Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика группового мнения




- на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной груп­повой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.


Комментарии

Групповые настроения - это сложные эмоциональные состояния, об­щий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений пси­хологии группы и отдельных её членов.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания кон­кретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладев­шие на какое-то время группой или её частью; устойчивый настрой эмо­ций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влия­ют на их жизнь и деятельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее, создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм,

вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего под­ъема- способствуют совместным усилиям и успеху группы.

Другие настроения - состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство - напротив, резко снижают её возмож­ности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональ­ных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эс­тетических, профессиональных и иных фактов и событий может при­вести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчи­вости, и, таким образом, к возникновению, формированию соответству­ющих социальных чувств.

Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуют­ся большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способ­ны значительно быстрее чувств распространяться в группе или переда­ваться вне её. Настроения по сравнению с чувствами значительно быс­трее могут изменять и свою полярность.


 

Особенности групповых настроений


Комментарии

Традиции - это сложившиеся на основе длительного опыта совмест­ной деятельности её членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения меж­ду людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Традиции многообразны. В традициях различных групп людей мно­го общего. Общенародные, классовые, национальные традиции прони­зывают каждую конкретную общность (группу, коллектив).

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, креп­нет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое зна­чение для их сплочения.

"Традиционалисты - пессимисты по отноше­нию к будущему и оптимисты по отношению к прошлому".

Л. Мамфорд

Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмо­циональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым её членом в отдельности.

А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, на­сколько они связывают свои интересы с действием той или иной тради­цией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.


Виды традиций


Комментарии

Образование и развитие малой группы. Образование и развитие ма­лой группы обычно включает несколько стадий. Первая стадия является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, нача­лом формирования группового самосознания.

На второй стадии отношения между членами малой группы прини­мают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настро­ения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, про­является слаженность в действиях ее членов.

На третьей стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемы­ми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный ре­зультат, проявляется ценностно-ориентационное единство.

Сплочение малой группы - это процесс формирования такого типа связей и отношений между её членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совмес­тной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.

Сплоченность является обобщенным показателем их духовной общнос­ти и единства. Она выступает для членов малой группы как привлека­тельная цель и ценность, как желаемое групповое состояние.

Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления груп­пой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полно­мочий и норм, данных ему.

Лидерство же - это процесс межличностного влияния. Лидера порож­дает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной груп­пе.

Принятие решений. В своей жизнедеятельности группа постоянно стал­кивается с ситуациями, требующими обсуждения с целью прояснения по­зиций её членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех пере­численных действий составляет процесс принятия группового решения.

Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы долж­ны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется оказывается психологическое и иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

Функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение груп­повых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам груп­пы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориен­тироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окруже-• нию.

Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возни-



8.14. Психологические процессы в малой группе

кнуть в межличностных отношениях между членами группы или в следст­вие нарушения равновесия между ее структурами. Обычно к ним приво­дят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мо­тивами, ролями членов группы;

2) присутствие противоборства между различными людьми (руково­дителя и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами, разностатусными членами группы);

3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.


Часть II

ПЕДАГОГИКА


Глава девятая

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

"Педагогика должна оказаться в си­лах сделать и тела и души наипрекрасней­шими и наилучшими ".

Платон Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправ­ленной и специально организованной системы образования. При этом воспитание понимается достаточно широко, включая многие элемен­ты воздействия на личность в целях ее формирования в соответствии с потребностями общества.

"Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов.

Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для даль­нейшей работы, отвечайте так, как стали бы от­вечать взрослому человеку".

Д.И. Писарев

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово «педаго­гика» происходит от греческого «пайдагогос», что означает «дето-водство». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя мно­гочисленные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы и др.

"Воспитание детей есть труд и долг".

Ф.М. Достоевский


Комментарии

Педагогика - это наука о закономерностях, принципах, формах и ме­тодах образования людей.

Образование- это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, резуль­тат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития поз­навательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Учевие (обучение)- это целенаправленный процесс овладения людь­ми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности.

Воспитание- это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психоло­гических и физических качеств, а также привычек поведения, соответ­ствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Развитие- это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в со­ответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, даль­нейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспи­тания и социализации.

Психологическая подготовка -зло целеустремленный, организован­ный процесс формирования у людей положительного, рационально ок­рашенного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществля­ется в ходе обучения и воспитания, но, помимо общих, требует и специ­альных учебно-воспитательных мероприятий.

Между обучением, воспитанием, развитием и психологической под­готовкой существует диалектическая, а это значит сложная, порой про­тиворечивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образованию) принципиальную направленность и выступа­ет в качестве важнейшего средства активизации познавательной дея­тельности людей. В ходе обучения решаются не только образователь­ные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подго­товка обучаемых.

Кроме того, педагогика изучает еще сущность процессов самообра­зования и самовоспитания.

Самообразование - целеустремленная работа человека по расшире­нию и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и при­обретению новых навыков и умений (см. подробнее 9.11., 9.12.).


9.1. Предмет педагогики

Самовоспитание- целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положитель­ных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требовани­ями общества и деятельности (см. подробнее 9.13., 9.14.).


