Характеристики светораспределения
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению лабораторных работ по дисциплине “Безопасность транспортных средств” для студентов специальности 240400 - "Организация и безопасность движения" ЧАСТЬ II
Ставрополь 2004
Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Безопасность транспортных средств» составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального и основной образовательной программой, предназначены для студентов специальности 240400 «Организация и безопасность движения». В методических указаниях представлены четыре лабораторные работы по различным разделам дисциплины, изложены основные методические рекомендации по выполнению и оформлению работ.
Составители: Кожевников В.И., доц., к.т.н. Голуб Д.И., асс.
Отв. ред.: Кожевников В.И., доц., к.т.н.
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа №6 Исследование характеристик светораспределения осветительных приборов 1 Цель и содержание Цель работы – усвоить и закрепить знания по внешней активной визуальной информативности автомобиля.
В результате выполнения работы студенты должны: 1. Изучить действие прибора ОП. 00.000РЭ; 2. Определить характеристики светораспределения осветительных приборов; 3. Исследовать влияние характеристик светораспределения осветительных приборов на безопасность движения. Теоретическое обоснование Характеристики светораспределения При движении автомобиля, особенно в темное время суток водителю необходима видимость не только в пределах угла острого зрения, но и в пределах так называемых информативных зон. Для имитации перспективы автомобильной дороги и информативных зон на ней, а также для сопоставления светотехнических характеристик фар с контрольными зонами и точками служат измерительные экраны. Каждый их них предназначен для какого-либо определенного вида освещения, однако все они основаны на системе угловых градусов. Распределение света фар (рисунок 2.1) регламентируется освещенностью (силой света) в контрольных точках и зонах экрана, согласно Правилам №1 ЕЭК ООН, предусматривающим минимально и максимально допустимые величины освещенности. а) б) Рисунок 2.1 – Информативные зоны: а – перспектива двухполюсной автомобильной дороги с контрольными точками и зонами; б – разметка контрольного экрана В Правилах ЕЭК ООН нормирование светораспределения проводится в единицах освещенности — люксах (лк), хотя целесообразнее нормировать его в единицах силы света - канделах (кд). Пересчет единиц производится по известной формуле квадратов расстояний: (2.1) где E - вертикальная освещенность, создаваемая фарой на измерительном экране (дороге), лк; I - сила света фары в заданном направлении, кд; S - расстояние от фары до измерительного экрана (точки дороги), м. О видимости дороги и объектов на ней при включенном ближнем свете фар с достаточной степенью точности можно судить по двум основным параметрам, зависящим от светораспределения: уровню яркости фона и слепящему действию.
Об уровне яркости фона дает представление средняя сила света в направлении преимущественно просматриваемых водителем участков дороги, определяемая по формуле: (2.2) где I50R и I75R - силы света фары в направлении правой кромки проезжей части дороги на расстоянии соответственно 50 и 75 м от автомобиля; I1V - сила света фары в зоне IV. О слепящем действии светового пучка фар можно судить по средней силе света, рассчитываемой по выражению (2.3) где - сила света в направлении глаз водителя встречного автомобиля, находящегося в 50 м от фары; - сила света фары в направлении зоны III. С достаточной для практики точностью о видимости дороги и объектов на ней можно судить по величине отношения средней силы света, направленного на дорогу, к средней силе света в направлении глаз водителя встречного автомобиля. Это отношение — показатель видимости, характеризующий условия видимости дороги в свете оцениваемой фары: (2.4) Фары, световой пучок которых отвечает требованиям Правил № 1 ЕЭК ООН, имеют следующее светораспределение: - силы света, которые могут вызвать ослепление водителя встречного автомобиля, невелики; - силы света, определяющие уровень фона, также малы; - показатель видимости k, составляет небольшую величину. Следовательно, фары, параметры светораспределения которых не превышают величин, рекомендуемых Правилами № I ЕЭК ООН, не могут обеспечить удовлетворительных условий видимости при встречном разъезде автомобилей. Если проанализировать показатели светораспределения лучших образцов отечественных и зарубежных фар с европейским асимметричным распределением ближнего света, то можно сделать вывод, что при некотором снижении I осл у них значительно увеличена Iосв, благодаря чему показатель видимости k имеет большую величину. Таким образом, эти фары обеспечивают удовлетворительные условия видимости при встречном разъезде автомобилей. Показатель видимости k рассчитанный по формуле (2.4), для американских ламп-фар значительно (почти в 2 раза) превышает величину k определенную по правилам ЕЭК ООН, но уступает показателям лучших фар европейского типа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|