Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение ребенка младшего возраста 5 глава




Первое обучение, нужное ребенку, – это гармонизация его мысли, речи и действия. Все внешнее имеет свой отклик во внутренней жизни, а внутреннее имеет отклик во внешнем. Поэтому некоторое знание о тоне и ритме существенно в начале обучения ребенка. Ребенка следует учить элементам музыки, учитывая высоту тона, в котором ему надлежит общаться с друзьями, с незнакомцами, со своими родителями во время игры или за столом; при каждом изменившемся обстоятельстве он должен чувствовать, что высота тона иная. Ребенка следует научить, как подбирать слова при обращении к разным людям: незнакомым, друзьям, родителям, прислуге в доме; понижать или повышать голос нужно с пониманием.

Ребенок весьма энергичен, пока растет, и каждое его действие: как он садится, как стоит, ходит или бегает, каждое движение, которое он делает, надлежит корректировать и направлять к гармонии и красоте. Ибо природа жизни – опьяняющая, и каждое действие ребенка, который еще несведущ в последствиях этого действия, зависит от опьянения жизнью; он знает совсем немного о следствиях, его интересует только действие. От природы ребенок больший энтузиаст и более восторжен, чем взрослый, и, если его действия не корректировать или не контролировать, он будет говорить и действовать преимущественно без учета гармонии и красоты; ибо природа ребенка подобна воде, которая течет вниз, и ей нужен фонтан, чтобы поднять ее наверх. Обучение и есть тот самый фонтан.

Ребенка следует научить говорить и действовать в соответствии с условиями, преобладающими в тот момент: смех – когда смеются, серьезность в то время, когда от него требуется серьезность. Во всем, что он делает, он должен учитывать обстоятельства; он должен дожидаться возможности сказать и сделать то, что хотел бы. Например, если ребенок шумит, когда родители заняты работой или когда к ним в гости пришли друзья, если ребенок начинает жаловаться родителям, когда ему следует помолчать, если он плачет или смеется в неподходящий момент – он совершает ошибку против закона ритма. Ритм – это принятие во внимание времени и обстоятельств, и это крайне необходимо.

Очень жаль, что в настоящее время, когда призывы к свободе кажутся такими доминирующими, люди часто думают: "Почему бы детям не иметь свободы?" Однако здесь следует понимать, что не путь свободы ведет к цели свободы. Свобода – это не тот идеал, с которого нужно начинать жизнь, следует не терять из виду стадию совершенной свободы для того, чтобы в конце достичь ее. Узок путь и врата тесны, – говорится в Библии о пути, ведущем к цели свободы.

Далее, ребенка следует научить понимать красоту слова и дела; какое действие приемлемо для него самого и окружающих, а какое неприемлемо; какое слово приятно, а какое неприятно. Это истинное воспитание зоркого глаза и тонкого слуха, которое крайне необходимо ребенку. Его следует научить чувствовать свои слова и слова, произнесенные другими: изящны они или лишены изящества. Он должен уметь распознавать, какое действие красиво, какие манеры грациозны; он должен знать и чувствовать, когда его движения или манеры не соответствуют должному уровню. Короче говоря, он должен быть обучен быть судьей самому себе и не принимать любое проявление неизящного в себе. В то же время ему надлежит терпимо относиться к недостатку хороших манер у других, осознавая, что и сам он подвержен ошибкам и что раздражение с его стороны было бы проявлением дурных манер.

Если ребенок не проявляет интереса к красоте, то это происходит только потому, что в нем что-то закрыто. В каждой душе, какой бы злобной она ни показалась, какой бы ни представлялась глупой, скрыта красота; и только вера и доверие могут помочь нам высвободить эту красоту. Однако самое трудное для любого человека – это иметь терпение. Недостаток красоты в некоторых людях так сильно нас поражает, что мы теряем терпение из-за этого. Но тем самым мы подталкиваем их к тому, чтобы быть еще хуже. Однако если бы нам хватило терпения все вынести и поверить в них, мы смогли бы вызволить эту красоту; и однажды мы сможем это в Божественном Лоне.

