Игра «Расскажем Незнайке про сад».
Стр 1 из 35Следующая ⇒ К.Е. Бухарина
Конспекты занятий по развитию С ОНР и ЗПР
Москва 2015 УДК 376.36
Бухарина К.Е. Б94 Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР ISBN 978-5-691-02186-2 Книга включает в себя методические рекомендации, примерное понедельное тематическое планирование занятий на каждый период обучения в старшей группе детского сада (которое специалисты могут взять его за основу в своей работе) и сами конспекты. Работа по данным конспектам занятий позволит обобщить и систематизировать знания детей, обогатить их словарный запас, помочь усвоить грамматические категории, развить связную речь, высшие психические функции (память, внимание, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие), а также общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки. Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп. УДК 376.36 © Бухарина К.Е., 2015 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015 © Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский ISBN 978-5-691-02186-2 Учебное издание
Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических
Зав. Редакцией А.И. Павлова Зав. художественной редакцией И.В. Яковлева Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Подписано в печать 09.06.2015. Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Тираж 10000 экз, (l-й завод 1-500 экз.). Заказ № 3548.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Тел./факс: (495) 984-40-21,984-40-22,940-82-54 Отпечатано способом ролевой струйной печати 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Содержание
Методические рекомендации по работе с конспектами……..………………... 4
Примерное планирование занятий по формированию
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ……………………………………………….10 ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ………………………………………………..52 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ…………………………………………..…..136
Использованная литература………………………………………………….176
Методические рекомендации
Задача пособия - помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у дошкольников с ОНР. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. В первом периоде, согласно программам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, проводится два занятия в неделю по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи; во втором и третьем периодах - три занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия в старшей группе 20-25 мин. Проводить их целесообразно в утреннее время. Примерный план занятия по формированию лексико-грамматических представлений, предлагаемый в данном пособии, следующий: I. Организационный момент. Цель: организовать внимание детей, настроить на изучение предлагаемой темы, логически подвести к ней. Объявление темы занятия.
II. Основной этап. - Знакомство с новой темой.
- Выполнение практических упражнений на усвоение нового материала. - Физкультминутка. Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. - Выполнение упражнений на закрепление усвоенного материала. - Работа с индивидуальным раздаточным материалом (на развитие графо-моторных навыков, зрительного восприятия или связной речи (составление предложений)). III. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
Примерный план занятия по развитию связной речи: I. Организационный момент. Цель: организовать внимание детей, настроить на изучение предлагаемой темы, логически подвести к ней. Объявление темы занятия. II. Основной этап. - Рассматривание схемы описания, предметных картин, - Физкультминутка. - Выполнение упражнений, настраивающих детей на продолжение занятия. - Составление рассказов детьми.
III. Подведение итогов занятия; оценка деятельности детей.
Для полноценной и более легкой подготовки к занятиям, в начале каждого конспекта дан список необходимого оборудования. Картинный материал для каждого задания подобран таким образом, что логопед сможет самостоятельно подобрать его из своего банка картинок (возможно замена Логопед на групповых занятиях выявляет тех детей, с которыми необходимо дополнительно закрепить материал. Осуществлять эту работу необходимо на индивидуальных логопедических занятиях, задания для которых можно также взять из конспектов данного пособия.
Примерное планирование занятий по формированию
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март)
Третий период обучения (апрель, май, июнь)
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Тема: «Наш детский сад» Цели: 1. Обогащение и активизация словаря по теме «Детский сад». 2. Развитие связной речи (учить составлять короткие рассказы из двух-трех предложений). 3. Развитие памяти, внимания, мышления. 4. Развитие общей моторики, координации речи с движением. Оборудование: конверт с письмом от Незнайки, картинки с изображениями работников детского сада. Предварительная работа: экскурсия по детскому саду. Краткие рассказы о том, кто работает в саду.
