право естественно, потому что оно политично, адекватно политической природе человека и выражает требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет». Под условным правом Аристотель подразумевал все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относил установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорил о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

В учении Аристотеля и естественное, и условное право различны между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Свою позицию он обуславливал тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека. Человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.

Политический характер естественного и условного права он определил их общностью соответствия условного права, праву естественному и необходимостью учета требований политической справедливости при принятии закона, в процессе установления правил условного права.

Мыслитель считал, что политический закон должен соответствовать политической справедливости и праву. «Всякий закон, в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Аристотель считал, что для человека полезно, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставило его искать аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон - это уравновешенный разум».

Аристотель подчёркивал, отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права» Он отмечал, что, хотя вся область права и изменяется, однако понятие справедливости в праве может изменяться только определенным образом.

Существенным составным моментом политического качества закона являлось его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти своё выражение, воплощение и соблюдение в законе. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей. Разумность закона в интерпретации Аристотеля означает его правильность и правомерность, его соответствие политической справедливости и праву. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа, идея права. «Не может быть делом закона, - властвование не только по праву; но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех...».

Его понятие о справедливости, связано с представлением о государстве. Право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения»

Подобно политическому праву различные формы политического (государственного) устройства соответствуют принципу справедливости и идее права.

«Только те формы государственного строя, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными. Те же формы, при которых имеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляют отклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе, а государство есть общение свободных людей.»

Под понятием устройства политического правового государства следует понимать свободу членов политики - правового общения.

Тем самым политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии. В трактовке Аристотеля общность политических и правовых форм и явлений, противопоставляемых деспотизму, в определённой мере обозначает «правовое государство».

Таким образом, в учениях Аристотеля право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Политическое право - естественное и условное. «Всякий закон, предполагает своего рода право» Различные формы государственного устройства соответствуют принципу справедливости и идее права. Существенным составным моментом политического качества закона являлось его соответствие политической справедливости и праву. Политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей.

 


 

Заключение

 

По выше изложенному тексту сделаем следующий вывод:

Платон и Аристотель внесли большой вклад в историю философской, политической и правовой мысли, создание философско-правовых идей о государстве, праве, законах и справедливости.

Идеи Платона об идеальном государстве просматриваются в политических режимах стран Латинской Америки, Африки. Некоторые положения, например, о неотвратимости наказания - лежат в основе уголовных кодексов практически всех современных государств. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке структуры справедливости. Он разработал критерий справедливой формы правления государства - интересы общего блага.

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Идея справедливости стала центральной темой его трактата о «Государстве». Платон пытался доказать, что идея справедливого «существует само по себе» и имеет, свою субстанциональную основу в мире идей. Идею справедливости философ рассматривал на примере устройства идеального государства, считая, что она является высшем благом. Платон рассуждал государство должно так построить свою деятельность, чтобы весь строй его граждан был подчинён нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Поэтому общественный строй в государстве он разделил на три сословия - земледельцы воины и философы. Именно в «гармонии», согласовании этих трех сословий государства заключается его совершенство, которое Платон и называл справедливостью.

Взаимосвязь и единство полиса и законов является существенным принципом всей философии Платона. Платон развивал дальше естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же. В своём трактате «Законы» Платон представлял государство, где правителям предписаны законы. Подход к закону как «определению разума» стал общим местом для всей последующей рационалистической линии в философии права.

Аристотель внёс большой вклад в создании модели государственного устройства. Его опыт воодушевлял многих мыслителей и политических деятелей разных эпох на действия, которые корректировали ход истории. Его понятие о справедливости, связано с представлением о государстве. По мнению Аристотеля, различные формы политического (государственного) устройства соответствуют принципу справедливости и идее права. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке структуры справедливости. Он разработал критерий справедливой формы правления государства - интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству. Аристотель выделял два вида справедливости: распределяющую, основанную на равенстве и уравнивающую, которая предполагает неравенство. По мнению Аристотеля, право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право он разделял - естественное и условное. «Как естественное, так и условное право - явления политические и носят политический характер». Мыслитель считал, что политический закон должен соответствовать политической справедливости и праву. «Всякий закон, в основе предполагает своего рода право». Под понятием устройства политического правового государства Аристотель понимал свободу членов политики - правового общения.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Зубов, В.П. Аристотель / В.П. Зубов. - М.: Либроком, 2009. - 368 с.

. Лосев, А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля / А.Ф. Лосев. - М.: Академический Проект, 2011. - 252 с.

. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2008. - 848 с.

. Платон. Политика. *(книга в электронном варианте без указания страниц)

. Платон. Этика. *(книга в электронном варианте без указания страниц)

. Трубецкой, Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля / Е.Н. Трубецкой. - М.: Либроком, 2011. - 112 с.

. Философия права: Учебник/О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005. - 461 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...