Веря в доброту каждого человека, мы разовьем эту красоту в себе. Мы тем не менее разовьем ее, не рассуждая: "У меня это есть, а у другого – нет!" – но только забывая самих себя и осознавая, что другой человек обладает красотой в себе, хотя мы не всегда ее можем рассмотреть. И будет слабостью отворачиваться от кого бы то ни было, будь то ребенок или взрослый, якобы лишенный красоты, которую мы ожидаем увидеть. Открываясь красоте, мы найдем, что она приходит в жизнь.

Почтительность – это величайшая из добродетелей, ибо в почтительности рождаются все добродетели. Почитание Бога, любезность к окружающим, уважение к тем, кто этого заслуживает, доброта к тем, кто слаб и немощен, сочувствие к тем, кому это требуется, – все они исходят из почтительности.

Когда жалуются друг на друга приятели или супруги, господин и слуга или партнеры по бизнесу, это показывает недостаток почтительности. Любое деяние человека, которое называется неправильным, злом или грехом, – не что иное, как непочтительность. Почтительность – это способность, которую настоятельно необходимо развивать у ребенка с самого начала; ибо, если он станет непочтительным, ему очень трудно будет внушить чувство почтительности. Почтительности нельзя научить; она должна появиться сама собой; но долг родителей состоит в том, чтобы помочь ей подняться у ребенка. Они очень хорошо смогут осуществить это, действуя приятным образом, не утомляя невинный ум ребенка, показывая ему, где требуется почтительность в различных жизненных ситуациях.

Легко обвинить ребенка в непочтительности, но это не всегда служит ему на пользу. Наоборот, ребенок часто только раздражается от таких обвинений и ожесточается в своих ошибках, защищая свои поступки от обвинений окружающих, что представляет собой естественную человеческую склонность. Путь мудрого – выказывать одобрение каждый раз, когда ребенок покажет почтительность, дать ему осознать эту добродетель, чтобы он смог насладиться ее красотой. Это развивает у ребенка вкус к добродетели; он чувствует себя счастливым поступать правильно, вместо того чтобы его заставляли это делать. От силы ума зависит вся жизнь ребенка, и сила ума может быть развита у ребенка путем поддержания его уверенности в себе в отношении всего, что он думает, говорит или делает; ему следует дать понять что-то, вместо того чтобы заставлять поверить в это. Вера, которую преподают как самый главный урок во многих религиях, не обязательно равнозначна вере в то, что кто-то другой говорит, думает или делает, но в то, что говорит, думает или делает сам человек. Истинная вера – это уверенность в себе. Следует всеми силами стараться помочь ребенку возыметь веру в себя. Это можно сделать, удалив из его натуры смущение, нерешительность и сомнение, ибо это – главные причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремленность – вот ключи к любому успеху. Ребенка следует побуждать думать и поступать так не только потому, что его так учили, но потому, что он уже знает, что правильно думать, говорить и действовать нужно определенным образом; иначе он будет всего лишь машиной, что работает, не зная цели и результатов своего труда. Вся трагедия жизни в том, что многие умы работают механически, подобно машинам; лишь изредка некоторые из них действуют со знанием, определенностью и уверенностью в себе.

Ум ребенка естественным образом более активен, чем ум взрослого человека по двум причинам. Во-первых, ум ребенка растет с большой энергией, что делает его активным в течение всего роста. Кроме того, энергия активна на подъеме и теряет силу на спаде; поэтому ребенок неугомонен в мыслях и действии. Один ребенок в комнате может дать ощущение как будто там сотня детей. Ребенок никогда не сидит на месте, он в восторге, если может занять свою умственную и физическую энергию тем или иным способом все время.

