Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос Язык, его функции и структурные свойства.




Вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта.

Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.

Под общением обычно понимают разнообразные формы социального взаимодействия, которое заключается в обмене информацией.

структура речевой ситуации: адресат, адресант, код 1 адресанта(пользуется адресант, чтоб закодиров сообщение), код 2 адресата, содержимое-содержание (сообщения)

Модели коммуникации – обобщенное представление о том, как протекает наше общение.

1. Информационно-кодовая модель коммуникации была предложена создателем кибернетики К.Шенноном и адаптирована к человеческой речевой коммуникации Якобсоном. В основе этой модели лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения (информации) от отправителя (адресанта) к получателю (адресату) посредством кода.

Адресант-код (язык)1-сообщение (тема, цель, содержан, форма)-код (язык)2- адресат

Адресант – тот, кто формирует и отправляет сообщение

Адресат – тот, кто получает сообщение.

Код (язык)1 – условный код или язык (национальн, а так же его возможная социальные формы: диалект (разновидность языка, которая употребляется, как средство общения между людьми которых не понимает большинство обществен. является полноценной системой речевого общения (устной или знаковой, но не обязательно письмен.) со своими собственными словарем, грамматикой -была у сестре), жаргон (нелитературн. форма языка, использ в непринужденной общении людей одного профессионального, социального округа-инсульт), литер. язык и т.д.), которым пользуется адресант дляпередачи своего сообщения.

Код (язык)2 – код или язык, которым пользуется адресант при получении и дешифровки сообщения.

Сообщение – последовательность знаков, речевое произведение, текст. Сообщен. предполаг. определенную тему, цель, содержание (означаемое) и форму (означающее).

2.Интеракционная (интерпретационная)модель общения – взаимодействие в результате которого рождается понимание. Ученые: Горелов, Гофман, Шифрин.. Адресат и адресант оба активны.

Одновременно важную роль приобретает адекватная интерпретация этого поведения партнером, которая опирается на знание форм коммуникативного поведения, типичных для данной культуры отдельных групп людей (детей, подростков, взрослых, мужчин и женщин)

3. Инфренционная – модель речевого общения строится на принципе выводимости знания из сообщения без посредства кода, т.е без (де)кодирования. Основоположник модели: Пол Грайс

 

Вопрос. Виды и способы общения: вербальное - невербальное, прямое-опосредованное, контактное-дистантное., /// 3 вопрос социально ориентированное / межличностное, информационное / фатическое.

Под общением обычно понимают разнообразные формы социального взаимодействия, которое заключается в обмене информацией. В теории коммуникации выделяют несколько видов и способов общения

1) В зависимости от средств коммуникации различают:

а) вербальное (речевое, словесное)

б) невербальное (тело, жесты (это значимые телодвижения главным образом движения головы и рук), мимика (значимые движения мышц лица), цветообозначение, звукообозначение.

2) В зависимости от количества и ролевой характеристики участников общения различают:

а) межличностное взаимодействие между небольшим числом коммуникантов, часто знакомых друг с другом, находящихся в пространственной близости и выступающих носителями индивидуально личностных качеств (родственники, друзья), при этом не известно социальное положение.

б) социальное (социально ориентированное) общение – общение коммуникантов как представителей тех или иных соц групп или носителей определенных социальных, статусных ролей. (пассажир, покупатель, клиент, пациент)

3) С точки зрения коммуникативной функции выделяют общение:

а) фатическое, целью которого является желание высказаться, нарушить неловкое молчание, установить и поддержать контакт. (Здравствуйте, как поживаете, как ваши дела?)

б) информационное. Передача новой и актуальной информации, т.е. реализации функции сообщения, а так же запрос на сообщение в форме вопроса.

4) С точки зрения наличия и отсутствия дополнительного канала коммуникации:

а) непосредственное (прямое) – осуществляется в режиме реального времени, в условиях пространственной близости участников, при наличии визуального контакта между ними, с использованием естественного(прямого) канала общения.

б) опосредованное (непрямое) имеет место в случае использования опосредующих каналов: письма, телефонной, телеграфной, компьютерной связи.

