Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение ребенка младшего возраста 7 глава




Ум может быть уподоблен воде. Даже просто смотреть на поток чистой воды, бегущей во всей своей чистоте, – это одна из величайших радостей, которая нам доступна, и пить эту чистую воду – тоже величайшая радость. Общение с теми, чей ум чист, – великая радость, независимо от того, говорят ли они с вами или нет; от них исходит чистота, естественная чистота, которая не создана человеком, а принадлежит душе, и она приносит вам величайшее наслаждение и радость. Есть другие люди, которые научились говорить и развлекать, и их манеры изысканны, их остроумие не знает меры, их речь притворна. Что все это означает? Если нет чистоты ума, ничто другое не может принести той утонченной радости, по которой томится каждая душа.

Есть высказывание, гласящее, что человек с чистым умом очень часто кажется слишком хорошим для того, чтобы жить, и, по-видимому, лишенным здравого смысла; очень часто кажется, что он не принадлежит этому миру. Это правда; но в том вина грешного мира, а не того, чей ум чист. Этот мир движется от плохого к худшему. Любой, кто проявляет чистоту ума, начинает с того, что становится отверженным и кажется неспособным сделать что бы то ни было из того, за что он мог бы взяться. Но какое это имеет значение? Можно одновременно обладать и мудростью, и чистым умом. Обладающий чистым умом может заниматься и мирским делами так же тщательно, столь же умело, как и обычный человек; а не имеющий чистого ума может и способен добиться успеха в мире, но этот успех непрочен.

Когда мы подходим к вопросу об успехе и неудаче, здесь нет принципа, на котором основаны эти вещи. Неверно, что для того, чтобы достичь успеха, необходимо быть хорошим, честным и обладать чистым умом. Очень часто обратное оказывается более верным. Но в то же самое время нельзя сказать, что для достижения успеха необходимо обладать противоположными качествами. Довольно часто нечестность и отсутствие чистоты ума приводит к большому провалу. Если и есть какое-то правило, имеющее к этому отношение, то оно заключается в том, что успех того, кто достиг его на основе честности и добродетели, зависит от честности и добродетели. А тот, кто добился успеха в чем-то без честности и добродетели, потерпит неудачу в тот день, когда он будет честным и великодушным. Так происходит, поскольку пути этих людей различны. Весь склад ума воздействует на дела в жизни; наблюдать это наиболее удивительно. Чем больше вы думаете об этом, тем больше вы будете убеждаться в том, что успех и неудача полностью зависят от склада ума.

Меня очень заинтересовало то, что рассказал мне однажды мой друг, работавший продавцом в большой ювелирной фирме. У него в обыкновении было приходить ко мне поговорить о философии. Он сказал: "Очень странно, я так часто замечаю, что, приходя в дом, где, как я думаю, могут заплатить больше действительной цены изделий, мне так и хочется запросить намного более высокую цену, чем она есть; но каждый раз, когда я поддаюсь этому искушению, удача минует меня. И опять меня подмывает сделать то же самое, когда я вижу своего приятеля-продавца, продающего некому человеку понравившийся ему камень за четырехкратную его стоимость. Почему одним людям удается, а мне нет?". Я ответил ему: "У тебя – свой путь, у других – свой. Они могут добиться успеха нечестностью; ты можешь добиться успеха честностью. Если ты пойдешь их путем, ты потерпишь неудачу".

Так иногда тому, кто занимается умственным развитием посредством очищения ума, возможно, придется переносить незначительные неудачи, приносить небольшие жертвы. Но все это – лишь процесс на пути к чему-то действительно существенному, действительно стоящему. И если человека не обескураживают мелкие неудачи, он несомненно придет к той ступени, когда успех будет на его стороне. Чистота ума высвобождает источники вдохновения, которые иначе остаются закрытыми. А именно благодаря вдохновению мы наслаждаемся и ощущаем все, что только есть прекрасного, и создаем все благое к радости и удовольствию других людей.