Следует помнить, что никакое время в жизни человека не бывает столь же богато действием, и умственным, и физическим, как детство; но обычно бывает, что этот важнейший период жизни человека растрачивается на игры, которые, по большей части, не приносят никакого результата. Было бы очень ценно для жизни ребенка, если бы активность ума и тела, расходуемая в играх, использовалась на его обучение, нисколько не перенапрягая его ум или тело. Но повсеместно мы обнаруживаем в мире прямую противоположность этому. Люди говорят, что раннее детство – время, когда ребенку следует играть. Это без сомнения так, но следует помнить, что в каждом действии, работе или игре тратится определенное количество энергии; разница в том, что работа – это то, что мы обязаны делать, а игра – это то, что делается для собственного удовольствия.

Но вместе с тем неверен принцип такого разделения игры и работы как для детей, так и для взрослых. Игра должна быть полезной, она должна одновременно быть работой; а работа должна быть уподоблена игре, чтобы она из нудного задания превратилась в удовольствие в жизни. Если бы такая идея была хорошо разработана, то это решило бы огромное количество проблем труда, которые столь сильно нарушают мир и спокойствие человечества сегодня.

Лучше всего это сделать, научив детей играть и работать в одно и то же время так, чтобы, когда они выросли, работа и игра для них продолжали быть такими же. Все, что человек делает с удовольствием, делается хорошо и дает хороший результат. Делание зависит от настроя ума. Если ум не пребывает в хорошем состоянии, то какая бы работа ни была, как ни была бы она интересна, она не будет сделана хорошо. Для того чтобы установить мир и порядок во всем мире, настоятельно необходимо, чтобы всякая работа сделалась приятной, а все удовольствие стало работой, так в удовольствии не потеряется работа, и в то же время удовольствие будет в самом процессе работы. Центральной темой обучения детей должно стать наполнение каждого момента их жизни деятельностью, которую они охотно исполняют, которая доставляет им удовольствие и в то же время полезна. Жизнь – это великая возможность, и ни один момент жизни не должен быть потерян.

Огромный недостаток современной системы обучения состоит в том, что она всего лишь учит человека получать от жизни то, что ему хочется. И он пытается получить это во что бы то ни стало, всеми путями, правыми и неправыми, зачастую невзирая на причиняемые другим людям потери и боль. Вследствие этого жизнь наполнилась конкуренцией в коммерции, на профессиональном поприще и государственной службе. Для того чтобы один мог приобрести, другой наверняка должен потерять. Таким образом, тень поменяла положение с утреннего на вечернее; в конце концов тень должна оказаться всего лишь тенью, и человек осознает, что имеет мало значения, в каком направлении она легла.

Ребенку следует начинать учиться соперничеству в добродетели и конкуренции в благотворительности. Жизнь – это результат взаимодействий, а взаимодействие может быть создано посредством изменения настроя с эгоизма на бескорыстие. Единственная надежда созидания в будущем лучшего мирового духа – это учить идеалу бескорыстия детей, тем самым делая это духом грядущего мира.

Обучение детей должно рассматриваться с пяти разных точек зрения: физической, умственной, нравственной, социальной и духовной. Если одна сторона развита, а другие нет – естественно, в образовании ребенка проявится некоторый изъян.

Должен быть стандарт всеобщего обучения в стране, для богатых и бедных. Это принципиальная вещь, необходимая для порядка и мира в обществе и нации. Никто, как бы стеснены ни были его обстоятельства, не должен быть лишен обучения в детстве – единственной возможности для души обрести знания. Следует считать, что каждый ребенок – это ребенок общества. Идея, что только богач может позволить себе дать обучение своим детям, окажется несостоятельной в грядущую эпоху, поскольку показывает эгоизм и пренебрежение со стороны одной части общества по отношению к другой. Отверженная часть рано или поздно должна будет восстать против этого, как только эти люди осознают, что их оттесняют люди со средствами, так что они не могут получить обучение и преуспеть в своей жизни. Такой мятеж приносит людям чувство горечи и негодования; и это чувство будет только возрастать к большому несчастью общества, если не обратить достаточного внимания на народное обучение.

