Понятие, классификация, структура правовых норм. Способы их изложения в источниках права.
Норма – это правило, образец, определенный эталон. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, установленное или санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений. Структура нормы права, отражает целесообразные связи между элементами в системе. Наряду со структурой в любой системе имеется и другая сторона состав, т.е. совокупность необходимых и достаточных элементов (которые структура как раз и связывает). Одним из признаков норм права является ее микросистемность. Выступая «клеточкой» права, норма обладает внутренним строением, своеобразной организацией. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Виды норм права: I. Отправные - определяют исходные начала, основы регулирования общественных отношений, закрепляют категории и понятия. Нормы начала - конституционные положения. а) Нормы принципы - устанавливающие общеправовые или отраслевые правовые принципы (начала). б) Нормы дефиниции - определение понятий, категорий. в) Коллизионные нормы – для разрешения противоречий между юр нормами. II. Нормы – правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей. 1) По предмету правового регулирования (по отраслям права) — на конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.п. 2) В зависимости от органа, их издавшего: нормы закона; нормы подзаконных актов; федеральные нормы; нормы субъектов Федерации; нормы, издаваемые органами местного самоуправления; нормы, содержащиеся в указах Президента РФ; нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ и т.д. 3) По реализуемым функциям права: 1. Регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности); 2. Охранительные (определяют меры государственного принуждения, а также условия реализации этих норм).
4) По функциональному назначению: 1. Материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников, т.е. определяют содержание прав и обязанностей); 2. Процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм, а также регулируют порядок и процедуру исполнения первого типа норм). 5) По способу установления правил поведения: 1. Императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений); 2. Диспозитивные (предоставляют возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей). 6) По пределам действия норм в пространстве: 1. Нормы общего действия (действуют на всей территории, на которую распространяется компетенция государственного органа, издавшего правовую норму); 2. Местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом). НАПРИМЕР, на районы Крайнего Севера и т.д. 7) По действию во времени: 1. Нормы неопределенно длительного действия (постоянного действия) (не указан период их действия, неограниченный срок применения); 2. Временные (могут быть ограничены либо указанными в законе сроком (в течении 1 года), либо конкретными событиями (до окончания военного положения); вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок; нормы имеющие обратную силу и не имеющие таковой); 3. Чрезвычайные (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций). 8) По кругу субъектов: 1. Общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права, касаются или всех граждан, или всех органов и организаций, всех юридических лиц); 2. Специальные (регулируют поведение конкретного (ограниченного) круга субъектов права); 3. Исключительные (нормы касающиеся конкретного субъекта права) (распространяются на отдельных субъектов права. НАПРИМЕР, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ). 9) По характеру содержащихся в их тексте правил поведения: 1. Обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определенные положительные действия; это предусмотренная законом необходимость активного поведения);
2. Запрещающие (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий, которые вредны обществу); 3. Управомочивающие (предоставляют права на совершение определенных положительных действий; определяют правомочие граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом); 4. Поощряющие нормы, т.е. нормы, стимулирующие достижение общественно-полезных результатов, превосходящих обычные требования, стимулируют к определенным действиям путем определенных поощрений за конкретные действия. 10) В зависимости от степени абстрактности сформулированного правила: 1. Абстрактные – абстрактная норма регулирует конкретный вид отношений в целом. 2. Казуистические - регулирует вид отношений в какой-либо конкретной части, и лишь совокупность таких норм способна урегулировать тот или иной вид отношений в целом (НАПРИМЕР, установление цен, разного рода сборов, налогов дифференцированно для различных регионов страны). 11) От того, насколько точно и определенно указаны в гипотезе фактические обстоятельства случая:
12) По объему гипотезы:
1. Простые - ставят их применение в зависимости от наличия одного определенного условия. 2. Сложные - применение сложной нормы зависит от 2-х или более условий. 3. С альтернативными гипотезами - ставят применение нормы в зависимости от наличия одного из 2-х или более условий. 13) По степени определенности их диспозиций: 1. Абсолютно-определенные – нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. 2. Относительно-определенные – нормы с данной диспозицией устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнить их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. НАПРИМЕР, норма такого рода может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. 3. Бланкетные – такая норма в общей форме называет, какие правила необходимо исполнить. Содержание этих правил даются в специальных нормативных актах отдельно от этой нормы. НАПРИМЕР, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы и иные правила. 14) Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, подразделяются на виды в зависимости от степени определенности их санкций: 1. Абсолютно-определенные санкции – точно указывает, какую меру воздействия должен применит орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и т.д.). 2. Относительно-определенные санкции – допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскание (НАПРИМЕР, от 3 до 5 лет лишения свободы), либо указывают на несколько видов наказания, взыскания (на ряду с этим), одно из которых может быть применено к правонарушителю. 15) В зависимости от предусмотренных оснований регулирования: 1. Основные (первоначальные) – предусматривают общие исходные положения регулирования того или иного отношения, его принципиальную основу. 2. Производные (конкретизирующие) – развивающие, уточняющие исходные положения, регулирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках основных норм, формулируемых в законах государства. Конкретизирующие нормы формулируются в правительственных постановлениях, изданных на основе и во исполнение законов, в актах Министерств, Государственных комитетов и иных Ведомств.
16) По отношению к действующим нормам: 1. Нормы прямого регулирующего действия – нормы которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. 2. Нормы вспомогательного действия – предусматривающие отмену ранее действовавших, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта. Они носят дополнительный характер и действуют в тесном сочетании с нормами прямого регулирующего действия. Излагая правило поведения, законодатель: · может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; · может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; · может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; · может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей — гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, п.1 ч. 6 ст. 114 ГК РФ устанавливает правило о том, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза) предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция). Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение, его признаки) и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции). Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры «штрафного», карательного свойства. Они состоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), в наложении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении и порицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные. Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях прежде всего восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|