Однажды я посетил мастерскую умершего художника. Я просидел там пятнадцать минут, и на меня опустилась такая депрессия, что я спросил его вдову: "Каково было состояние вашего мужа?" И она ответила: "Оно было ужасным. Его дух был разорван в клочья". Я сказал: "Это то, что показывают его картины". Воздействие их было таково, что кто бы ни видел эти картины, он испытывал то же самое. Если у нас есть чистота ума, мы создаем чистоту. Во всем, чем мы занимаемся, будь то искусство, политика, бизнес, музыка, промышленность, мы распространяем чистоту ума до такой степени, что даже окружающие нас люди, незнакомые и друзья – все разделяют нашу радость. Говорят, что болезни заразны. Но чистота ума тоже заразительна, и ее воздействие создает чистоту в других. Некоторые сохраняют ее на долгое время, другие – на короткое. Все зависит от ума.

Ум – это хранилище, хранилище всего знания, которое человек собрал при обучении, в переживаниях, впечатлениях, посредством любого из пяти чувств. Другими словами, каждый звук, услышанный даже один раз, запечатлевается в нем; каждый образ, который видят наши глаза, даже его проблеск, запечатлевается в нем. И когда наше сердце чисто, оно отражает свет души точно так же, как луч света отражается проектором. И наиболее удивительный феномен состоит в том, что свет направляется силой воли именно в то особое место в хранилище ума, которое мы желаем найти. Например, мы видели однажды какого-то человека десять лет назад, и вот он появляется перед нами, и мы смотрим на него и говорим: "Я видел этого человека раньше, но где?" В этот момент мы посылаем свет нашей души на ту картину, которая была запечатлена в нашем уме однажды десять лет назад. Она по-прежнему здесь. Мы совершенно забыли о ней, но она здесь. В тот момент, когда мы пожелали увидеть ее, наша душа направила свой свет на это особое место; и самое изумительное то, что картин может быть миллион. Почему свет направляется на этот особый образ? Это необыкновенное явление. Оно означает, что внутренний свет имеет огромную силу; это сила творческая от природы. И потому, когда она освещает, она направляет свет на вполне определенное место.

Под словом "ум" я подразумеваю здесь то, что часто называется подсознательным умом. То хранилище, о котором я говорил выше, – это подсознательный ум. В нем вещи пребывают и живут; все мысли и впечатления – живые. В уме нет ничего, что умирает. Все живет и живет долго; но, когда мы не сознаем чего-либо, оно находится в нашем подсознательном уме.

Например, кому-то было сказано, что он должен пойти и навестить своего друга в такой-то день и в такое-то время. Он записал это в своей записной книжке, а потом забыл. Во время повседневных занятий пришел момент, когда он подумал: "Мне следует быть в том месте! Я не пошел туда. Я совершенно забыл. Я должен быть там. Почему я не там? Почему я забыл?" В то время идея, которую он вспомнил, была в его подсознательном уме. И когда его воля захотела знать, идея пришла; он без сомнения знал, что у него есть обязательство, что он намеревался быть в том месте. Он забыл только на время. Где была эта идея? В той части ума, которую называют бессознательной.

Однажды один мой ученик, который очень интересовался духовными упражнениями и метафизическими вопросами, оставил меня и стал бизнесменом. Все его время было занято бизнесом. Он совершенно забыл меня. Десять лет он не выполнял своих практик. Случилось так, что однажды я пришел в тот город, где он жил, и он вспомнил своего старого учителя. Когда он услышал прочитанную мною лекцию, все то, чему он был научен десять лет назад, ожило в один миг, все забытое пожелало вернуться. Он сказал: "Все это так живо для меня. Пожалуйста, скажите, что мне нужно делать". Он снова был полон горячим желанием заниматься.

Так оно и есть. Все, что находится в уме, все, о чем мы никогда не думали, все, о чем мы никогда не беспокоились, все это там есть; и, когда мы отдыхаем от мирских занятий, все это оживает.

Когда наступает смерть, приходит отдых; после смерти для ума наступает более интенсивная жизнь, жизнь более реальная, чем здесь. Смерть – это раскрытие, снятие покрова, после чего душа узнает множество вещей, касающихся ее собственной жизни и касающихся всего мира, который до сих пор был скрыт. Поэтому осуществление того, что говорят о небесах и аде, что мы накопили в нашем уме, в будущем будет принадлежать нам. Сейчас наш ум находится в нас, в грядущем мы будем находиться в нашем уме. Следовательно, каково состояние ума прямо сейчас, таков в будущем будет мир. Если ум – небеса, мир будет небесами; если он – нечто другое, мир будет чем-то иным. Он – то, что мы из него сделали. Никто не притягивается и не помещается туда. Мы сами создаем для себя мир, для своего собственного удобства.