Государство конечно ответственно за обучение народа. Следует позаботиться о том, чтобы одно и то же обучение давалось и богатым и бедным с учетом тех пяти аспектов знаний, о которых говорилось выше. Когда такой курс закончен, дети могут избрать себе любую профессию, которая им нравится. Если они хотят продолжить обучение, они могут получать его на свои средства, если могут себе это позволить, но обязательное обучение должно даваться каждому ребенку сообщества. Курс обучения, разумеется, может быть уплотнен и превращен в курс общего обучения; ребенка следует не только учить читать и писать, но ему надлежит дать обобщающую идею о жизни и о том, как ее прожить наилучшим образом.

Физическое воспитание надлежит давать уже с младенчества с помощью музыки. Младенца надлежит заставлять двигать ручками и ножками вверх-вниз, и по мере того как он растет, его следует учить делать это ритмично. Когда ребенок подрастает, когда он может танцевать и играть в разные игры, следует обучать его гимнастике таким образом, чтобы она была на пользу ребенку и в то же время стала не нудным занятием, но отдыхом.

Регулярность желательна в построении личности ребенка. Именно привычка формирует натуру, но натура не имеет привычек. Ребенку всегда полезно есть, когда голоден, отдыхать, когда устал. Таким образом, ребенок сам строит свой характер вместо того, чтобы стать подверженным привычкам. Чистая и питательная пища нужна ребенку, пока он растет. Он нуждается во всех видах пищи для подпитки своего роста; также ребенок должен иметь достаточно продолжительное время сна, согласно своим нуждам. В то же время определенное время дня должно быть отведено ребенку для отдыха, и это надлежит сделать таким образом, чтобы ребенок, чье естественное стремление – быть активным, с радостью принял бы этот отдых. Это можно сделать, рассказав ему историю, или дав ему какое-то произведение искусства, или позволив ребенку послушать какую-то музыку.

Есть широко распространенное убеждение, что детские болезни, через которые проходит большинство детей, более или менее неизбежны. Это не так – они вызваны искусственностью жизни.

Естественно, чрезмерное возбуждение, плач или смех нарушает ритм детского тела и ума. Чтобы сохранить равновесие, всегда мудро предоставить ребенку простор для действия и влияния во всем, что он делает. Если ребенок чего-то боится, то для того, чтобы ему помочь, лучше всего ознакомить его с тем, чего он боится.

Не рекомендуется, чтобы ребенок обучался всегда только дома или всегда только в школе. Обучение следует разделить: частично – в помещении, частично – вне помещения. Подготовка, даваемая ребенку в помещении, должна отличаться от занятий, что даются вне помещения. Обучение вне помещения должно касаться всего, что видит ребенок; тогда можно включить сюда и ту практику или опыт, что был получен в помещении. Короче говоря, здоровье ребенка должно рассматриваться как часть обучения; обучение и здоровье идут вместе.

Вместе с физической культурой ребенку настоятельно необходима умственная подготовка. Есть две вещи, которые надлежит помнить: первая – развивать умственную силу ребенка, а вторая – придать тонкость его умственному развитию. Очень часто развитие в определенном направлении затрудняет прогресс в каком-то другом направлении. Прежде всего, для того чтобы сделать склад его ума сильным, ребенка следует обучать концентрации ума через учебу и игру. Ему следует дать какое-то занятие, которое задействовало бы большую часть его внимания в одном направлении, делая ребенка целеустремленным.

Ребенка следует оберегать от возбуждения или страсти любого рода, ибо именно спокойствие ума дает ребенку силу, равновесие, самоконтроль, уверенность в себе и решимость. Оно также укрепляет умственное развитие ребенка, и определенно от силы умственного развития в основном зависит успех в жизни. Однако сильного склада ума недостаточно для каждой цели жизни; кроме силы нужна тонкость. Для того чтобы развить эту тонкость у ребенка, следует оказать ему всю необходимую помощь с тем, чтобы отточить его сообразительность. Сообразительности нужна возможность развития, и такая возможность может быть предоставлена тренировкой ребенка быстро схватывать что-то. Можно дать также определенную порцию поощрения, чтобы стимулировать его сообразительность. Нужно помочь ребенку острее ощущать, какое время является подходящим для того или иного действия, что он может говорить или делать в одно время и чего ему не следует говорить или делать в другое время. С большой заботой следует отнестись к преподаванию хороших манер ребенку, чтобы в свое время для него было бы естественно проявить в манерах скрытую красоту своей души. Тонкий склад ума можно видеть в тонком восприятии, в любви к утонченности, в изяществе и изысканности манер, что составляет умственную культуру.

