Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение ребенка младшего возраста 6 глава




Рассматривая физическое развитие юноши, следует помнить, что юность – это время буйного цветения, наиболее деликатное и важное время в жизни каждого. Если цветок испортить, то плод потерян. Поэтому юность – это золотая возможность. Это время, когда человек еще не определился в своих идеях, не привержен определенным привычкам, готов принять новые идеи. Интеллектуальная молодежь, в основном, ищет новые идеи. Юность – это время, когда человек наиболее склонен к переменам любого рода, и поэтому молодежь не останавливается на определенных привычках.

Очень часто родители, не зная, что затрагивается при слишком быстром росте их ребенка, не учитывают многого, касающегося его жизни, что может повредить ему позже. Существенно, чтобы особое внимание было обращено на равновесие между активностью и отдыхом, на сон, еду и отдых юноши. У ребенка нервный темперамент является признаком интеллекта; гений в юности, как правило, бывает нервным.

Юность – это время, когда ребенок, чувствительный к внешним условиям, может быть поражен в самое сердце любой мелочью из его окружения. Если окружение юноши дисгармонично, если присутствуют печаль, разногласия между близкими, депрессия – все это наваливается на него в то время, когда он способен чувствовать и все же не может как-то помочь. Несправедливо искать сочувствия у юноши, особенно у того, кто обладает чувствительным сердцем, к вашей боли и вашим бедам, ибо есть время для каждого опыта и это время еще придет. Если посеять боль в сердце юноши, то в корне его жизни разовьется тлен, пропитав его горечью на всю жизнь.

Мудрые родители или воспитатели должны знать, что юность – это весна каждой души, это царствование, которое каждой душе удается однажды испытать. Ни одна душа не может отгородиться от царства природы. Долг родителей и воспитателей – уважать юношу, заботиться о том, чтобы эта весна была целиком отдана юноше, не загружать его жизнь мирскими скорбями, которые поджидают каждую душу.

То, что в обшей терминологии называется юностью, является временем весны физического тела. Поэтому, если ребенок хорошо питается и хорошо воспитан, он проявляет силу и энергию в каждом своем движении, это делает его годным к работе любого рода, которой он хотел бы обучиться, и дает ему возможность проложить свою дорогу в жизни. Видя юношеский энтузиазм и рвение, родители порой не учитывают, что любая нагрузка, физическая или умственная, которая может отяготить его, очень вредна в этот период жизни, хотя по мере взросления то же самое бремя не будет столь вредоносным. Юность – это период буйного цветения, и если ребенок не проявляет избыточной энергии и энтузиазма в это время, то когда же? Поэтому так важно, чтобы посредством физических упражнений, надлежащего отдыха и хорошего питания юноша поддерживался в совершенном равновесии.

В юноше рождается добавочная энергия, которая выражает себя в страстях и эмоциях. Если родители не знают, как к этому отнестись, то ребенок начинает злоупотреблять ею. Нет конца злоупотреблениям энергией, как сегодня мы видим во всем мире, несмотря на все то внимание к этой проблеме, которое, кажется, пробуждается во всевозможных образовательных центрах. Суть в том, что бесполезно следить за ребенком, поскольку это показывает недостаток доверия, что неправильно также поправлять ребенка, когда он слишком далеко заходит в своих игривых тенденциях. Нет числа искушениям, которые притягивают юношу. Для юноши, который только что прошел период игривости, естественно продолжать играть тем способом, который ему кажется безвредным. Важная часть обучения юноши поэтому состоит в том, чтобы объяснять некоторые вещи просто, ставить его в известность о преимуществах и недостатках различных интересов в жизни. Не слишком много пользы приносит ребенку прочитанное в книгах относительно жизни юноши. Личный совет по некоторым вопросам оказывается гораздо эффективнее.

Очень часто прежде чем родители могут хотя бы представить себе наклонности своего ребенка в смысле очень серьезных вещей, оказывается, что он уже все это попробовал, будучи абсолютно несведущим в последствиях. Молодое поколение, кажется, день ото дня приходит в упадок в смысле физического здоровья, энтузиазма по сравнению с людьми прошлых лет. Поэтому настоятельно необходимо в настоящую эпоху специально позаботиться о том, чтобы обеспечить подготовку юношей для осознания великой важности в жизни хорошего физического здоровья, от чего зависит их счастье, благосостояние и успех.