5) С точки зрения наличия или отсутствия непосредственного контакта между коммуникантами различают:

а) контактное – общение, происходящее в условиях пространственного или временного контакта коммуникантов. (деловая или дружеская беседа при встрече, лекция в аудитории

б) дистантное – общение, происходящее в условиях пространственного и временного разрыва между коммуникантами. Дистантное общение нуждается в определенном материальном носителе, обеспечивающем доставку содержания от адресанта к адресату.

(в виде графической, звуковой, электронной, цифровой записи)

вопрос Язык, его функции и структурные свойства.

Признаки языка:

Язык - важнейшее средство человеческого общения.

Язык – свойство исключительно человека, другие живые существа не обладают языком.

Язык и мышление тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Ясная языковая мысль делает речь понятной.

Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать.

Функции языка (его назначение, роль, употребление). Базовые функции (задача: создавать, накапливать и передавать информацию):

1) Коммуникативная функция – служить средством общения людей.

2) Познавательная (когнитивная) служить средством формирования и развития сознания, мышления. Язык фиксирует результаты познания человеком действительности, других людей и себя самого, и сам выступает инструментом познания.

3) Аккумулятивная – служить средством сохранения информации, традиции, культуры и истории народа как в устной, так и в письменной форме.

Частные функции:

1) Контактоустанавливающая (фатическая) – установление, поддержание контакта, расположить к себе.

2) Волюнтативная (волеизъявительная) способность воздействия на другого человека, побуждение его к каким либо действиям.

3) Эмоциональная (эмотивная) - способность выражать чувства, эмоции человека, его отношение к действительности.

Структурные свойства языка:

5 Вопрос. Основные единицы и уровни языка. Понятие и структура языкового знака.

Знак – языковая форма, обладающая определенным языковым содержанием и служащая для обозначения различных предметов, свойств, отношения действительности.

Конкретные знаки, образующие язык:

1) Слово – самостоятельная, значимая единица языка, главной функцией которой является называется предметов, процессов, признаков, отношений.

2) Словосочетание – знак, вкл одно или несколько содержательно и грамматически объединенных слов, функция – называть.

3) Предложение – важнейшая коммуникативная единица, представляющая собой максимально полновесный знак и содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Функция – коммуникативная, назывная (целую ситуацию)

4) Текст – это последовательность знаковых единиц, обладающая связностью, цельностью

5) Морфема - минимальная содержательная единица языка, т. е. минимальная часть слова, обладающая значением. (Интерфикс- соединительная гласная)

6) Звуки

7) Фонема (несамостоятельная единица) – это сама по себе не значимая, входящая в состав минимальных значимых единиц (морфем) и служащая для опознавания, различения и разграничения последних, а через них и слов. (Дом, дум, дам, дым)

Функция – распознавания различия знаковых единиц.

Структура языка представляет собой уровневую организацию. Различают след уровни:

1)фонетический (уровень фонем)

2) морфемный (уровень морфем), связанные с правилами образования грамматических форм слова;

3) лексический (уровень слов), связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.

4) морфолого – грамматический (уровень грамматических форм и классов слов)

5)синтаксический (уровень словосочетаний, предложений и текста), связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций

 

 

Вопрос 6.Язык и речь.Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи.

Язык – важнейшее средство человеческого общения

Речь- реализация языка, функционирование его единиц в практическом общении., использование языка в различных ситуациях общения.

Различия языка и речи

Язык речь

1. Принадлежит коллективу 1.индивидуальна зависит от воли автора

2. Консервативен и статичен 2.динамична разнообразна

3. Конечен 3.бесконечна

4. Имеет уровневую организ-ю 4.линейна

Взаимосвязь

1. Речь зависит от языка

2. Язык управлет речью

3. Язык зависит от речи

4. Нельзя представить язык,которым никто не пользуется в речи

5. Речь нужна языку как база

Культура речи-владение нормами устного и письменного лит.языка,умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения,в соответствии с условием и содержанием речи

Аспекты:

-нормативный(правильность речи,соблюдение определенных норм лит.языка)

-коммуникативный вкл. в себя:

· Целесообразность

· Уместность

· Выразительность

· Адресность

· Логичность

· Доходчивость

-этический(соблюдение правил этики речи,в том числе правил речевого этикета,всеми участниками общения)

 

Вопрос 7.Понятия речевая деятельность,реч.акт.

