Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика процесса самообразования




Возникновение потребности в самообразовании,

самооценка подготовленности, осознание

необходимости в знаниях, постановка целей и задач


 
 


с *

Планирование работы по самообразованию

Определение форм, методов и средств самообразования

Содержание самообразования:

Деятельность по самообразованию:

общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное

знакомство с предметом,

выборочное изучение,

анализ и самооценка результатов


Результат:

новые знания, навыки и умения; при­обретенные качества, применение полученных знаний на практике

смотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой -глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифферен­цированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углуб­ленным и скоростным.


Комментарии

Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отно­шений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеаль­ного человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя зна­нием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенство­вания. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к ре­альной жизни человека.

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущност­ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической мак­симально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внут­реннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подража­ния и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает уме­ние ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из зна­ния источников информации, их сильных и слабых сторон, умения на­ходить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, опера­тивно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные уп­ражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также вы­полнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они поз­воляют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в прак­тической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой о их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиови-


Методы самообразования

зуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.


Комментарии

Самовоспитание -целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­цательных качеств.

Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание - непременное условие совершенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в пер­вую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработан­ные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идей­но-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этичес­кие и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспи­тания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, спо­собности к объективной критической оценке своего поведения и необ­ходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирова­ния, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных услови­ях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы- сложные и глубоко осоз­нанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, право­вой, эстетический, физический и др.

Каждый из них требует специальной практической работы по само­воспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением про­граммы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек по­ведения.

В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплекс­ною подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных про­верки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непре­рывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предпол­агают критическое отношение к себе, к уровню развития своих лич-


Процесс самовоспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные потребности и идеалы  
           
Руководство самовоспитанием   Потребности и мотивы к самовоспитанию и самопознанию  
   
   
Цели и задачи самовоспитания  
   
   
Программа и правила самовоспитания  
   
         
  Методы и средства   Практическая деятельность по самовоспитанию  
     
         
  Самопроверка и самоконтроль  
   
   
Корректирование  
          процесса самовоспитания  

ностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физичес­ким силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозмож­но самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.


Комментарии

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравне­нию своих поступков с поступками других людей, самокритичному от­ношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицатель­ного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя ос­нова процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - слож­ный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное от­ношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает вос­питанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в до­стижении поставленных целей но саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с по­мощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.

К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообяза­тельства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятель­ности, самоотчет и др.

Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовер­шенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые ре­шения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

В соответствии с самообязательствами разрабатываются принци­пы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической дея­тельности человека.

Из истории известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил. Например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше» или «Для того, чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да ка­чеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три года, чем второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий мате­риал».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...