Умственная сила юноши зависит от целеустремленности, а юноша склонен смотреть в тысяче направлений, вместо того чтобы зафиксировать ум на одном предмете в данный момент. Юноша, которому помогают или который от природы склонен удерживать свой ум в одном направлении без отклонений, наверняка добьется успеха в жизни.

Юность также склонна к нетерпеливости, ведь это время, когда энергия работает с большой силой, это делает юношей импульсивными, и им недостает терпения. Но если ребенка обучить терпению, когда он вовсе не склонен к нему по природе, то он обязательно преуспеет во всем, что будет предпринимать в жизни.

Период юности имеет определенное влияние на жизнь ребенка, в это время ум его слишком активен; слишком большая активность приводит к жизненным ошибкам. Кроме того, физическая энергия, постоянно пульсирующая в юноше, является причиной жизненных сложностей. Поэтому воспитателям, которые радеют о его обучении и прогрессе, следует позаботиться об уме юноши, который должен быть чистым, выдержанным и уравновешенным. Без этого ребенок будет приносить много проблем своим родителям, он будет сталкиваться с трудностями сам. Юноша, обладающий мышлением и разумением, подобен цветку с прекрасным цветом и ароматом.

Нравственное воспитание юноши является также делом величайшей важности. Ребенок должен с малолетства относиться к каждому пожилому мужчине, как к отцу, к каждой пожилой женщине, как к матери, к ровесницам, как к сестрам, и как к братьям – к таким же мальчикам, как он сам. Таким образом, обязательства одной души по отношению к другой в этом мире будут поняты вернее. Когда юноша считает своим долгом относиться соответствующим образом к близким родственникам, но не к другим, он становится ограниченным; его точка зрения сужается. Насколько лучше стал бы мир, если бы каждый молодой человек считал своим долгом относиться бережно и ответственно к каждой девушке, как если бы она была его сестрой, – тогда не было бы столько печали и разочарований. Величайшая мораль, которой следует научить юношу, – это понимать свои обязательства перед другими, чтобы быть в состоянии занять свое место в схеме жизни подобающим образом.

Юношу следует научить признавать великую силу честности, вместо того чтобы считать честность только добродетелью. Ребенка должно научить строить идеал для самого себя и жить в соответствии с ним. Бесполезно давать идеал ребенку, ведь идеал для одного человека не создан для другого.

Молодой человек, осознающий, что его слово затрагивает его честь, являет собой пример нашему веку, когда люди не могут достойно сдержать слово, даже написанное на бумаге, подкрепленное двадцатью печатями и штампами и скрепленное подписью. Юноша, обладающий честью и достоинством, сердце которого пробуждено для сострадания людям, имеющий обостренное чувство долга, если он притом выказывает мысли и заботу о других, является примером для настоящего поколения в смысле формирования своей личности.

Нравственное развитие состоит не только лишь в приобретении идеала и хороших манер, но также в способности выносить все раздражающие влияния повседневной жизни. Кроме того, к азам нравственного обучения относится осознание собственных обязательств по отношению ко всем, кого мы встречаем в жизни. Юноша может не быть расположен к утонченности мышления, но, если его нравственность развита, ему будет намного проще поступать, руководствуясь законами морали, чем тем, кто познакомится с нравственностью позже.

Жизнь – это природа, время создает ее. Если человек затвердевает определенным образом, то его душа становится отливкой из материала этой особой природы, и все, что он говорит и делает в жизни, показывает очертания этой отливки.

Очень часто случается, что человек приходит к пониманию высокой ценности моральных качеств в последующий период своей жизни и все же не может действовать в соответствии с идеалом, который ценит более всего. Точно так же глиняный горшок, который поместили в обжиг прежде, чем он был надлежащим образом закончен, выходит из огня затвердевшим; горшечник и хотел бы изменить форму горшка, но это уже невозможно. Если бы родители и воспитатели только знали, как много значит время в жизни юноши, они бы сделали из юноши то, что индийцы называют "древо желаний", на котором появляется в виде плодов все, что мы пожелаем.

