Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательная база сертификации Российской Федерации




 

 

1. Законодательная база сертификации в нашей стране на­чала закладываться в 80-х гг. XX в., когда опыт, накоплен­ный международными организациями в области разработки принципов и правил сертификации, стал использоваться в бывшем СССР.

Первым правовым нормативным актом в области сер­тификации в СССР было Постановление Совета Министров от 18 сентября 1984 года № 984 «О порядке сертификации продукции машиностроения». Главной задачей введения сер­тификации было совершенствование действующих в стране методов повышения качества выпускаемой продукции и раз­витие ее экспортных возможностей. Постановлением была введена сертификация продукции машиностроения в соот­ветствии с утвержденным перечнем: от сельскохозяйствен­ных машин и автомобилей с их комплектующими, до изде­лий электронной техники, бытовых электроприборов и ме­дицинской аппаратуры.

Постановление Совета Министров дало импульс между­народной деятельности СССР в области сертификации и в дальнейшем стало основополагающим правовым норматив­ным актом в развитии сертификации. В 1986 г. было приня­то Временное положение о сертификации продукции маши­ностроения в СССР, которое стало организационно-методи­ческим документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения в рам­ках международных систем и соглашений по сертификации. Согласно Временному положению аккредитация испы­тательных организаций должна была проводиться нацио­нальным органом по сертификации — Госстандартом СССР в соответствии с правилами международных систем серти­фикации, к которым присоединился СССР, или в соответ­ствии с соглашениями по сертификации.

Позже вопросы сертификации нашли отражение в ряде постановлений Совета Министров СССР. 22 мая 1991 г. Вер­ховным Советом СССР был принят Закон «О защите прав потребителей», которым впервые в стране на законодатель­ном уровне была введена обязательная сертификация про­дукции, товаров, работ и услуг, на которую в государствен­ных стандартах установлены требования по обеспечению бе­зопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Однако Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, так как в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

2. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации началось с активной доработки и последующего принятия Верховным Советом Российской Федерации 7 ап­реля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей».

22 июля 1992 г. Правительство РФ принимает Поста­новление № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обяза­тельной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден Порядок подтверждения безопасности товаров (ра­бот, услуг) изготовителем, исполнителем, продавцом и но­менклатура производимых в РФ и ввозимых на ее террито­рию товаров, подлежащих подтверждению безопасности с 1 сентября 1992 г. В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий в этот период предусматривалась упрощенная схема подтвер­ждения безопасности посредством заявления-декларации. Изготовитель должен был подтверждать безопасность това­ров на основе результатов испытаний и разных форм конт­роля. Допускалось признание зарубежных протоколов испы­таний. Проверка наличия заявления-декларации возлагалась на органы государственного контроля.

Закон РФ «О защите прав потребителей» поставил но­вые сложные задачи организационного и научно-методичес­кого характера по созданию сети органов по сертификации, разработке нормативных документов, выполнению других мероприятий, среди которых главным была разработка За­кона РФ «О сертификации продукции и услуг».

10 июня 1993 г. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» был принят Верховным Советом и стал новым, прин­ципиальной важности фактором дальнейшего становления и развития сертификации в России. В этом же году были приняты Законы РФ «Об обеспечении единства измерений» (27 апреля 1993 г.) и «О стандартизации» (10 июня 1993 г.). В совокупности они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране.

Принятие перечисленных Законов РФ стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В по­следующие годы было принято свыше 30 законодательных актов РФ по разным отраслям народного хозяйства, которы­ми вводилась обязательная сертификация продукции и ус­луг данных отраслей, вышли ряд Указов Президента, около 50 актов Правительства РФ. Госстандартом был разработан, принят и зарегистрирован в Минюсте России ряд основопо­лагающих документов по сертификации, в их числе: «Пра­вила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р», «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федера­ции», а также комплекс государственных стандартов по нор­мативному обеспечению сертификации, разработанных на основе международных стандартов ИСО, руководств ИСО/ МЭК и других международных документов.

Так постепенно в России сложилась структура законо­дательной и нормативной базы сертификации (рис.1).

Рис.1. Структура законодательной и нормативной базы сертификации

Общегосударственным Законам РФ «О защите прав по­требителей», «О сертификации продукции и услуг» ниже бу­дет уделено особое внимание.

Комплекс нормативных документов организационно-методического характера, устанавливающих требования к сертифицированной продукции, а также документов, огова­ривающих методы оценки соответствия продукции и услуг при сертификации, будут использоваться при изложении организационных основ сертификации в Российской Феде­рации.

 

Вопрос 3

 

Вопросы сертификации в Законе РФ «О защите прав потребителей»

Закон РФ «О защите прав потребителей» [1] регулирует отношения, возникающие между потребителями и изгото­вителями, исполнителями, продавцами при продаже това­ров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает пра­ва потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) над­лежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; га­рантирует получение информации о товарах (работах, услу­гах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах); обес­печивает просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизмы реали­зации этих прав.

Статьей 7 (п. 4) Закона в целях обеспечения безопасно­сти товаров (работ, услуг) предусматривается обязательная сертификация.

Обязательной сертификации подлежат:

• товары (работы, услуги), на которые в законодатель­ных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопаснос­ти жизни, здоровья потребителей и охраны окружаю­щей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

• средства, обеспечивающие безопасность жизни и здо­ровья потребителей.

Каждая единица или партия товара, реализуемая через розничную торговую сеть, должны сопровождаться серти­фикатом соответствия, который продавец обязан предъяв­лять покупателю по его требованию. Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещены.

Товары могут сопровождаться сертификатом, выдан­ным национальным органом по сертификации, а также за­рубежными сертификатами, признаваемыми в Российской Федерации.

Ответственность за наличие сертификата и знака соот­ветствия несет продавец (изготовитель).

Статья 7 (п. 5) Закона предусматривает комплекс мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отно­шении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде.

Безопасность товаров, работ, услуг, предусматриваемая Законом как основная задача сертификации, характеризует­ся конкретными параметрами и требованиями к ним. Пол­номочия государственных органов управления по установ­лению этих требований и контролю за их соблюдением опре­деляется в ст. 42 Закона «О защите прав потребителей».

Основными государственными органами, устанавлива­ющими требования к товарам, выполняемым работам и ус­лугам и обеспечивающим контроль за их соблюдением яв­ляются Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы государственного управления.

На Госстандарт РФ в области сертификации возложе­ны следующие основные задачи:

• координация деятельности федеральных органов ис­полнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

• организация и проведение работ по обязательной сер­тификации товаров (работ, услуг);

• принятие решений о признании сертификатов, выдан­ных зарубежными и международными организациями;

• представление России во взаимоотношениях с зарубеж­ными странами в международных организациях по вопросам сертификации.

Статьей 43 Закона «О защите прав потребителей» уста­навливаются основания для применения санкций государ­ственными органами, осуществляющими контроль за безо­пасностью товаров для потребителей.

За нарушение правил сертификации органами по сер­тификации установлен штраф в размере двукратной стоимо­сти работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облага­ются изготовители (продавцы) в размере стоимости реали­зованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации.

Таковы некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей», составившие важную часть правовых основ сертификации продукции, товаров, услуг в нашей стране.

 

Вопрос 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...