Мы собрали все то, к чему стремились. Дорогая одежда, если она была для нас действительно важной, присутствует в уме. Если мы обнаружили, что одежда ничего не стоит, что это глупо, тем не менее она все равно там находится.

Даже бесполезные вещи обретают форму в уме, как и все имеет форму. Но любая форма сродни источнику впечатления. Например, не только живопись, картина имеет воспринимаемую форму; музыка – это тоже язык; глаза не видят его, но уши слышат. Таким образом, ум накапливает и все такие понятия, как кислый, сладкий, горький, острый и другие различные вкусы. Мы не видим их, но они запечатлеваются в нашем уме в той форме, которую мы различаем. Глаза не видят очертаний, но ум на самом деле воспринимает вкус пищи таким, какой он был, когда мы ее попробовали. Для ума все формы одинаково понятны, они в точности одни и те же, хотя и приходят из различных чувств.

После смерти в уме остаются разнообразные впечатления. Поскольку что такое человек? Бытие человека подобно нахождению в тумане. Когда различные физические органы уже не могут дольше сдерживать дух, тогда они распадаются и дух отделяется от них. Тело умирает, дух остается. Дух настолько же индивидуален, насколько индивидуален человек в физическом теле. После того как физическое тело умерло, нефизические впечатления более отчетливы, потому что спало ограничение физического тела. Физическое тело – очень сильное ограничение. Когда оно спадает, индивидуальность становится более различимой, более способной действовать, чем на физическом плане.

РАЗОБУЧЕНИЕ

Самое трудное – это забыть то, чему мы однажды научились. Обучение – это одно, разобучение – другое. Процесс достижения духовности проходит через разобучение. Люди полагают, что их вера является религией. В действительности вера – средство достижения религии. Кроме того, если бы я хотел изобразить веру, она была бы похожа на лестницу, ведущую к высшей реализации. Но вместо того чтобы идти вверх по лестнице, люди стоят на ней. Это в точности подобно проточной воде, которая превратилась в стоячую. Люди сделали свою веру жесткой, и потому вместо того, чтобы извлекать из нее пользу, они движутся в обратном направлении. Если бы это было не так, то можно было бы думать, что все верующие в Бога, в истину и в последующую жизнь лучше, чем неверующие. Но оказывается, что они хуже неверующих, поскольку приковали собственные стопы к своей вере.

Очень часто я оказываюсь в таком положении, когда мало что могу сказать, особенно если человек приходит ко мне со своими предвзятыми мнениями и желает принять мое руководство, мое водительство на духовном пути, тогда как его первое намерение состоит в том, чтобы посмотреть, соответствуют ли его мысли моим и согласуются ли мои мысли с его мыслями. Он не может опустошить себя для руководства, которое дается. Он пришел не за тем, чтобы следовать моему мышлению, он хочет получить для себя подтверждение в правильности своей идеи. Среди сотни людей, приходящих за духовным руководством, девяносто оказываются такого сорта. Что это демонстрирует? То, что люди не желают отказываться от своих собственных идей, они жаждут подтверждения верности тех концепций, которые у них уже имеются.

Духовное достижение с начала и до конца – это разобучение тому, что было выучено. Но как это проделать? То, чему человек научился, находится в нем самом. Процессу разобучения может помочь жизненный опыт и благоразумие. Чем мудрее становится человек, тем более он способен опровергать собственные представления. Чем меньше у него мудрости, тем больше он держится за свои представления. Мудрейший готов подчиниться другим. А глупец из глупцов будет отстаивать собственные идеи до последнего. Причина в том, что мудрый человек легко может отказаться от своей мысли; глупый держится за нее. Именно поэтому он не становится мудрее, ибо он не оставляет своих собственных представлений; по этой же самой причине он и не развивается.

Очищение ума, следовательно, – это лишь метод, при помощи которого можно достичь духовной цели. Для достижения необходима способность видеть с точки зрения другого человека. Ибо на самом деле каждая точка зрения является нашей собственной. По мере того как человек становится более многосторонним, а приходящее к нему понимание более полным, он все яснее и яснее видит правоту каждой точки зрения. Когда человек в состоянии расширить себя до осознания другого человека, его собственное сознание становится таким же большим, как сознание двух людей. И подобным образом оно может расшириться до сознания тысячи людей, если человек приучает себя стараться видеть, что думают другие люди.