В юности есть надежда, и есть цель, к которой можно стремиться. Для достижения этой цели юноше требуются две силы: сила воли и сила красоты мысли, речи и действия. Многие люди в этом мире со всей своей силой – физической, умственной, любой другой формой силы, даже имея в своем распоряжении армию, оказывались беспомощными из-за нехватки красоты, чья власть порой больше, чем любая другая. Равновесие воли и красоты рождает мудрость. В юности эти три качества создают триединство, которое является идеалом совершенства.

Юноша естественно склонен к общительности. Если это не так, значит, что-то неладно, поскольку для юноши весьма желательно дружить, проявлять взаимность в дружбе, в любви или в ухаживании, показывать любезность, доброту, доброжелательность. От юноши ожидают, что он будет вступать в юношеские ассоциации, ухаживать за друзьями и родственниками, отдавая им свое радушие и теплоту. Всегда, однако, есть опасность для юноши, который общителен и легко входит в любые круги, как желательные, так и нежелательные. Юность – это всегда, в некоторой степени, время слепоты, когда страсть и эмоции играют в полную силу. Для юноши пойти по неверному пути настолько же просто, насколько выбрать верный путь. Растущий юноша, полный энтузиазма, переполненный эмоциями, рвущийся испытать все новое и интересное, может выбрать любую дорогу в жизни, подсказанную ему друзьями. Поэтому долгом воспитателей является удерживать его подальше от всевозможных нежелательных влияний, не давая ему ни малейшего повода подумать, что они контролируют его или лишают его свободы.

Чем выше идеал юноши, тем более великое открывается ему будущее. Юноша, который посвящает себя работе для своих друзей, для своей ассоциации, сообщества, для нации, находится поистине на верном пути.

Юноша, который избегает дружбы со своим полом, или тот, кто не испытывает влечения к противоположному полу, ненормален, оба этих случая должны восприниматься как отклонения, и ими следует заниматься на ранних этапах. Если не обратить на них внимания и позволить продолжать в том же духе, то это приведет к большому разочарованию. Юноша, не склонный общаться со своим полом, как правило, застенчив по природе и обладает слабой волей. Порой это вызвано телесной слабостью, а иногда – тем, что он был воспитан в чрезмерной любви, заботе и нежности одинокой женщиной. Поэтому жизнь мальчика должна начинаться в играх с товарищами-мальчиками. Таким образом он получит от других те свойства, которые ему необходимы.

Одно дело – родиться мужчиной, другое дело – развить мужской характер. Недостаточно родиться мужчиной; мужской характер должен быть развит. Он может быть развит у юноши, но если время упущено, то уже почти совсем поздно, хотя, несомненно, юноша такой ненормальной природы все еще может быть помещен в окружение, от которого он со временем сможет почерпнуть впечатления, необходимые ему, чтобы построить мужскую личность.

Юноша, отзывчивый на радость и печаль близких и дорогих ему людей, откликающийся на любой импульс, интересующийся всем желательным, чуткий к удовольствию и радости, – это нормальный юноша. Если его верно направить, то он сделает свою жизнь достойной.

Те же тенденции можно наблюдать и у девушек. Девочка, которая не росла среди других девочек, развивает у себя неженский характер. Впоследствии она будет отвергать свой пол и не будет испытывать влечения к противоположному полу. В юности, когда девушка начинает проявлять мужские черты в своем характере, ее следует всенепременно поместить в женское окружение, которое со временем может повлиять на ее дух таким образом, что характер ее впитает те качества, которые ей необходимы для построения женской личности.

Есть также юноши, испытывающие сильное влечение к своему полу и отвращение к противоположному полу. Среди них физически, а другие – психически ненормальны. Но есть такие, в которых влечение к противоположному полу еще не проснулось, оно ждет пробуждения; часто в этом последнем случае возникают проблемы. Их обвиняют в том, в чем нет их вины; не зная правды, от них ожидают интереса к противоположному полу, как у всех. А когда обнаруживается, что они не соответствуют ожиданиям, то к ним начинают относиться нетерпимо. Множество помолвок и браков было расторгнуто из-за этого недостатка понимания. Если бы владеть этим искусством, то можно было бы подождать и помочь, мягко и терпеливо, как бы дожидаясь созревания зеленого плода.

