Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс воспитания: понятие, структура, особенности.




 

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Процесс воспитания – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы (воспитание в семье; воспитание в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, воспитание в детских общественных организациях и объединениях) взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию и развитию личностных свойств и качеств воспитанников. Особенности воспитательного процесса, которые в своей совокупности отражают его сущность: 1) воспитание носит конкретно-исторический характер. По мере развития общества (науки, культуры и т.д.) изменяются цели, содержание, методы воспитания; 2) воспитание - целенаправленный, планомерно организуемый процесс (педагогу необходимо иметь перед собой ясную цель и программу, т.е. четко представлять себе, каким должен стать его воспитанник); 3) воспитание - двусторонний процесс (ребенок не только объект, но и субъект воспитания); 4) целостность процесса воспитания (в результате воспитательного воздействия у ребенка формируются не отдельные качества, в его личность в целом); 5) воспитание – диалектически противоречивый процесс. Противоречия – движущих сил воспитательного процесса (противоречия между новыми задачами воспитания и наличным уровень воспитанности учеников; обобщенным социально – ценностным опытом и индивидуальным жизненным опытом воспитанника; коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; знаниями социокультурных норм и правил поведения и сформированностью соответствующих умений и навыков; нравственно – этическим идеалом личности и реальным поведением воспитанника и т.д. 6) скачкообразность процесса воспитания. Хотя свойства личности формируются постепенно, но их становление происходит в форме скачка (количественно – качественное изменение); 7) длительность – воспитание продолжается всю жизнь, в нем нет перерывов; 8) воспитание – это взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности. Структурные компоненты процесса воспитания: целевой (цель и задачи); содержательный (содержание воспитания); организационно – деятельностный (методы, средства, формы воспитания); оценочно – результативный (результат воспитания). Внутреннюю логику воспитательного процесса можно представить в виде последовательно реализуемых функций: 1) аналитическая (изучение социально – педагогической ситуации); 2) диагностическая (выявление реального уровня воспитанности и развития личности; установление причинно – следственных связей, детерминирующих формирование его личности); 3) прогностическая (целеполагание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения); 4) проектировочная (разработка программы и плана, выбор способов достижения цели); 5) организационная (мотивированное включение личности в деятельность и общение); 6) контрольно – оценочная (выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия). Этапы воспитательного процесса: 1) создание положительной установки личности на восприятие информации по формируемому качеству; 2) овладение воспитанниками информацией (формирование представлений о этических категориях, правилах, нормах поведения и т.п.); 3) воспитание у личности ценностного отношения к окружающему его миру (эмоциональный отклик); 4) воспитание соответствующих взглядов и убеждений; 5) организация опыта поведения; 6) контроль, анализ, коррекция; 7) оценка результатов; 8) создание условий для самовоспитания

Закономерности, принципы и правила воспитания, связь между ними. Система принципов воспитания, раскрыть содержание одного из принципов

Закономерности воспитания - объективно существующие, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между объектами воспитания, воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие. Принципы воспитания - основные положения, вытекающие из опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых. Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели. Принципы реализуются в системе, в зависимости от задач и конкретного случая. Требования каждого принципа реализуется на практике через совокупность правил. Правила воспитания - это практические рекомендации по реализации того или иного принципа. Закономерности и принципы воспитания (в широком социальном смысле):

1) Цель, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями. Принципы: общественной направленности воспитания; субъективности.

2) Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов. Принципы: единство воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций; учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей; сочетания прямых и параллельных действий.

3) Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельно сти, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью воспитанников. Принципы: деятельностного подхода в воспитании; стимулирования активности личности, ее участие в социально полезной и субъективно значимой деятельности; сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности; вариативности деятельности воспитанников (соответствие содержания деятельности изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности). 4) Эффективность воспитания обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия. Принципы: сотрудничества, партнерства и воспитательных воздействий, предполагающий обеспечение «скрытого» характера воспитательных воздействий; активизации нравственно – волевых сил воспитанников с возбуждением интереса к делу.

5) Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей этому организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий. Принципы: целостного подхода в воспитании; единства воспитания и самовоспитания; ориентации воспитательных действий и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; эстетизации детской жизни.