Речевая деятельность-деятельность по использованию языка в речи

Речевое поведение-совокупность речевых актов

Речевой акт-элементарная единица речи,использование языка для построения конкретного высказывания

Высказывание-предложение в конкретной ситуации общения,т.е.несущее информацию о том,зачем и почему оно сказано,какого отношение автора к этой ситуации

Жанры общения

Коммуникативные-типичные ситуации социального взаимодействия,предполагающие определенные цели,задачи,роли,определенную последовательность действий(урок,экзамен)

Речевые-типичное вербально-текстовое оформление этих коммуникат.жанров(просьба,ответ ученика)

Виды речев.деят-ти:

Продуктивные рецептивные

-говорение -слушание

-письмо -чтение

Вопрос 8. Устная и письменная речь.

Устная речь:

-первична,предшевствует правилу письма

-имеет фонетическое и просодическое оформление с помощью звуков,интонации

-опирается на слуховой канал восприятия

-неподготовленна или частично подготовлена в неофициальном общении

-подготовленная в офиц и публичном общении

Письменная речь:

-вторична

-имеет графическое оформление с помощью букв

-опирается на зрительный канал восприятия

-хорошо структурирована

-ориентирована на книжный стиль

Концепции речи:

-формально-устная

-формально-письменная

Примеры:

1.и концептуально и формально устная форма-бытовая беседа,телеф.разговор

2.и концептуально и формально письменная форма-текст законодательного документа

3.концептуально письменная,но формально устная-пубичное прочтение письменных текстов

4.концептуално устная.но формально письменная-письменно разговорная речь

Правила для говорящего:

-четкость дикции

-логические акценты в речи

-смысловое интонирование

-правильное использование смысловых пауз,силы тона

Правила построения письменной речи:

-аккуратный разборчивый подчерк

-соблюдение всех правил орфографии и пунктуации

-использование необходимых элементов графического оформления текста

Вопрос 9. Разновидности речи:монологическая и диалогическая.

Диалогическая речь

Диалог-общение между несколькими лицами,которое осуществляется как обмен репликами

Реплика-единица формально-структурного изменения диалога,поток речи одного говорящего,ограниченный потоком речи другого говорящего

Черты диалога:

-первичность,естественность

-спонтанность или частичная подготовленность

-тяготение к устности или резговорному стилю

Монологическая речь:

Монолог-развернутое высказывание одного лица

Черты монолог.речи:

-вторичность

-требование и подготовленность

-тяготение к письменной речи и книжному стилю

Правила построения монолога

-текст монолога должен быть последовательным и законченным

-выступающий должен стремиться к установлению и поддержанию контакта с аудиторией

Диалогизация монолога(использование в монологе диалога путем взаимодействия со слущающими включая их в монолог):

В диалогизирующем монологе активизируется внимание влушающих к выступающему,стимулируется ответная реакция,появляется интерес к предмету речи,оптимизируется весь процесс общения.

Вопрос 10 Литературный язык как центральное понятие культуры речи: его определение, функции.

Хронологические границы современного русского литературного языка
Литературный язык-представляет собой особую форму, или подсистему национального языка, в которую кроме него входят территориальные диалекты(говоры), социальные диалекты(социальные, групповые, жаргоны, арго, сленг), городское просторечие
СРЛЯ может быть принята та подсистема,которая обладает признаками:
-русский язык для них является родным
-они родились или длительное время (большую часть жизни) живут в городе
-они имеют высшее или среднее образование полученное на русском языке
Функции СРЛЯ:
-консолидирующая (объединительная) обеспечение социального взаимодействия
-культурная-сохранение и передача культурой традиций
Признаки СРЛЯ:
-последовательная нормативность, наличие единой системы норм и их последовательное культивирование
-общеобязательность норм для всех говорящих на ЛЯ
-стабильность нормы
-функционально-стиливая дифференциация нормы (наличие стиля)
Основной функцией СРЛЯ, то что он выступает как инструмент социально ориентированной коммуникации
СРЛЯ-исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченностью норм и развитой системой стилей
2 значения:
1) широкое-язы от эпохи Пушкина до наших дней
2) узкий-язык середины и второй половины ХХв до нашего времени

Вопрос 11. Две разновидности литературного языка, их характеристика. Условия функционирования и специфика разговорной речи.