Следующий шаг в очищении ума – быть способным видеть правильное в неправильном и неправильное в правильном, плохое в хорошем и хорошее в плохом. Это трудная задача, но, когда она решена, человек поднимается над добром и злом.

Необходимо уметь видеть боль в удовольствии и удовольствие в боли; потерю в приобретении и приобретение в потере. Как правило, дела обстоят таким образом, что человек туп по отношению к одному и глаза его смотрят на другое; он либо не видит потери, либо не замечает приобретения; если он осознает, что является верным, то не может распознать, что является неверным.

Очищение ума подразумевает, что такие впечатления, как хорошее и плохое, правильное и неправильное, приобретение и потеря, удовольствие и боль, эти противоположности, блокирующие ум, должны быть удалены при помощи видения их обратной стороны. Тогда можно увидеть врага в друге и друга во враге. Когда человек осознает яд в нектаре и нектар в яде, наступает время, когда смерть и жизнь так же сливаются в одно целое. Противоположности больше не являются для него противоположностями. Это называется очищением ума. И те, кто дошли до этой стадии, – мудрецы нашего времени.

Третье направление деятельности для очищения ума – отождествление с тем, чем мы не являемся. Таким способом ум освобождается от впечатлений собственного ложного отождествления.

В качестве примера я расскажу об одном мудреце из Индии. Эта история начинается с того, что молодой человек спросил свою мать, которая была крестьянкой, жившей в деревне: "Мама, каково самое лучшее занятие?" И мать сказала: "Я не знаю, сын, но те, кто искал высшего в жизни, отправлялись на поиски Бога". "Тогда куда я должен идти, мама?" – спросил он. Она ответила: "Я не знаю, целесообразно это или нет, но они советуют уйти в уединенное место, в лес". И он надолго ушел в лес и жил жизнью терпения и одиночества. Несколько раз за это время он приходил навестить свою мать. Иногда его терпение было исчерпано, сердце разбито. Иногда он был разочарован, что не находит Бога. И каждый раз мать посылала его обратно с более строгим советом. Придя в третий раз, он сказал: "Теперь я провел там долгое время". "Да, – ответила его мать, – я думаю, что ты готов к тому, чтобы идти к учителю". Итак, он отправился к учителю. У учителя было много учеников. У каждого была маленькая комната для медитаций, и новый ученик также получил задание пойти в особую комнату и медитировать. Учитель спросил его: "Есть ли в этом мире что-нибудь, что ты любишь?" Юноша, с детства живший вне дома и не видевший ничего в мире, ни о чем не мог подумать, кроме коровы, которая была в его доме. Он ответил: "Я люблю корову в нашем доме". Учитель сказал: "Тогда думай о корове в своей медитации".

Все остальные ученики пришли и уединились в комнатах на пятнадцать минут для небольшой медитации; потом они почувствовали себя усталыми и вышли; однако этот юноша оставался сидеть там с того момента, как учитель направил его. Через некоторое время учитель спросил: "Где он?" Ученики ответили: "Мы не знаем. Он, должно быть, в своей комнате". Они пошли посмотреть; дверь была закрыта, и ответа не было. Учитель направился туда сам; открыв дверь, он увидел ученика, полностью поглощенного медитацией. И когда учитель позвал его по имени, тот ответил голосом коровы. Учитель сказал: "Выходи". Ученик ответил: "Мои рога слишком велики, чтобы пройти в эту дверь". Тогда учитель обратился к своим ученикам: "Взгляните, вот живой пример медитации. Вы медитировали о Боге, и вы не знаете, где Бог, а он медитирует о корове и сам превратился в корову; он потерял свое отождествление. Он отождествился с объектом своей медитации". Вся трудность нашей жизни в том, что мы не можем выйти из ложной концепции.