Комментарии

Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалектику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и орга­низационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекаю­щих отсюда правил и практических рекомендаций.

Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспи­танников с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физи­ческих качеств личности и группы.

Педагогика выполняет не только конкретные функции, но и высту­пает как система прикладных практических знаний, формирующих пе­дагогическое мастерство преподавателей.

Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принци­пы обучения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристи­ку форм, методов и приемов педагогической деятельности и т. д., педа­гогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и спосо­бы решения возникающих задач.

Эффективность же практического применения любого педагогичес­кого приема и средства зависит от личных качеств преподавателя, его опыта, способностей, интуиции, отношения к делу. И не случайно поэ­тому многие отождествляют деятельность преподавателя, воспитателя с искусством художника, артиста. Первостепенное значение в воспита­нии и обучении играет и интуиция.

Однако признание большой роли субъективного в педагогической деятельности не умаляет роли науки, которая вооружает преподавате­лей методами разрешения учебно-воспитательных задач.

В настоящее время педагогика должна активнее продолжать разра­ботку новых моделей обучения и воспитания с учетом развития соци­ально-экономического и политического факторов, жизни нашего наро­да в современных условиях.

Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, теорию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогическом практики. В ее содержание входят: фактический материал, полученный и результате наблюдений, экспериментов, опыта; научные обобщения, выраженные в законах, принципах, теориях; гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении практикой.

Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепция­» ми и рекомендациями, на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Разви-


Задачи педагогики

ваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обо­гащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность пе­дагогического процесса или его отдельных элементов.


Комментарии

Педагогика - эта наука, развивающаяся под воздействием потреб­ностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и ме­тодологию (уровни методологии) и применяющая свои собственные методы.

Педагогическая практика - эта непосредственная деятельность учи­телей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основ­ные направления и формы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в окончательном итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Методы педагогики - это способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов (см. подробнее об этом 10.2.).

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно ис­следовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать пра­вильные выводы о их содержании и специфике функционирования (см. под­робнее 10.11.).

I уровень - гносеологический, дает возможность правильно форму­
лировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических
явлений и процессов (см. 10.3., Ю.4., Ю.5., Ю.6.).

II уровень - мировоззренческий, включает положения о факторах
формирования и развития личности ребенка(см. 9.7., 9.8., 9.9., Ю.7., Ю.8.),
об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности
как общественных явлениях (см. 10.3., Ю.4., 10.5., Ю.6.).

III уровень - научно-содержательный, позволяет правильно форму­лировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки (см. подробнее главы десятую, одиннадцатую), теорию и методи­ку обучения и воспитания людей (см. подробнее главы двенадцатую и тринадцатую).

IV уровень - логико-гносеологический, обеспечивает возможность правильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подроб­нее девятую), определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотноше­ние педагогической теории и педагогической практики, связей пе­дагогики с другими науками, формулировать положения о соотно­шении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу одиннадцатую).


93. Структура педагогической науки



 


 


8 Зак. 2491



Комментарии

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности лю­дей, достижениями современного научно-технического прогресса, ло­гикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это не­прерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые состав­ные части и отрасли.

История педагогики - отрасль педагогики, исследующая историчес­кие этапы развития педагогических идей и взглядов.

Народная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся изучени­ем традиционных народных методов и приемов обучения и воспитания людей.

Педагогика высшей школы -отрасль педагогики, изучающая особен­ности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения вы­сшего образования.

Школьная педагогика -отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе.

Коррекционная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся обу­чением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и дея­тельности.

Профессиональные педагогики - отрасли педагогики, ориентирован­ные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представи­телей различных профессий.

Педагогика неформального образования -отрасль педагогической на­уки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обу­чения и воспитания.

Педагогика образования взрослых - отрасль педагогики, специально исследующая формы и способы образования взрослых людей.

Методология и теория педагогики - специальная составная часть пе­дагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное, своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественны­ми феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний.


9.4. Отрасли педагогической науки

 

 

    Т\(±        
    Исдси кл. mva    
           
История педагогики   Народная педагогика
         
Педагогика высшей школы   Школьная педагогика
         
Коррекционная педагогика   Профессио­нальные педагогики
     
Педагогика неформального образования   Педагогика образования взрослых
             
    Методология    
    J ш дагоп *КИ    

Комментарии

Педагогика не может не опираться на результаты исследований дру­гих наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более правильного и всестороннего изучаемых ею феноменов. Характер вза­имосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требует­ся самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная от­расль знаний.

Психология (см. Часть I) позволяет педагогике более точно и пра­вильно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Философия и социология (как науки о наиболее общих законах раз­вития окружающей действительности и общества) позволяют педагоги­ке учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогичес­кую деятельность.

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных от­ношений, а также четко представлять те экономические процессы, в ус­ловиях которых происходит обучение и воспитание людей.

Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно фор­мировать у людей качества, необходимые для различных видов профессио­нальной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влия­нием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобра­зие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. враз-личные периоды развития людей и общества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...