6) Позитивная реакция личности на воспитательные воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. Принципы: личностно – ориентированного подхода в воспитании; гуманистической направленности воспитания; опоры на положительное в личности воспитанника; принятия ребенка как данность. Характеристика принципа принятия ребенка как данность. Принцип означает признание за воспитанником права на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями, уважение к истории его жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья, специфических черт, вкусов и привычек. Правила реализации: 1) нельзя требовать немедленной ломки характера ребенка, отказа его от пристрастий и привычных способов деятельности; 2) видеть в ребенке достоинства, признать ценность его личности на данный момент его развития; 3) сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение как к личности; 4) признать право воспитанника на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то; 5) учить воспитанников быть самим собой; 6) учить воспитанника умению принимать другого человека, таким, каков он есть.

 

Методы воспитания: понятие, структура. Характеристика одного из методов формирования сознания личности

 

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Убеждение - это разностороннее воздействие на ра­зум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Характерные черты метода убеждения: 1) ведущий метод воспитания; 2) способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника; 3) опора на критические мышление; 4) способ побуждения воспитанника к социально – ценным действиям в соответствии с содержанием убеждения. В зависимости от направленности воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить воспитанника в истинности определенного типа поведения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную це­почку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к мате­ри, должное отношение к шедевру художественной культу­ры, словом, к Высокому и Прекрасному во всех их возмож­ных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспи­танника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и вну­шение в их органическом единстве дополняют друг друга. Важную роль в убеждении играют: беседа (разговор, обмен мнениями между воспитателем и воспитанником; предполагает активную позицию и воспитателя и воспитанника), лекция (систематизированное изложение социально – значимой информации), диспут (обсуждение вопросов, волнующих воспитанников; способствует осмысление информации, самостоятельному размышлению и выбору), рассказ (словесное изложение социально – ценностной информации; способствует обогащению воспитанника социально – ценностным опытом других людей). Этапы реализации метода: 1) создание или выбор благоприятных психологических условий; 2) выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия и т.д.); 3) постановка задачи, отбор содержания; 4) предъявление информации; 5) ориентация на использование информации на практике; 6) учет результатов убеждения. Условия эффективного использования метода: личная убежденность воспитателя; научная подготовленность, эрудиция воспитателя; правдивость и искренность; единство рационального и эмоционального; единство теории и фактов; доверительность отношений, такт воспитателя; учет особенностей воспитанников; опора на общественное мнение; сочетание с другими методами.

 

Методы воспитания: понятие, структура. Характеристика одного из методов организации деятельности и формирования

 

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Педагогическое требование - это предъявление воспитаннику культурной нормы отношения к себе и окружающему миру (к другому человеку, труду, науке, прекрасному, обществу). Требование всегда выражает определенный запрет, поэтому воспитателю необходимо помнить, что психологически запретов не должно быть более десяти. В противном случае запреты трудно удержать в памяти и сложно не нарушать. Хороший пример в этом смысле дает Библия, где всего десять основных заповедей, которых нужно придерживаться в жизни. Характерные черты метода: а) способ четкого и однозначного указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать; б) воздействие, опережающее развитие ученика и рассчитанное на переход в требование ученика к самому себе; в) исходный метод воспитания. Виды (формы) предъявления требований: а) прямое (указание, приказание, распоряжение, осуждение, угроза и др.). Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные для воспитанников формулировки, не допускающие двух различных толкований. б) косвенное (намек, совет, просьба, рекомендация, доверие, одобрение и др.). В косвенном требовании стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы (переживание, интересы, стремления воспитанников). Способы предъявления требований: а) непосредственное, когда воспитатель сам предъявляет требование, добиваясь нужного поведения воспитанника. В этом случае выстраивается следующая цепочка: педагог – требование – воспитанник – действие. б) опосредованное, когда требования, «организованные» воспитателем, предъявляются воспитанниками друг к другу. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам. В этом случае выстраивается следующая цепочка: педагог – требование № 1– воспитанник – требование № 2 – воспитанник – действие. Этапы реализации метода: 1 этап - оценка педагогической ситуации; 2 этап - выбор вида требования и способа его предъявления; 3 этап - предъявление требования (правила предъявления требования: требование должно быть доведено до логического конца; требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий; требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка; переключение внимания на детали); 4 этап - проверка исполнения и учет результатов. Условия эффективного использования: этичность форм предъявляемого требования; установление личного контакта; решительный, энергичный, побуждающий к действию тон, которым произносится требование; целесообразность и разумность требования; четкость, ясность и бескомпромиссность словесной формулировки требования; учет степени зрелости коллектива, понятность требований воспитанникам; опора на общественное мнение; чувство меры; единство требований; сочетание с другими методами воспитания.