Ход занятия I. Организационный момент. Л о г о п е д. Сядет тот, кого я назову: Лена, Игорь, Маша, Костя... II. Основная часть. Игра «Небылицы». Логопед достает конверт. Л о г о п е д. Сегодня мне пришло письмо от Незнайки. Он очень хочет поступить в наш детский сад! Послушайте, что Незнайка думает о нем. Если вы согласны, отвечайте «да», если не согласны - «нет» И объясните почему. Самая главная в саду - воспитательница. Наш сад двухэтажный. Еду для детей готовит повар. Дети приходят в детский сад поесть мороженого. Логопед учит детей танцевать и петь. У нас в саду не работает психолог. Игра «Расскажем Незнайке про сад». Л о г о п е д. Давайте расскажем Незнайке про наш садик? Мы побывали во всех его помещениях и видели все своим глазками. Каждый из вас расскажет о тех людях, которые работают в нашем саду - как их зовут и чем они занимаются на своей работе. Логопед выставляет на доску картинки: заведующая, медсестра, муз. руководитель, физ. руководитель, повар, психолог, воспитатели, логопед, помощник воспитателя, охранник. Л о г о п е д. Я расскажу вам о заведующей. Ее зовут Нина Петровна. Она самая главная в нашем саду, она руководит работой детского сада и всеми сотрудниками. Далее логопед, указывая на картинку, просит детей рассказать об остальных работниках. Физкультминутка.
Л о г о п е д. А теперь постарайтесь вспомнить, кто из детей чем занимался в нашем стихотворении? III. Итог занятия. Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Я обязательно запишу ваши рассказы и отправлю их Незнайке.
Тема: «Игрушки. Составление Цели: 1. Уточнение представлений об игрушках. 2. Расширение и активизация словаря по теме. 3. Развитие связной речи (учить составлять простой описательный рассказ-загадку). 4. Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных). 5. Развитие навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в роде. 6. Развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственной ориентации. 7. Развитие общей моторики, координации речи с движением. Оборудование: коробка с игрушками, мяч, картинка «Квадрат с игрушками» Ход занятия I. Организационный момент. Логопед ставит на стол красивую коробку и достает из нее игрушки: мячик, пирамидку, куклу, машинку и др. Л о г о п е д. Дети, что я достала из коробки? Как назвать это одним словом? Сегодня мы поговорим об игрушках и отправимся в Волшебный Магазин Игрушек!
II. Основная часть. Игра «Чего не стало?» На столе стоят 5-7 игрушек. Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на игрушки на моем столе. Когда я скажу «ночь» вы закроете глазки, а когда скажу «день» - откроете. «Ночь»! (логопед убирает одну игрушку). «День»! Какая игрушка исчезла? Игра повторяется 3-4 раза с дальнейшим усложнением (логопед убирает две игрушки). Игра «Магазин игрушек». Л о г о п е д. А теперь давайте отправимся в Волшебный магазин игрушек! Дети подходят к столу с игрушками. Л о г о п е д. Этот магазин волшебный потому, что тут не надо платить деньги. А чтобы купить игрушку, надо ее описать, но не называть! Расскажите, какая игрушка по размеру, форме, цвету, из чего она сделана, как с ней играть. Если продавец поймет, о какой игрушке вы говорите - она ваша. Один ребенок назначается продавцом. Логопед дает образец рассказа. Л о г о п е д. Я начну. Я хочу купить большую игрушку. Эта игрушка круглая, зеленая, с черными полосками резиновая. По ней можно бить руками и ногами, подкидывать вверх, стучать об пол. Дети покупают игрушки. Л о г о п е д. А теперь каждый из вас назовет свою игрушку ласково, положит ее и выйдет на ковер. Игра «Мой - моя» Дети и логопед садятся на ковер. Л о г о п е д. Я буду катить вам мяч и называть игрушку, а вы возвращать его мне со словами «мой» или «моя». Кукла - моя кукла. Паровозик – Мяч – Машинка- Солдатик – Пирамидка - и др. Физкультминутка.
Игра «Где игрушка?». Логопед вешает на доску картинку «Квадрат с игрушками».
Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на картинку и скажите: - какая игрушка находится в правом нижнем углу? - над матрешкой? - слева от кубиков? - под машинкой? - между мячом и лото? И т.д. III. Итог занятия. Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|