В СРЛЯ существует в 2-х разновидностях, каждая из которых своеобразна и наделена особыми законами.

1) Кодифицированный литературный язык (КЛЯ):

- отражен в источниках кодификации (словари, справочники) и используется в письменной речи и в строгой устной речи (заседания, конференции, съезды), чаще всего заранее подготовлена, присуще умеренной использование невербальных средств общения.

2) разговорная речь (РР)

- нормы РР не кодифицированы (осн. Форма существования – устная)

Условия использования РР

1) непринужденность общения;

2) неофициальность отношений между говорящими;

3) неподготовленность речи;

4) непосредственное участие говорящих в коммуникациях;

5) устная форма общения;

6) сильная опора на ситуацию.

Особенности РР

1) выпадение членов предложения, союзов, предлогов.

* не убирай/ я еще буду

Более правильно: не убирай книгу, потому что я еще буду читать её.

2) сфера использования им. Пад. Шире, чем в КЛЯ

* я купила платье чистый лен // («из чистого льна»)

3) свободный синтаксис, часто с наложением друг на друга нескольких фраз

4) наличие специфических единиц: звательной формы (мама- мам!);

Что в качестве союза с причастным значением (он что не пришел-то?);

Как в значении «когда» (я как доеду, позвоню)

5) одновременное развитие нескольких тем.

Наличие двух разновидностей СРЛЯ означает:

1) что каждый говорящий на СРЛЯ владеет обеими системами;

2) что использование КЛЯ и ЛЯ продиктовано особенностями ситуации;

3) что одна из систем – КЛЯ – требует специального овладения и изучения.

 

Вопрос 12. Норма и кодификация в языке. Св-ва нормы. Понятие вариантности. Разновидности вариантов нормы/ семантические, оптимистические, семантико-стиллические и дублеты).

Главным признаком ЛЯ является нормативность т.е. наличие системы норм.

Норма (литературная) – это правило использования речевых средств в определенный исторический период; это единообразное, образцовое, общепринятое и рекомендуемое употребление единиц языка.

· Корпусы (о туловище) – корпуса (о здании)

Норма – это устойчивая реализация в речи единиц языковой системы.

* нормой является делающий, нормой не является сделавший.

Норма подразделяется на языковую (объединяет всех носителей языка) и литературную.

Именно нормы позволяют ЛЯ сохранить свою целостность, широкую распространенность, общедоступность, защищают его от воплащения нелитературными формами языка. В целом норма стремится быть кончервативной, она не спешит указывать новое. Если нормы будут меняться слишком быстро, то нарушится культурная преемственность поколений, общность между ними.

Таким образом, на нормы одновременно действуют 2 тенденции (это и есть св-ва):

Тенденция к консервативности и тенденция к изменяемости и обоюдное их влияние на нормы служит причиной такого явления, как вариативность норм.

Варианты – разновидность одной и той же единицы, различающейся по форме.

Виды вариантов:

1) дублеты – варианты норм, не отличающиеся друг от друга ни по смыслу, ни по употреблению.

* индустрия – индустрия

индивидуум - индивид

2) семантические варианты- это варианты, различающиеся по значению.

* образы (в искусстве) – образа (иконы)

3) стилистические варианты – это вар-ты имеющие тождественное значение но различающиеся сферой употребления

* в отпуску (разговорная форма)

В отпуске (нейтральная форма)

4) Семантико-стиллистические варианты – это вар-ты, различающиеся как по смыслу, так и употреблением.

* учителя (школьные преподаватели)

учители (идейные руководители)

сыновья (нейтральное) – сыны (высокое значение)

Нормы не выдумываются учеными, а фиксируются ими после лингвистической оценки рекомендуются языковому коллективу этот процесс называется кодификацией.

Кодификация нормы – процесс упорядочения норм, приведения их в единство, в систему в целостный непротиворечивый свод (кодекс).

Результат кодификации:

Результатом кодификации является свод правил Русской орфографии и пунктуации 1956г.

- учебники;

- слова;

- справочники.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...