Нравственное воспитание зависит от трех вещей: верном направлении любви, обостренном чувстве гармонии и надлежащем понимании красоты. Ребенок должен научиться правильно применять свои эмоциональные и чувственные способности; а правильное применение их – это проявление милосердия в великодушных поступках, прежде всего в отношении непосредственного окружения. Ребенок должен узнать, что любовь означает жертвенность. Также он должен знать, что любовь лучше всего выражается в служении любого рода, что эмоцию лучше всего проявлять в добром деянии, а чувство – в создании гармонии. Ребенку следует понять, что любовь должна проявляться в учтивости, что это чувство должно внушать ему уважение и учтивость в отношении других.

Ребенок – это растущее растение, он нуждается не только в питании телесном, но и в питании сердца; и этому лучше всего учит то, что вы его любите и отвечаете ему взаимностью на его любовь. И все же его следует научить равновесию, умению сдерживать свои эмоции в определенных границах и пределах. Ребенок должен научиться выражать свою любовь через нежность в мысли, слове и действии. Неуместно проявляемая любовь портит ребенка, делая его грубым, тщеславным и безразличным. Не должно показывать всю свою любовь своим детям, особенно в эмоциональной форме. Надлежит иметь определенную долю сдержанности, чтобы ребенок видел это и мог следовать вашему примеру. Чрезмерная сдержанность, однако, может поселить в душе ребенка потребность в любви, которая временами остается бесплодной; равновесие любви и сдержанности в общении с ребенком – самое правильное.

Очень важно развивать дух великодушия в сердце ребенка. Великодушие не обязательно означает экстравагантность или недостаточность заботы о вещах, которыми владеет человек. Настоящий дух великодушия лучше всего выражается в благотворительности сердца. Послушание, уважение, служение, познание, отзывчивость – все это исходит из благотворительности сердца и растет, развивая благородство натуры.

Следует оберегать ребенка, чтобы его не сбили с пути, поскольку великодушный ребенок часто подвержен обманчивым влияниям. Кроме того, его следует предостерегать от проявления щедрости с вещами других людей, даже с собственностью его родителей. Великодушие со стороны ребенка – это только открытие сердца. Если сердце ребенка закрыто, тогда ребенок лишен выражения; и как только он встанет на этот путь, то вся его жизнь будет развиваться на этом же уровне. Великодушие сердца – вот в чем тайна гения, ибо для того чтобы дать выражение искусству или науке, поэзии или музыке, сердце человека должно открыться прежде; а это достигается только великодушием сердца. Терпимость, прощение, выносливость, стойкость – все являются результатом этой добродетели.

Дух дружелюбия – это естественная сущность души. Не следует поддерживать в ребенке то, что препятствует его склонности к дружелюбию. Однако на родителях лежит обязанность следить за тем, с кем хочет дружить их ребенок, и держать его всегда в компании желательных детей. Воспитатель не должен дать ребенку почувствовать, что он лишен права выбора своих друзей, но им следует руководить таким образом, чтобы держать его среди желательных друзей.

Свобода ребенка должна всегда учитываться; его ни в коем случае не следует заставлять, его нужно мягко вести. Надлежит заронить в ребенке желание выбирать себе в друзья тех, кого он считает подобными себе. Стоит только покуситься на свободу ребенка, как он начнет чувствовать себя пленником и светильник его сознания потускнеет. Поэтому долг родителей – постоянно вести ребенка, постепенно освобождая его для того, чтобы каждый выбор в этой жизни он делал сам. Очень часто родители, которые этого не понимают или не придают этому достаточного значения, пытаясь управлять ребенком сами, доводят до того, что он сбивается с пути.

