Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение решающих функций методом потенциалов




Построение решающих функций методом потенциалов

Иногда точки обучающей выборки невозможно разделить, используя линейные функции. На рис. 4. 4 приведен пример такой обучающей выборки. В случае, если классы невозможно разделить линейно, используется метод потенциалов, предназначенный для построения нелинейных решающих функций.  

Само название " метод потенциалов" связано со следующей интерпретацией. Предположим, что любой точке из обучающего множества соответствует некоторый объект, обладающий зарядом (наподобие электрического). Объекты разных классов имеют заряды разных знаков: положительные и отрицательные. В любой точке n-мерного пространства признаков такие заряды создадут некоторый потенциал, являющийся суммой потенциалов отдельных зарядов. Величина потенциала прямо пропорциональна величине заряда и обратно пропорциональна расстоянию до него.

       x2                                     

       -                            

       -                   

       -                          r r r

       -   r   r      ª      ª                 r - элементы первого класса       

       -                ª     ª                            ª - элементы второго класса                -       

       -   r   r      ª    ª

       -          r       r       

       -                         r r r        

       0  | | | | | | | | | |          

                                                                                                     х1                                           

Рис. 4. 4

 

Известно, что линии, соединяющие точки с одинаковыми потенциалами, называются эквипотенциалями. В таких условиях каждый класс отделен от другого " потенциальной долиной", имеющей нулевой потенциал. Такая нулевая эквипотенциаль представляет собой границу между классами; ее уравнение и будет решающей функцией.

Функция, описывающая закон изменения потенциала, создаваемого зарядом, помещенным в точку Хс, может быть задана по-разному. Рассмотрим два варианта:

1) ;

2) , где а> 0 – константа (можно принять а=1).

Если рассматривать расстояние по Евклиду, вторая функция примет вид:

Здесь коэффициент а=1.

Рассмотрим алгоритм построения решающей функции как разделяющей границы , отделяющей области положительного и отрицательного потенциалов. При описании алгоритма используем обозначения, принятые в описании алгоритма построения линейной разделяющей функции. Легко заметить, что оба алгоритма имеют много общего.

Алгоритм построения нелинейной разделяющей функции

1. Получить обучающую выборку , элементы которой принадлежат классам С1 или С2.

2. Установить в ноль счетчик правильно распознанных объектов: сч=0.

3. Установить номер итерации равным нулю: к=0.

4. Начальное значение решающей функции  .

5. Выбрать в качестве текущего класса класс С1.

6. Выполнение новой итерации: к=к+1. Если к > М, примем к=1.

7. Выбрать очередной объект Xk из текущего класса. Если текущий класс исчерпан, объявить текущим класс С2; выбрать из него первый объект.

8. Построить новую решающую функцию:

,

где множитель с выбирается из условий

9. Если с=0, то сч=сч+1, иначе сч=0.

10. Если сч=М, то КОНЕЦ иначе перейти к шагу 6.

Заметим, что при выполнении пункта 8 на первой итерации всегда получим значение множителя с=1, так как .

Лекция 13. Деревья решений

1. Понятие дерева решений.

2. Построение бинарного дерева: алгоритм ДРЕВ.

3. Алгоритм на основе метрики Хэмминга.

Дерево решений - это дерево, внутренние узлы которого представляют собой проверки для входных примеров из обучающего множества, а вершины-листы являются категориями, классами (примеров). Пример дерева решений приведен на рис. 3. 1. Дерево решений каждому входному примеру ставит в соответствие номер класса (или выходное значение) путем фильтрации этого примера через узлы проверки дерева сверху вниз. Результаты каждой проверки являются взаимоисключающими и исчерпывающими. Например, проверка T2 в дереве изображенном на рис. 4. 5 имеет три возможных исхода: самый левый относит входной пример к классу 3, средний перенаправляет входной пример вниз к проверке T4, а самый правый относит пример к классу 1. Мы будем следовать обычной договоренности об изображении узлов-листьев номерами классов.