 

 

Методы воспитания: понятие, структура. Характеристика одного из методов стимулирования поведения и деятельности

 

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Поощрение – способ общест­венное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результатив­ностью. Но самый главный эффект от поощрения - возник­новение острого желания вести себя так и действовать та­ким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта, как можно чаще. Особенно эффективно поощре­ние при рабо- те с младшими воспитанниками, которые наи­более чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагогическая целесообразность поощрения возра­стает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчи­выми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию на­грады за малейший успех. Предметом особой заботы педаго­га должно быть недопущение раздела воспитанников на за­хваленных и обойденных вниманием. Формы поощрения: а) моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, почетное поручение, предоставление дополнительных прав); б) материальные (награждение грамотой, дипломом, ценным подарком). Этапы реализации метода: 1) изучение коллективного метода, определение формы поощрения; 2) создание благоприятной обстановки; 3) педагогическое воздействие; 4) учет результатов поощрения. Важнейшие условия педагогической эффективности поощрения — принципи­альность, объективность, гласность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей воспитанников, соблюдение меры, взаимосвязь с другими методами

 

Сущность, назначение и функции мировоззрения. Формирование у школьников основ научного мировоззрения.

 

Мировоззрение - специфическая форма сознания человека, включающая систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов, в которых выражается его отношение к окружающему миру и которые определяют направленность его деятельности. Мировоззрение позволяет воспринимать и осмысливать явления окружающей действительности, ориентироваться в ней; давать оценку всем сторонам окружающей жизни; определяет жизненные позиции человека, общую направленность его деятельности и поведения. Различают мировоззрение обыденное (житейское) и научное. Обыденное мировоззрение вытекает из стихийного осознания мира, оно зачастую не позволяет личности принимать обоснованные решения, нередко оставляет ее в плену предрассудков, ошибочных суждений. Научное мировоззрение (НМ) основано на знании обоснованных наукой законов развития природы и общества. Оно включает: систему философских, экономических и социально-политических взглядов, а также систему общих методов научного познания действительности. В реальной жизни оба уровня сознания взаимосвязаны. Задача школы - вести учащихся от обыденного к научному мировоззрению. Компоненты НМ личности: система научных знаний, взгляды, убеждения, идеалы, теоретическое мышление. Функции НМ: 1) просветительная (НМ вооружает человека методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентиров, что позволяет ей правильно воспринимать и осмысливать явления окружающей жизни, давать им объективную научную информацию); 2) воспитательная (принятые взгляды и убеждения требуют от человека формировать у себя определенные морально - волевые качества и эстетическое отношение к действительности); 3) развивающая (внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление; диалектический подход к рассмотрению и освоению действительности делает мышление гибким, системным, изучающим явления в движении и взаимосвязи; развивается способность творческого осмысления явлений природы и общества); 4) организационная (НМ - исходная позиция практической деятельности человека); 5) прогностическая. (научно-теоретическое и практическое осмысление окружающего мира способствует выдвижению идей по преобразованию настоящего и созиданию будущего). НМ формируется в результате овладения научными знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Задачи школы: 1) формировать научные взгляды и убеждения; 2) формировать диалектическое мышление; 3) развивать рефлексивные процессы; 4) развивать способность к волевым действиям при реализации своих убеждений. Пути формирования НМ: влияние социальной макро- и микросреды; обучение и воспитание; самообразование и самовоспитание. Формирование НМ - процесс управляемый. Основной предпосылкой развития НМ у школьников является глубокое и прочное овладение знаниями. Содержание учебных дисциплин раскрывают перед учащимися мировоззренческую картину мира и обеспечивают научной базой их практическую деятельность. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую: раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки; косвенную: включение фактов и законов науки в целостную систему НМ школьника. Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю раскрыть перед школьниками идею материалистичности мира. Межпредметные связи позволяют показать взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Предметы общественно – гуманитарного цикла учат конкретно-историческому анализу понимания общественных явлений и событий, пониманию противоречий, как движущих сил развития. Практически действенному утверждению НМ учащихся активно способствует общественно полезный и производительный труд. Трудовая деятельность дает возможность убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями. Дидактические условия, способствующие формированию НМ учащихся: выделение учителем ведущих мировоззренческих идей в излагаемом материале; научная доказательность, логическая убежденность теоретических выводов; соблюдение принципа историзма при изучении материала; инициирование эмоционального отношения к изучаемому материалу, придание ему личностной значимости; тесная увязка учебного процесса с окружающей действительностью, трудом школьников. Критерии сформированности НМ: глубина и системность научных знаний, наличие осознанного отношения к изучаемым явлениям, их мировоззренческому содержанию; развитая способность диалектического осмысления действительности; проявление социальной активности, эмоционально-волевой целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизнь, готовность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения; наличие потребности активно участвовать в общественной жизни класса, школы и т.д