Юноша с хорошими манерами и хорошим образованием, но не имеющий терпения, не сможет далеко пойти в жизни, потому что он стремится общаться только с теми, кто соответствует его стандартам; он не обращает внимания и избегает тех, кто ниже его уровня; и по мере того как обостряется его чувствительность, он становится все более нетерпимым.

Закат современной цивилизации вызван нехваткой искреннего общения. Существует дипломатичная форма вежливости, которая является вежливостью лишь по форме, без искренности; однако истинной вежливостью владеет тот, кто проявляет симпатию. Искренность – главное в жизни.

Юность – это возраст, в котором больше всего привлекает чрезмерность. Вот почему многие юноши принимают искусственный образ мыслей и действий, манеру говорить, что крайне нежелательно и не приносит пользы.

Важно взрастить искренность в характере юноши. Привить юноше любовь к искренности чрезвычайно полезно, ведь сила искренности творит чудеса. Также и гордость – природный дух, растущий в юноше, должен быть отлит в идеал. Та же гордость, которая делает человека черствым, непреклонным, невнимательным к другим, будучи развита в то, что мы называем самоуважением, станет в жизни верным признаком чести – ведь гордость, если ее направить в нужное русло, дает начало почтительности. Такой человек остережется думать, говорить или делать то, что не вмещается в стандарт его добродетели. Гордость, будучи верно направлена, формирует характер, и именно этот совершенный характер достигает высшей точки развития в идеале.

Развитие духовной стороны юноши должно стоять на первом месте. Часто духовность смешивают с религией; в действительности, однако, это слово имеет совершенно другое значение. Религия для многих – это то, что, насколько они знают, является верованием их народа; духовность – это откровение божественного света, который сокрыт в каждой душе. Это не имеет отношения к какой-либо конкретной вере. Какую бы религию ни исповедовал человек, пользы это ему не принесет, если он не обладает духовностью. Но коль скоро человек наделен духовностью, тогда любая религия будет ему на пользу. Поэтому прежде чем задумываться о религии, которую следует исповедовать юноше, необходимо научить его духовному идеалу.

Юноша наших дней, воспитанный в духе наживы, движимый материальными мотивами, никогда не вырастет в действительно счастливого человека, готового поделиться своим счастьем со своими близкими. Величайший недостаток современности – это воспитание юноши в абсолютно материалистической атмосфере так, что ему не к чему стремиться вне пределов материи и материальных условий, которые настолько же бедны, как и сама материя. Ни один ребенок не пришел на землю без духовного идеала, но окружающие обстоятельства, воспитатели, товарищи делают его материалистом. Он не может развиваться сам по себе, когда все его окружение иное. Таким образом, духовный идеал, который ребенок приносит с собой на землю, оказывается задушен воспитателями-материалистами и товарищами.

Мир сегодня стал бы намного лучше, чем он есть, если бы ему был предложен духовный идеал, хотя бы наряду с материалистическим идеалом, который кажется единственной целью современного мира. Если только можно учиться на собственном опыте, то недавние катастрофы не должны казаться мелким примером того, к чему ведет развитие материализма. Если мир будет продолжать двигаться тем же путем, каков будет результат? Нет надежды на улучшение человечества до тех пор, пока духовный идеал не выйдет на первый план и не займет центральное место в обучении как дома, так и в школах. Только это может быть решением труднейшей задачи преобразования мира, перед которой стоит человечество.

Начало обучения юноши духовным идеалам – не простая задача, ибо здесь имеется несколько опасностей, на которые следует обратить особое внимание. Не нужно, чтобы юноша сделался религиозным фанатиком или обрел религиозную гордыню; опасайтесь дать ему повод считать, будто его духовное направление дает ему превосходство над другими. Доброта всегда дает своего рода тщеславие, а неразвитая духовность приводит к еще большему тщеславию. Если в результате воспитания духовности юноша станет нетерпимым в своей собственной вере, взирая на приверженцев любых других верований с презрением или с некоторым безразличием, это нельзя признать правильным. В этом мире все еще много религиозных душ, полагающих, что их священное писание – единственная священная книга, их Церковь – единственная религия, а все остальные – неверные! Такая вера никогда не породит духовности в душе.