Рис. 4. 5

Существует несколько характеристик, по которым деревья решений могли бы различаться:

1. Проверки могут быть многопризнаковыми (выполняется проверка нескольких признаков входного примера за раз) или одно-признаковыми (выполняется проверка только одного признака).

2. Проверки могут приводить к двум результатам или более чем к двум. (Если все проверки приводят к двум результатам, то мы получаем двоичное дерево решений).

3. Признаки (или атрибуты), которые используются в узлах дерева, могут быть качественными или количественными. Бинарные признаки могут рассматриваться как любые из них.

4. Классов может быть два или более. Если мы имеем два класса и объекты классификации представляют собой двоичные входные векторы, то дерево реализует булеву функцию и называется булевым деревом решений.

Удобно использовать дерево решений с пометками на ребрах. В нем вершины, не являющиеся концевыми, помечены именами атрибутов, ребра – допустимыми значениями соответствующего атрибута, и концевые вершины – именами классов. Процесс классификации заключается в прохождении пути из корня к листьям, следуя ребрам, соответствующим значениям атрибутов объекта.

Итак, дерево решений – это наглядная форма представления классификатора объектов. Основой для построения дерева решений является обучающее множество.

В таблице 2 приведен пример обучающего множества. Здесь каждый объект имеет четыре атрибута: класс, рост, цвет волос и цвет глаз.

Т а б л и ц а 2.

Класс Рост Волосы Глаза
низкий светлые карие
высокий темные карие
+ высокий светлые голубые
высокий темные голубые
низкий темные голубые
+ высокий рыжие голубые
высокий светлые карие
+ низкий светлые голубые

 

Наблюдая примеры, приведенные в таблице, сформулируем закономерность их разделения на классы: все голубоглазые объекты с волосами, светлыми или рыжими, относятся к классу +; все темноволосые объекты, либо светловолосые, но с карими глазами, относятся к классу -. Заметим также, что признак Рост не влияет на выбор класса. Рассмотрим способы описания полученных решений в автоматизированной системе.

 

На рис. 4. 6 приведен пример дерева решений для обучающей выборки из таблицы 2.

 

 

Рис. 4. 6.

Еще один способ представления решающего правила - продукции.

Продукционные правила представляются в виде

если < посылка>, то < заключение>

В системах извлечения знаний в качестве посылки выступает описание объекта через его свойства, а заключением будет вывод о принадлежности объекта к определенному классу. Примером такого продукционного правила является

если pH < 6, то жидкость – кислота.

В экспертных системах часто используются правила, в которых посылкой является описание ситуации, а заключением – действия, которые необходимо предпринять в данной ситуации.

Основные достоинства, благодаря которым продукционные правила получили широкое распространение, заключаются в следующем:

1) продукционные правила легки для восприятия человеком;

2) отдельные продукционные правила могут быть независимо добавлены в базу знаний, исключены или изменены, при этом не требуется перепрограммирование всей системы. Как следствие этого, представление больших объемов знаний не вызывает затруднений;

3) с помощью продукционных правил выражаются как декларативные, так и процедурные знания.

Решающие деревья иногда более сложны для понимания человеком, чем продукционные правила, что является их недостатком. С другой стороны, любое решающее дерево может быть преобразовано в набор продукционных правил: каждому пути от корня дерева до концевой вершины соответствует одно продукционное правило. Его посылкой является конъюнкция условий атрибут–значение, соответствующих пройденным вершинам и ребрам дерева, а заключением – имя класса, соответствующего концевой вершине. Так, приведенное выше решающее дерево может быть записано в виде следующего набора продукционных правил:

если волосы=светлые & глаза=голубые то класс=“+”

если волосы=светлые & глаза=карие то класс=“–”

если волосы=темные то класс=“–”

если волосы=рыжие то класс=“+”.

Эти наиболее популярные модели описания класса объектов равносильны. Перейдем к рассмотрению конкретных алгоритмов, использующих такие модели.       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...