Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь педагогики с другими науками




Методологические основы (общая, специальная и частная методо­логия педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать закономерности их функционирования и связи, существующие между ними, и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, развития и психологической подготовки людей.


Комментарии

I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших
времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и вос­
питания различных времен и народов, создания различных образователь­
ных учреждений.

На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, со­борные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-лического обучения.

На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обуче­нии изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литерату­ры; впервые выдвинули концепцию идеального человека - не по проис­хождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранс­кие мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность обра­зования, подчеркивали важность систематического и постоянного уче­ния, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отноше­ние к старшим, справедливость, вежливость, смелость.

II. Этап формирования педагогики как науки. Научная педагогика
зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гума­
нист Я.А. Каменский (1552-1670). Впоследствии основное внимание
уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обуче­
ния
(И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф.
Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).

В России развитие педагогики шло по пути формирования строй­ной системы образовательных учреждений во главе с созданным специ­ально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельнос­ти легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народнос­ти общественного воспитания (см. также 10.13).

III. Современный этап развития педагогики. В XX в. педагогическая
наука развивалась бурными темпами как на Западе, так и на Востоке,
ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества,
необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и под­
готовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за
рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоп­
рикладную область знаний, ориентированную на решение прежде все­
го проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.

В СССР педагогическая наука решала преимущественно задачи вос­питания, повышения эффективности и качества образования, всесто­роннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская пе­дагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов);


История развития педагогической науки

педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики (см. также 10.13).


Комментарии

Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями (см. подробнее главу шестую). От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности, зависит эффективность педагогического воздействия.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности - это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нерв­ной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга (см. главу третью), проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков (см. подробнее главу пятую, а также 6. 14.) и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности - это такие ее ха­рактеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека (см. подробнее 3.4., 3.5.), оказывающих серьез­ное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность послед­них воспитательным и другим воздействиям педагога. Например, слабое зрение и слух человека, естественно сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания.

Задатки -это врожденные анатомо-физиологические особенности ор­ганизма, которые облегчают развитие способностей{см. подробнее 6.16.). Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может спо­собствовать развитию многих способностей в любом виде деятельнос­ти, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситу­аций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др. А, следовательно, это может специфически проявляться и в ходе обучения и воспитания, и, безусловно, должно учитываться пе­дагогами.

Важнейшими факторами формирования личности выступает окру­жающая среда и общество.

Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на крайнем севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...