Ребенок должен научиться признавать свое родство и долг по отношению к тем, кто его окружает. Нужно, чтобы он знал, чего ожидают от него отец, мать, братья и сестры; ведь признание родства – это признак человеческого характера, который не наблюдается среди животных. Тот, кто не был хорошим сыном своей матери, не будет хорошим мужем своей жене, ибо он упустил свой первый шанс развить благоразумие и качество любви. Но по мере того как ребенок растет, следует подвести его к идее о дальнейших отношениях между людьми. Ведь человечество – одна большая семья, и правильное отношение, должное быть в юной душе, – видеть в каждом мужчине своего брата, а в каждой женщине – сестру; он должен смотреть на пожилых людей так же, как на своих отца или мать.

Улучшение мира в большой степени зависит от развития грядущего поколения. Идеал всеобщего братства следует преподать дома. Это не значит, что ребенок должен признать общечеловеческое братство прежде, чем он признает свои отношения со своими собственными братьями и сестрами, однако взаимоотношения в доме должны стать первым уроком всеобщего братства, которого ребенок может достигнуть, осознавая братство нации, расы и затем мира. Если человек не совершенствуется на пути братства – это ошибка. Для того чтобы ребенок мог прийти к идее, что весь мир – одна семья, его следует научить рисовать сначала свой город как семью, потом свою нацию как семью, а затем весь континент как семью.

Ребенок должен знать мораль действий "давать" и "брать"; он должен знать, что ему следует дать другим то, что он хочет получить от них. Огромная ошибка человечества в наши дни – то, что каждый хочет получить лучшее, что есть у другого, тем самым попадая в расставленную им самим же сеть. Честное ведение дел в бизнесе и на профессиональном поприще, гордость за данное слово – вот что настоятельно необходимо сегодня. Только присутствие духа братства решит проблемы бизнеса и профессиональных занятий, равно как обучения и политики, которые так трудно решить в настоящее время из-за отсутствия братского чувства.

Для обучения молодого поколения духовный идеал требуется больше, чем для чего-либо другого. С тех пор, как мир стал таким материалистичным, человек почти совсем потерял из виду главную цель жизни – духовный идеал. Духовный идеал не означает, что детей следует обязательно прикрепить к какой-то определенной вере, или что им должна быть навязана какая-то определенная Церковь. Необходимо просто дать некий идеал ребенку, на который он мог бы ориентироваться, некоторый высокий идеал, но все же такой, чтобы детский ум смог его постичь. Божественный идеал давался человечеству для духовного постижения во все периоды мировой истории, и человечеству не дано перерасти этот идеал.

Какова бы ни была ступень человеческого прогресса, один только божественный идеал поможет и старым и молодым прокладывать свой путь в море жизни. Именно потеря божественного идеала приводит к катастрофам в жизни людей и всего человечества вообще. Причина паралича современного прогресса – не что иное, как потеря божественного идеала. Человек, взбунтовавшийся против существующей религии или религиозных властей, естественно, забыл божественный идеал, тот самый, по которому в действительности томится его душа. Пришло время, когда у человека нет религии предков, но он не создал и своей религии.

Ребенок должен знать, что существует некий идеал; что к этому идеалу, сознательно или бессознательно, стремится все человечество. Ребенок должен знать, что он ответствен за все, что он делает, не только перед своими ближними, но перед кем-то, кто следит за ним постоянно и от кого ничто не может быть скрыто; что сколь попранной ни казалась бы справедливость во всем мире, где-то есть весы правосудия, которые в свое время должны уравновесить все вещи; и что смерть – это только мост, по которому душа переходит из одной сферы в другую. Ребенок, который уважает возраст, почтительно относится к пожилым в своем окружении, который представляет их как идеал для подражания, показывает, что имеет религию в себе.