Духовность происходит от смягчения сердца, которое замерзло от хлада окружающей жизни. Влияние мирской жизни на ум имеет, в основном, замораживающий эффект; ибо эгоизм, проглядывающий со всех сторон, естественно делает человека холодным и эгоистичным. Поэтому необходимо, чтобы сердце юноши постоянно было мягким. Есть два способа смягчения сердца. Первый – помощь юноше в раскрытии навстречу красоте, которая блистает во всем своем многообразии форм. Другой же – внушение ему склонности к праведности, которая представляет собой самую сущность души. Этим вещам нельзя научить, но они могут быть пробуждены в сердце юноши, если только родители или воспитатели знают, как это сделать. Ребенку не следует навязывать принципы, но в его сердце должна быть сотворена любовь к добродетели, ибо внутренней природе каждой души присуща любовь к добродетели. Духовность в настоящем смысле этого слова – это открытие духа, которого можно достичь, поднявшись над собой либо погрузившись в себя.

Величайший недостаток сегодняшнего мира – отсутствие покоя. Покой сегодня часто трактуется как безделье или медлительность. Современному человеку недостает сосредоточенности, он несет с собой атмосферу беспокойства. Со всем своим знанием и прогрессом он чувствует себя неуютно, он ненамеренно приносит дискомфорт и другим. Покой поэтому является самым важным уроком, какой можно преподать юноше сегодня.

Духовность подобна воде, скрытой в глубине земли: скрытую в глубине сердца, эту воду, которая есть духовность, необходимо, так сказать, добыть. Эта добыча происходит, когда кто-то берет на себя труд пробудить в себе сострадание к другим людям, сгармонизироваться с другими и понять других.

Внешнее знание человеческой жизни и природы называется философией, внутреннее же знание этого называется психологией. Это знание может быть изучено; и все же действительный дух этого знания проявляется в пробуждении души. Юноше следует привить высокие мысли для того, чтобы он мог думать о высоком идеале, стремиться к высокой жизненной концепции, завоевать высокое вдохновение и пронести сквозь жизнь высочайшее отношение, высочайшую точку зрения.

Именно в благородстве души пребывает духовность, не в простом выказывании духовности; благородство души реализуется в чувстве самоотверженности. Каков бы ни был ранг человека, занимаемое им положение, если он проявляет самоотверженность в жизни, он воистину благороден. Духовное благородство – это и есть подлинный аристократизм, ибо он выражается в демократизме. У подлинно духовной личности аристократизм и демократизм – едины, ибо эти идеалы, оба имеющие духовную красоту, суммируются в одном духе благородства. Юношу следует научить, что не нужно становиться ангелом, чтобы проявить духовность; но стать человечным – вот истинный признак духовного человека.

ОЧИЩЕНИЕ УМА

ОЧИЩЕНИЕ УМА

Насколько необходима чистота, очищение тела, настолько же необходимо, чтобы ум также был чист и очищен, и, может быть, даже в большей степени. Как нерегулярность в работе физического организма, так и любое его загрязнение вызывают заболевания. В равной степени это применимо и к уму. Существуют такие загрязнения, относящиеся к уму, которые могут привести к различным заболеваниям, а очищая ум, можно помочь созданию и физического и умственного здоровья. Под здоровьем я имею в виду естественное состояние. А что есть духовность, как не естественность?

Очень немногие думают таким образом. Большинство людей считает, что быть духовным означает быть способным творить чудеса, видеть необыкновенные вещи, удивительные явления; и лишь немногие знают, как это просто и что быть духовным означает быть естественным.

