Нравственное воспитание: сущность, специфика нравственного воспитания, критерии нравственной воспитанности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Нравственное воспитание - совместная деятельность учителя и учащихся по формированию у школьников нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных отношений в обществе. НВ в системе педагогических задач занимает центральное место, ибо оно определяет направленность всех других качеств личности: эстетическая воспитанность, готовность к семейной жизни, правовая и политическая культура, отношение к природе, здоровье, готовность к труду. Главная задача общества и школы - возрождение нравственности везде и во всем как непреложной норме жизни. Методологической основой НВ является этика - философская наука, изучающая вопросы происхождения и видов морали в обществе. Мораль - одна из форм общественного сознания, выраженная системой выработанных в обществе принципов, норм и правил, которые регулируют отношения и взаимодействия людей, их поведение и деятельность. Принципы морали - самые общие требования к личности, ее жизни и деятельности (гуманизм, коллективизм, долг и др.). Нормы морали предписывают, какие конкретно поступки должен совершать человек (будь честен и правдив, береги личное и общественное имущество и т.д.). Правила поведения детализируют моральные нормы. Нравственным считают того, для которого принятые в обществе моральные принципы и нормы выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Эти компоненты нравственности определяют задачи НВ: формирование у школьников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственноеразвитие личности проходит три стадии. Доморальный уровень - ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном - соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения. На автономном – человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро. Нравственность человека не передается по наследству, а воспитывается. Процесс НВ включает: развитие моральных чувств (любовь, стыд, долг, ответственность, товарищество и др.), этических знаний, навыков и при вычек культуры поведения. Отсюда три его компонента: 1) формирование нравственных отношений; 2) этическое просвещение; 3) формирование опыта нравственного поведения. Нравственные отношения предполагают создание высоконравственного морального микроклимата в коллективе, гуманного стиля общения. Этическое просвещение (знание основ этики) осуществляется в этических беседах, в процессе решения поведенческих задач, в общении с интересными людьми, чтением соответствующей литературы. Нравств. поведение формируется сначала через подражание взрослым, а затем посредством самостоятельного принятия поведенческих решений. Ориентиром для этического просвещения служить классификация нравственных качеств: 1) отношение к обществу: интернационализм, патриотизм, коллективизм, долг; 2) отношение к природе: любовь к природе, бережливость, рачительность в использовании природных ресурсов, сохранение природы и т.п.; 3) отношение к труду: трудолюбие, сотрудничество в труде, бережливость и т.д.; 4) отношение к людям: доброта, честность, доверие, любовь и т.д.; 5) отношение к самому себе: честь, достоинство, самоуважение, требовательность и т.д. Указанные отношения (моральные качества) связаны друг с другом идеей гуманизма. Методика НВ включает: 1) убеждение (не назидание, а совместное с учеником осмысление жизни, деятельности и поведения людей); 2) внушение как вспомогательный метод в младших и подростковых классах; 4) решение жизненных практических задач по выполнению добрых и полезных дел; 5) стимулирование добрых волевых поступков; 6) создание ситуаций успеха, рассчитанных на скромность и бескорыстие поведения. Основные методы НВ: нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную и др. деятельность. Поощрение и наказание не относятся к основным методам НВ. Наиболее желательным является метод замены интереса, когда ошибка или недостаток ученика не вытесняются из его сознания нажимом, запретом, наказанием, а замещаются соответствующим (по противоположности) положительным действием, умением, навыком, привычкой. Формы НВ: уроки нравствти, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Критерии: знание нравств. норм, наличие в сознании ученика нравств. правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравств. чувства (сострадание, совесть, любовь), нравственное поведение.
Физическое воспитание: сущность и функции физической культуры; система физического воспитания школьников.
Физическая культура - часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Под физическим воспитанием школьников понимают целенаправленное и планомерное управление формированием физического и психического здоровья личности, обладающей основами здорового образа жизни. Важнейшие проблемы: вовлечение учащихся в научно обоснованный режим физических и психических тренингов, овладение индивидуализированными программами предупреждения и преодоления отставания в физическом и психическом развитии. Физическое воспитание обслуживает общество главным образом как средство укрепления здоровья и развития физических способностей человека. В то же время оно оказывает мощное воздействие и на его духовное развитие. Функции физической культуры: 1) развивающая (совершенствование всех физических сил человека, включая мышечную и нервную систему, психические процессы, гибкость тема, способность ориентироваться в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям); 2) воспитательная (укрепление выносливости и закалка морального духа человека; «в здоровом теле - здоровый дух», развитие выдержки, настойчивости, упорства); 3) образовательная (ознакомление с теорией и историей физической культуры, ее значения в жизни человека; знакомство с разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физической и духовно-эстетической потребностей); 4) оздоровительно-гигиеническая (укрепление здоровья, снижение заболеваемости, знание гигиены и т.д.). Цель ФВ - гармоническое развитие тела каждого ребенка в тесном, органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально – нравственным и эстетическим воспитанием. Задачи ФВ: содействовать укреплению здоровья, физическому развитию учащихся; вооружить специальными знаниями в области гигиены, физической культуры и спорта; развить двигательные качества школьников; прививать школьникам навыки личной гигиены; воспитывать устойчивую потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом; воспитывать нравственные качества (смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность, ответственность и т.д.). Содержание ФВ школьников изложено в программах по физической культуре для образовательных школ, которая характеризует систему ФВ в школе. Программа содержит четыре части: первая часть включает: физкультур но-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня; вторая часть - собственно уроки физкультуры; третья часть посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом; четвертая часть - включает общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. К комплексной программе тесно примыкает работа по ФВ детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, специализированными спортивными школами. Средствами ФВ являются прежде всего общие средства воспитания - слово, образ, деятельность. Специфические средства ФВ: физические упражнения (гимнастика, игра, спорт, туризм); природные факторы (солнце, воздух, вода); гигиенические факторы (режим учебного труда, отдыха, питания; гигиена одежды, обуви, жилища, школьного здания и т.д.). Вспомогательные средства: двигательные увлечения (охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.); двигательные развлечения (танцы, пляски и т.п.); восстановительные средства (массаж, баня и т.п.). Методы ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьников. Формы ФВ: массовые (день здоровья, спортивные праздники, соревнования, организованные перемены, час здоровья и др.); групповые (урок физкультуры, физические паузы на уроках, спортивные секции и т.п.); индивидуальные (утренняя гимнастика, водные процедуры, домашнее задание и т.д.). Помимо указанных форм, на физическое воспитание школьников должны быть ориентированы и уроки по общеобразовательным дисциплинам, в особенности биологического цикла. Возможности уроков в ФВ сводятся главным образом к поддержанию санитарно – гигиенического режима (порядок и чистота класса, его освещенность и проветривание, правильная посадка учащихся за партой, чередование видов работы и т.п.). Критерии физической воспитанности: физическое развитие (двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях; закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показатели физич. воспитанности: систематическая физзарядка, соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|