Духовный идеал – это естественная наклонность каждой души. Не нужно большого усилия, чтобы вести ребенка к духовности; труднее удержать от нее ребенка, что делают многие родители сегодня, озабоченные тем, что их ребенок притягивается к духовным идеалам. Несомненно, слишком много религии нехорошо для ребенка. Это заставляет ребенка застывать в ее идеях, лишая его той живости, которой естественным образом обладает каждая душа. Давать ребенку идеи о духах и привидениях, об аде и рае нежелательно. Детское воображение следует держать в пределах разумения ребенка, и все же рассудок не должен становиться камнем преткновения на пути его воображения. Ведь очень часто воображение ребенка идет значительно дальше, чем воображение его родителей, и было бы жестоко препятствовать этому, ограничивая ребенка собственными религиозными и материалистическими идеями. Главным в духовности является подлинность жизни, иными словами, искренность. Ребенка следует приучать говорить то, что он думает. Если он по природе артистичен в своем выражении, что часто отмечается у исключительно умных детей, тогда ребенка следует держать ближе к реальности для того, чтобы он не был совлечен с пути искусством собственного интеллектуального выражения.

Ребенка следует научить, что прежде чем отправляться спать, следует думать с благодарностью о Том, от которого приходит вся доброта и кому все известно. Ребенка можно также научить желать добра всем во имя Того, кто всех нас создал. Что следует пожелать ребенку своим родителям или другим, так это здоровья, долгих лет жизни, должного руководства свыше, благосостояния, успеха, счастья и любви.

ПОДГОТОВКА ЮНОШИ

Юность для каждой души – это пора цветения, и ее можно разделить на три этапа: ранняя юность, средняя часть юности и последний этап юности.

Процессе обучения юноши очень труден, потому что в юности ребенок становится менее восприимчивым. Ребенок пассивен, и поэтому легче его вести, но юность – это время поднимающейся энергии, как физической, так и умственной; поэтому юность стремится к самовыражению, а то, что стремится к самовыражению, не может быть восприимчиво в то же время.

Родители совершают огромную ошибку, продолжая применять тот же метод к юноше, который они использовали в детстве. Есть время для пахоты, есть время для сева, и есть время для сбора урожая; все делается в свое время.

В юности ребенок в большой степени подвержен влияниям и в то же время весьма устойчив к тем из них, которые не вписываются в его стандарты. Ребенок, в детстве веривший и послушный своим родителям, не обязательно будет верить и слушаться их в юности. Родители должны осознать это и с началом его юности изменить свою манеру корректировать своего ребенка и руководить им.

Юность делает ребенка склонным считать своих родителей и воспитателей старомодными людьми. Теперешнее образование, которое дается в школах, и собственный опыт ребенка в отношении окружающего мира поддерживают его в этой идее. Если родители будут навязывать юноше свои идеи, то он сначала станет подыгрывать им, делая вид, что согласен с ними; но на следующем этапе он станет избегать их, а на третьем этапе начнет спорить с ними и противоречить им. Когда юноша достиг этого третьего этапа, то он уже встал на ноги, надежда на то, что родители смогут вести его, очень мала. В таком случае они обязаны позволить ему избрать собственный путь, будь он верный или неверный.

Из сотни юношей один, может быть, и изберет верный путь самостоятельно, и пятеро из сотни смогут найти свой путь в темноте, но девяносто пять потеряются из-за отсутствия руководства. Жизнь – это море, в котором трудно найти свой путь, и так же, как направление необходимо во время путешествия по морю, так и в период юности нужно водительство.

Главное, о чем следует помнить в отношении обучения молодых людей, – это помогать им самостоятельно думать, так, чтобы они не знали, что им помогают. Природа юноши, особенно юноши наших дней, такова, что лишь только он почувствует, что его кто-то направляет, он ощущает себя подобно коню, запряженному в телегу, а значит, он чувствует себя лишенным свободы. При руководстве юношей существенны формирование и демонстрация образа мыслей, чтобы юноша мог руководствоваться этим образцом и следовать ему. Истинная добродетель происходит от независимого мышления, не по принуждению. Но в то же время следует помнить, что независимый дух, выражающий себя непочтительно, лишен красоты. Желательно, чтобы юноша проявлял почтительность в мысли, слове и действии, ибо свободе без почтительности недостает красоты.

В руководстве юношей следует иметь в виду те же пять аспектов развития, что и при воспитании детей: физический, умственный, нравственный, социальный и духовный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...