Законодательная база сертификации Российской Федерации
1. Законодательная база сертификации в нашей стране начала закладываться в 80-х гг. XX в., когда опыт, накопленный международными организациями в области разработки принципов и правил сертификации, стал использоваться в бывшем СССР. Первым правовым нормативным актом в области сертификации в СССР было Постановление Совета Министров от 18 сентября 1984 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения». Главной задачей введения сертификации было совершенствование действующих в стране методов повышения качества выпускаемой продукции и развитие ее экспортных возможностей. Постановлением была введена сертификация продукции машиностроения в соответствии с утвержденным перечнем: от сельскохозяйственных машин и автомобилей с их комплектующими, до изделий электронной техники, бытовых электроприборов и медицинской аппаратуры. Постановление Совета Министров дало импульс международной деятельности СССР в области сертификации и в дальнейшем стало основополагающим правовым нормативным актом в развитии сертификации. В 1986 г. было принято Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР, которое стало организационно-методическим документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения в рамках международных систем и соглашений по сертификации. Согласно Временному положению аккредитация испытательных организаций должна была проводиться национальным органом по сертификации — Госстандартом СССР в соответствии с правилами международных систем сертификации, к которым присоединился СССР, или в соответствии с соглашениями по сертификации.
Позже вопросы сертификации нашли отражение в ряде постановлений Совета Министров СССР. 22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О защите прав потребителей», которым впервые в стране на законодательном уровне была введена обязательная сертификация продукции, товаров, работ и услуг, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды. Однако Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, так как в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. 2. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации началось с активной доработки и последующего принятия Верховным Советом Российской Федерации 7 апреля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей». 22 июля 1992 г. Правительство РФ принимает Постановление № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем, исполнителем, продавцом и номенклатура производимых в РФ и ввозимых на ее территорию товаров, подлежащих подтверждению безопасности с 1 сентября 1992 г. В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий в этот период предусматривалась упрощенная схема подтверждения безопасности посредством заявления-декларации. Изготовитель должен был подтверждать безопасность товаров на основе результатов испытаний и разных форм контроля. Допускалось признание зарубежных протоколов испытаний. Проверка наличия заявления-декларации возлагалась на органы государственного контроля. Закон РФ «О защите прав потребителей» поставил новые сложные задачи организационного и научно-методического характера по созданию сети органов по сертификации, разработке нормативных документов, выполнению других мероприятий, среди которых главным была разработка Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».
10 июня 1993 г. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» был принят Верховным Советом и стал новым, принципиальной важности фактором дальнейшего становления и развития сертификации в России. В этом же году были приняты Законы РФ «Об обеспечении единства измерений» (27 апреля 1993 г.) и «О стандартизации» (10 июня 1993 г.). В совокупности они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране. Принятие перечисленных Законов РФ стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В последующие годы было принято свыше 30 законодательных актов РФ по разным отраслям народного хозяйства, которыми вводилась обязательная сертификация продукции и услуг данных отраслей, вышли ряд Указов Президента, около 50 актов Правительства РФ. Госстандартом был разработан, принят и зарегистрирован в Минюсте России ряд основополагающих документов по сертификации, в их числе: «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р», «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», а также комплекс государственных стандартов по нормативному обеспечению сертификации, разработанных на основе международных стандартов ИСО, руководств ИСО/ МЭК и других международных документов. Так постепенно в России сложилась структура законодательной и нормативной базы сертификации (рис.1). Рис.1. Структура законодательной и нормативной базы сертификации Общегосударственным Законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» ниже будет уделено особое внимание. Комплекс нормативных документов организационно-методического характера, устанавливающих требования к сертифицированной продукции, а также документов, оговаривающих методы оценки соответствия продукции и услуг при сертификации, будут использоваться при изложении организационных основ сертификации в Российской Федерации.
Вопрос 3
Вопросы сертификации в Законе РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О защите прав потребителей» [1] регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); обеспечивает просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизмы реализации этих прав. Статьей 7 (п. 4) Закона в целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) предусматривается обязательная сертификация. Обязательной сертификации подлежат: • товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей; • средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей. Каждая единица или партия товара, реализуемая через розничную торговую сеть, должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявлять покупателю по его требованию. Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещены. Товары могут сопровождаться сертификатом, выданным национальным органом по сертификации, а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в Российской Федерации. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель). Статья 7 (п. 5) Закона предусматривает комплекс мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде.
Безопасность товаров, работ, услуг, предусматриваемая Законом как основная задача сертификации, характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним. Полномочия государственных органов управления по установлению этих требований и контролю за их соблюдением определяется в ст. 42 Закона «О защите прав потребителей». Основными государственными органами, устанавливающими требования к товарам, выполняемым работам и услугам и обеспечивающим контроль за их соблюдением являются Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы государственного управления. На Госстандарт РФ в области сертификации возложены следующие основные задачи: • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); • организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг); • принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями; • представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами в международных организациях по вопросам сертификации. Статьей 43 Закона «О защите прав потребителей» устанавливаются основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил сертификации органами по сертификации установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации. Таковы некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей», составившие важную часть правовых основ сертификации продукции, товаров, услуг в нашей стране.
Вопрос 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|