 

Эстетическое воспитание: сущность, задачи, система эстетического воспитания, критерии

 

Эстетическое развитие жизненно необходимо каждому человеку. Наука открыла функциональную асимметрию головного мозга человека: левое полушарие - центр логических операций, правое - центр образного, интуитивного, эмоционального мышления. Благодаря этому человек способен отражать реальную действительность не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Упор на развитие левого полушария может привести к атрофии образного мышления школьников. Эстетическое воспитание (ЭВ) - это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты». В содержание понятия «эстетическая культура личности» входят: эстетическое восприятие - способность человека выделять в явлениях окружающей действительности и искусстве эстетических свойств, качеств (форму, цвет, стиль, тональность и т.д.), пробуждающие эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочными отношениями человека к явлениям окружающей действительности и искусству (радость, восторг, страдание, сопереживание и т.д.); эстетические потребности - устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; художественно-эстетические знания - знание основ эстетики, понимание видов и жанров искусства, истории их развития; эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления человека о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве; эстетические вкусы - способность человека оценивать явления окружающей действительности и искусства с позиций эстетических знаний и идеалов. Задачи ЭВ: 1) формирование эстетической культуры школьников; 2) формирование художественно – эстетических умений, развитие природных задатков и способностей учащихся в области искусства. Первая группа задач решает вопрос приобщения школьников к эстетическим ценностям, миру прекрасного, вторая - активного их включения в эстетическую деятельность. Эти две группы задач отражают и содержание работы по эстетическому воспитанию школьников. Система ЭВ школьников включает три взаимосвязанных компонента: эстетическое воспитание в учебном процессе (эсте тика и дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, литература, изобразительное искусство); эстетическое воспитание во внеклассной работе школы (школьные кружки, студии, художественная самодеятельность; система эстетически направленных воспитательных дел школы; эстетические воспитательные дела класса); эстетическое воспитание во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях (дома творчества; специальные школы - музыкальные, изобразительного искусства). Процесс школьного ЭВ включает три звена: 1) накопление опыта эстетических переживаний; 2) художественно – эстетическое образование; 3) практическая художественно-эстетическая деятельность. Без сознательного пробуждения у школьников эмоциональной чувствительности к окружающей действительности и искусству он при нормальном зрении и слухе не увидеть красоту природы, не воспримет красоту музыки, поэзии и изобразительного искусства. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Однако без знания законов художественного отображения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство (музыка, живопись, литература) не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств, не приносит удовольствия и наслаждения. Чтобы воспринять красоту окружающего мира и искусства необходимо иметь определенную художественно-эстетическую подготовку: знать основы эстетики, понимать виды и жанры искусства, историю их развития. Однако путь к глубокому пониманию красоты окружающего мира и искусства лежит только через собственное творчество, развития практических художественно-эстетических умений, природных задатков и способностей. Ученик не обязательно должен стать музыкантом, живописцем, скульптором, писателем или поэтом, но попробовать свои силы в различных видах искусства он непременно должен. Средства ЭВ: литература, музыка, изобразительное искусство, природа, объекты материальной культуры, труд, человеческие отношения. На эстетическое развитие учащихся с учетом их возраста обращены эстетика и дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, изобразительное искусство, литература. Но их доля в учебном процессе крайне мала, поэтому все школьные предметы своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Показателями эстетической воспитанности человека:: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость эстетического вкуса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...