Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справедливость, право, законы Платона




 

Главной идей в трактатах древнегреческого философа Платона стала идея справедливости и блага. Самые главные идеи - идеи справедливости и блага. Всё в мире должно стремиться к ним. Справедливость философ относил к самому прекрасному, величайшему благу, которым следует обладать. По его, мнению, справедливость предполагала определённое равенство «надлежавшую меру» Он различал два вида равенства: геометрическое и арифметическое. Лучшим Платон считал геометрическое равенство, равенство, воздающее каждому соразмерно его природе.

Философ считал справедливость - одна из добродетелей. Платон писал, что существует два вида человеческой «добродетели» - обычная добродетель (гражданская) и высшая (философская). Обычная (гражданская) добродетель основана на представлении, на мнимой истине, правильном мнении. Высшая «добродетель», соответствовала созерцанию вечных идей и носила название «мудрость» Платон выделял четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. «Мужество», «рассудительность» следует считать условным»

Платон пытался доказать, что идея справедливого «существует само по себе» и имеет, свою субстанциональную основу в мире идей. Идею справедливости философ рассматривал на примере устройства идеального государства. Платон рассуждал государство должно так построить свою деятельность, чтобы весь строй его граждан был подчинён нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Совершенным является государство, которое стремится к справедливости. Платон уподоблял идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Эти три начала слиты, но в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах). Платон рассматривал понятие государства, с точки зрения функций, возникших на основе разделения труда, сословий. «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом, где существует твёрдый и достойный порядок».

Поэтому общественный строй в государстве он разделил на три сословия - земледельцы воины и философы. 1. пропитание - земледельцы, ремесленники и торговцы, что в человеке означает: в одном проявлении - жадность, а в другом - умеренность; 2. защиту - войны и чиновники, которые благодаря полученному воспитанию, умеют защищать государство, поддерживать повиновение его 3. обучение - это философы, люди науки, которые в силу своего познания истинного блага устанавливают законы, воспитывают помощников и управляют всем государством, что в человеке соответствует разуму и мудрости. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Именно в «гармонии», согласовании этих трёх сословий государства заключается его совершенство, которое Платон и называл справедливостью. Справедливость, по его мнению, выражалась в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял свои обязанности. Когда каждое сословие будет заниматься своим делом, которому оно приспособлено, в этом случае будет достигнута справедливость.

Разумные, справедливые законы трактовались Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом, где существует твёрдый и достойный порядок».

По мнению Платона, естественное право, что и законное справедливое представляло одну суть. Система правосудия в Платоновском государстве трансформация законов Космополита Он различал два вида права - метафизическое право и эмпирическое право. Метафизическое право - идеальное право (естественное) которое связано с возможностью существования законодательств оптимального правопорядка. Эмпирическое это живое право, которое существует в реальности. Чтобы не нести вред государству и народу между ними устанавливается причинная связь.

Ряд правовых идей о законе, праве освещены Платоном в диалоге «Политик». Согласно Платону политика - царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми. При наличии таких данных у правителей будет уже не важно, правят они по законам или без них.

Взаимосвязь и единство государства (полиса) и законов является существенным принципом всей философии Платона. Более реалистичную модель государственного устройства Платон описал в своем новом объемном произведении «Законы». Государство, конструируемое Платоном в «Законах», как раз и относится к тем, где и правителям предписаны законы. В «Законах» Платон рисовал «второй по достоинству» государственный строй. Основная ставка делалась на детальные и суровые законы, которые жёстко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Платон в «Законах» различал два вида государственного устройства: один - где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы.

Содержание принципа законов заключалась в следующем: законы имеют божественное происхождение, законы должны быть вечными и неизменными, законы должны быть справедливыми, законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни), не допускаются пробелы в законодательстве, о чем закон молчит, то он запрещает. Придавая большое значение разработке теории закона, Платон писал: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

Платон подходил к закону как «определению разума». Такой подход стал общим местом для всей последующей линии в философии права. Он подчеркивал, мы должны» насколько позволяет нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни, как в общественных, так и в частных делах - в устроении государств и домов, - именуя законом эти «определения разума». Специфика платоновского понимания в том, что в законе формулируется не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. Законы, таким образом, предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей, как форма посильной для людей реставрации стандартов божественного правления.

Имея в виду разумность закона, Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному требованиям закона. Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не случайным созвучие божественного и чудесного закона и ума.

Таким образом, Платон относил справедливость к самому прекрасному, величайшему благу. По его, мнению, справедливость предполагала определённое равенство «надлежавшую меру». Философ считал справедливость - одна из добродетелей. Существует два вида человеческой «добродетели» - обычная добродетель (гражданская) и высшая (философская). Он считал, что «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом. По мнению Платона, естественное право, что и законное справедливое представляло одну суть. Платон различал два вида государственного устройства: один - где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. Он разработал, содержание принципа законов, который заключался в следующем: законы вечные, неизменные, справедливые, суровые. Из всех наук совершенствует человека, наука о законах.

государство мысль закон справедливость


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...