Очищение ума может быть проведено тремя различными способами. Первый путь – успокоение ума, поскольку очень часто именно его активность является причиной загрязнений. Успокоение ума устраняет загрязнения; это подобно настройке ума на его естественный основной тон. Ум как водоем: когда вода в нем спокойна, отражение ясное. Если ум в беспокойном состоянии, человек не может ясно воспринимать ни предчувствие, ни вдохновение. Как только ум становится спокойным, он принимает ясное отражение, словно озеро, когда вода в нем спокойна.

Такое состояние ума вызывается практикой физического покоя. Определенная сидячая поза создает определенное воздействие. Мистикам известно множество способов сидеть в молчании, и каждый способ имеет определенное значение. И это значение не только воображаемое, каждый способ приводит к точному результату. У меня было много опытов как своих, так и с другими людьми, подтверждающих, что определенный способ сидения изменяет склад ума человека. В старину люди знали об этом и нашли различные сидячие позы для различных людей. Была поза воина, ученика, медитативного человека, бизнесмена, рабочего, юриста, судьи, изобретателя. Вообразите, как прекрасно, что то огромное воздействие, которое оказывает определенная поза на человека, и в особенности на его ум, мистик обнаружил и испытывал в течение тысячи лет.

Мы испытываем это воздействие в нашей повседневной жизни, но не думаем о нем. Нам случается сидеть неким образом, и мы чувствуем тревогу; нам случается сидеть другим способом, и мы ощущаем спокойствие. Определенная позиция заставляет нас чувствовать себя вдохновленными, другой способ сидеть приводит к чувству потери энергии, отсутствию энтузиазма. Посредством успокоения ума с помощью определенной позы человек способен очистить ум.

Второй путь очищения ума основывается на способе дыхания. Для восточного человека очень интересно отмечать, как иногда на Западе люди в своих изобретениях бессознательно применяют принципы из мистических сфер. У них есть аппарат, который чистит ковры, всасывая пыль. Это та же система, вывернутая наизнанку: правильный способ дыхания высасывает пыль из ума и выбрасывает ее. Ученые продвинулись настолько, что говорят о выдыхании двуокиси углерода; вредный газ выводится из тела человека при выдохе. Мистики идут дальше, говоря, что выведение происходит не только из тела, но и из ума также. Если бы человек знал, как удалять загрязнения, он мог бы удалить больше, чем мог бы вообразить. Загрязнения ума возможно вывести посредством правильного способа дыхания; вот почему мистик сочетает позу с дыханием. Поза помогает успокоению ума, дыхание – очищению ума; они действуют вместе.

Третий путь очищения ума основывается на отношении, на правильном отношении к жизни. Это путь морали и королевская дорога к очищению. Человек может дышать и сидеть в молчании в тысячах поз, но, если он не имеет правильного отношения к жизни, он никогда не будет развиваться; это принципиальная вещь. Но вопрос в том, что есть правильное отношение. Правильное отношение зависит от того, насколько благосклонно человек относится к своим собственным недостаткам. Очень часто мы готовы оправдываться за собственные недостатки и ошибки и охотно превращаем свое заблуждение в правоту. Однако у нас нет такого же отношения к другим. Мы сделаем им выговор, когда дойдет до нашего мнения о них. Так легко осудить других! Так легко сделать один шаг и невзлюбить других и совсем нетрудно сделать еще один шаг и возненавидеть других людей. И, поступая так, мы не думаем, что делаем что-то неправильное. Хотя это то состояние, которое развивается внутри, мы только видим его снаружи; все дурное, накапливающееся внутри, мы видим в других. Следовательно, человек постоянно пребывает в иллюзии; он всегда доволен собой и всегда порицает других. И самое удивительное, что больше всех достоин порицания тот, кто больше всех порицает. Но лучше выразить это по-другому: поскольку человек порицает больше всех, он становится достойным наибольшего порицания.

Есть красота формы, цвета, линии, манер, характера. В некоторых людях недостает красоты, в других ее больше; только сравнение заставляет нас считать, что один человек лучше другого. Если бы мы не сравнивали, тогда каждый был бы хорош; именно сравнение заставляет нас считать одну вещь красивее другой. Но если мы посмотрим более внимательно, мы увидим, что красота есть и в той, другой, вещи. Очень часто наше сравнение неправильно по той причине, что хотя сегодня мы и определяем в нашем уме, что является хорошим и красивым, но можем изменить эти понятия в течение месяца, года. Это показывает нам, что мы способны оценить то, на что смотрим, в том случае, когда красота этой вещи проявляется в нашем поле зрения.