Я приведу другой пример. Однажды я пытался помочь одной женщине, которая была очень больна: она двадцать лет страдала ревматизмом. Эта женщина не вставала с постели; она не могла даже повернуться. Я пришел к ней со словами: "Теперь вы сможете двигаться, а я зайду к вам через две недели". Когда я пришел через две недели, она уже могла менять положение. И я сказал: "Через шесть недель я буду у вас снова". И за шесть недель она встала с постели и еще больше надеялась на исцеление. Однако у нее не хватило терпения. Однажды, лежа в постели, она подумала: "Могу ли я навсегда исцелиться?" В тот самый момент, когда возникла эта мысль, она вернулась к своему прежнему состоянию, поскольку ее душа отождествила себя с больным человеком. Для нее видеть себя в здравии было чем-то немыслимым, она не могла вообразить, что когда-либо будет совершенно здорова; она была не в состоянии поверить своим глазам, что ее тело двигается; она не могла в это поверить.

Люди могут быть здоровы телом, но не умом. Очень часто они держатся за болезнь, от которой могли бы избавиться. Люди, которые чувствуют себя несчастными, притягивают несчастье. Они и есть свое собственное несчастье. Не то чтобы неудача была в них заинтересована, они сами заинтересованы в ней. Беда не выбирает людей, люди выбирают ее. Они удерживают эту мысль, и эта мысль становится их собственной. Когда человек убежден, что он катится вниз, он скатывается вниз; его мысль помогает ему падать.

Следовательно, третий аспект очищения ума – это способность отождествить себя с чем-то другим. У суфиев есть свои собственные способы обучения этому.

Очень часто человек удерживает идею о своем духовном учителе; и с этой идеей достигает знания, вдохновения и силы, которые есть у учителя. Это подобно наследству.

Человек, который не может концентрироваться настолько, чтобы забыть себя и глубоко уйти в предмет концентрации, не добьется успеха в овладении концентрацией.

Четвертый способ очищения ума состоит в освобождении от формы и в осмыслении абстрактного. Для глаза все означает форму до такой степени, что, если упоминается имя человека, которого мы никогда не видели, мы создаем его образ. Даже феи, духи и ангелы, будучи однажды упомянуты, всегда изображаются в определенной форме. Это препятствие к присутствию бесформенного; и поэтому такое очищение ума имеет огромную важность. Его цель – обрести способность размышлять над идеей без формы. Без сомнения, этого можно достичь только благодаря сильной концентрации и медитации, но, как только это достигнуто, такое очищение становится самым лучшим.

Пятый способ заключается в способности давать отдых своему уму. Другими словами, в расслаблении ума. Вообразите, насколько тело после целого дня работы нуждается в отдыхе; и насколько больше должен нуждаться в отдыхе ум!

Работа ума гораздо тяжелее работы тела; естественно, он устает гораздо больше, чем тело. И не каждый знает, как дать отдых своему уму, и потому ум никогда не знает покоя. И тогда получается, что через некоторое время ум ослабевает; он теряет память, силу действия, он забывает причину. Наихудшие результаты вызываются главным образом тем, что уму не был предоставлен надлежащий отдых. Если случается, что такие слабости, как сомнение и страх, вторгаются в ум, то человек становится беспокойным, он не может найти покоя. Ибо ночью ум продолжает следовать за этими впечатлениями. Каким бы простым это ни казалось, лишь немногие знакомы с расслаблением ума и с тем, как оно прекрасно само по себе. А какая сила, какое вдохновение приходит в ответ на расслабление, какой покой переживается и какая помощь для тела и ума! Как только ум получает отдых, дух обновляется. Первый шаг на пути к отдохновению ума – это расслабление тела. Если человек способен по желанию расслабить мускулатуру и нервную систему, тогда ум автоматически освежается. Кроме того, нужно уметь силой воли отбросить тревогу, заботы, сомнения и страхи, привести себя в спокойное состояние; такая воля достигается при помощи правильного дыхания. Благодаря успокоенному и очищенному уму создается большое личное обаяние. Отсутствие этих качеств ума является причиной непривлекательности. Присутствие тех, чей ум не очищен и не спокоен, становится источником беспокойства как для них самих, так и для остальных. Они – малопривлекательны, потому что потеряна сила притяжения; все устают от их присутствия, и их атмосфера вызывает тяжесть и дискомфорт. Они – тяжелое бремя для самих себя и других людей.

Как только ум очищен, следующий шаг – развитие сердечного качества, кульминацией которого является духовное достижение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...