Нет ничего удивительного в том, что если один человек достигает той стадии, когда он говорит: "Все, что я вижу в этом мире, я люблю, несмотря на боль, борьбу и трудности; все это стоит того", то другой говорит: "Все это печально, жизнь безобразна; в этом мире нет ни крупицы красоты". Каждый прав со своей точки зрения. Они оба искренни. Но они отличаются друг от друга, поскольку смотрят на мир по-разному. У каждого из них есть своя причина для одобрения жизни и ее порицания. Только один извлекает для себя пользу из видения красоты, а другой теряет ее от недооценки жизни, от того, что не видит в ней красоты.

Следовательно, из-за неправильного отношения человек накапливает в своем уме нежелательные впечатления, приходящие от людей, поскольку никто не совершен в этом мире. У каждого есть сторона, которую можно критиковать и желать исправить. Когда кто-либо смотрит на эту сторону, он накапливает впечатления, которые делают его все более и более несовершенным; и затем это становится его миром. И когда ум превращается в губку, наполненную нежелательными впечатлениями, тогда то, что он испускает из себя, также становится нежелательным. Никто не может говорить плохо о другом без того, чтобы это не становилось его собственным, поскольку говорящий плохо о других плох сам.

Таким образом, очищению ума с моральной точки зрения необходимо учиться в своей повседневной жизни, пытаясь рассматривать вещи с симпатией, благожелательно: смотря на других людей так, как мы смотрим на себя, ставя себя на их место, а не обвиняя других, когда мы видим их слабости. Души, рожденные на земле, несовершенны и проявляют несовершенство, и из этого состояния они развиваются естественным образом, приходя к совершенству. Если бы мы все были совершенны, не было бы цели в нашем сотворении. И проявление таково, что каждое существо здесь может подняться от несовершенства к совершенству. Это – цель и радость жизни, и для этого был создан этот мир. Если мы предположим, что каждый человек совершен и условия совершенны, тогда не будет ни радости в жизни, ни цели в приходе сюда. Очищение ума, следовательно, означает очищение его ото всех нежелательных впечатлений; и не только от недостатков других, ибо необходимо достичь той стадии, когда человек забывает и свои собственные недостатки также. Я видел справедливых людей, которые обвиняли себя в своих ошибках до тех пор, пока сами не стали ошибками. Постоянная концентрация на ошибке означает ее запечатление в уме. Лучший принцип – забыть других и себя, настроить наши умы на накопление всего, что есть благого и красивого.

У уличных мальчишек в Индии есть очень важный род занятий. Они берут землю с какого-то места, чтобы найти в этой земле немного металла типа золота или серебра, и на протяжении всего дня их руки в пыли. Но что они ищут? Они ищут золото и серебро.

Когда в этом мире несовершенства мы ищем все, что есть благого и красивого, у нас много шансов на разочарование. И в то же время, если мы продолжаем искать золото, не глядя на пыль, мы найдем его. И как только мы его отыщем, так будем находить все больше и больше. Здесь приходит момент в жизни человека, когда он может видеть нечто хорошее в наихудшем человеке в мире. И когда человек достигнет этой точки, он возложит свою руку на благо, даже если бы оно было укрыто тысячью покровов, ибо он искал благое и притягивал то, что им было.

ЧИСТЫЙ УМ

Чистый ум не создает необыкновенных явлений, он сам является феноменом.

Человек, который хотел купить бра для своей комнаты, не имел понятия, куда надо пойти в городе, чтобы найти такое бра. Но в его уме была определенная идея о том, каким оно должно быть, и, как только он вышел из дому, в первом же магазине, на который упал его взгляд, было это бра. Возможно, во всем городе он не нашел бы другого такого же, однако его ум прямо вывел его на тот предмет, который он желал. Откуда это приходит? Это приходит из чистоты ума.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...