Особенности сертификации СДКМ, собираемых из сборочных комплектов и выпускаемых малыми сириями.
1. Вся продукция, поступающая к потребителю, в том числе строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование (далее СДКМ), должна отвечать нормативным требованиям безопасности, установленным в "Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации" [I]. Разделы "Номенклатуры... " соответствуют разделам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, при этом для каждого конкретного вида продукции указан шестизначный код ОКП и приведены нормативные документы, требованиям которых она должна соответствовать, а также нормативные документы, в соответствии с которыми проводятся испытания продукции на соответствие нормативным требованиям. При установке технологического оборудования СДКМ на автомобильное шасси необходимо сертифицировать весь комплекс "оборудование - базовое шасси", так как параметры новой машины, подлежащие контролю по требованиям безопасности, отличаются от параметров составляющих ее частей. СДКМ, базирующиеся на автомобильных шасси, сертифицируют в соответствии с требованиями "Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов", действующей в "Системе сертификации ГОСТ Р" [2]. При этом по результатам сертификации по отдельным свойствам выдаются "Сертификаты соответствия" (выдает Орган по сертификации), а по совокупности сертифицированных свойств транспортных СДКМ — "Одобрение типа транспортного средства" (далее "Одобрение ТТС") (выдает Административный орган на основании документации, подготовленной Органом по сертификации). Сведения об "Одобрении ТТС" заносятся в паспорт транспортного средства и являются основанием для постановки машины на учет в ГИБДД и МВД Российской Федерации.
2. Основные требования, предъявляемые при сертификации к транспортным СДКМ, установлены в "Правилах по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01 апреля 1998 г. № 19. Полный перечень технических требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам и прицепам, их составным частям и предметам оборудования при обязательной и добровольной сертификации в общем случае включает: общие требования: регламентируемые параметры и объекты — управляемость и устойчивость, место установки номерного знака, внешний шум транспортных средств, противоугонные устройства, пневматические шины транспортных средств, сцепные устройства транспортных средств, задние защитные устройства грузовых транспортных средств и их прицепов, баланс электроэнергии, проходимость, угол подъема, приспособленность к различным климатическим условиям, измерение максимальной скорости, знаки безопасности и сигнальные цвета, звуковые сигнальные приборы и их установка, боковая защита, рулевое управление, маркировка; требования к двигателям: регламентируемые параметры и объекты — мощность, топливная экономичность, пусковые свойства, уровень радиопомех, дымность автомобилей с дизельными двигателями, выделение загрязняющих газообразных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания, оборудование для работы на сжиженном нефтяном газе; требования к освещению и световой сигнализации: регламентируемые объекты — фары ближнего и дальнего света, световозвращатели, устройства освещения заднего номерного знака, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигналы, лампы накаливания, боковые огни и световозвращатели, контурные огни, передние и задние противотуманные фары, фонари заднего хода, установка устройств освещения и световой сигнализации;
требования к кабине: регламентируемые параметры и объекты — передние защитные устройства грузовых автомобилей, замки и петли дверей, травмобезопасность рулевого управления, места крепления ремней безопасности, ремни безопасности, подголовники сидений, спидометры, безопасные стекла, зеркала заднего вида и их установка, внутренний шум, вентиляция и отопление, содержание вредных веществ в салоне и кабине, обзорность автотранспортных средств, стеклоочистители и стеклоомыватели, приспособленность к различным климатическим условиям, пылеводонепроницаемость, наружные выступы транспортных средств индивидуального пользования; требования к отдельным системам базового автомобиля: к тормозной системе и системе выброса отработавших газов (сменные системы глушителей). Следует отметить, что по совокупности свойств '"Одобрение ТТС" должно включать подтверждение более чем по 40 требованиям Правил ЕЭК ООН, Государственных стандартов и нормативных документов. Конкретный перечень технических требовании и объем необходимых испытаний устанавливается Органом по сертификации при сертификации каждого типа транспортного средства. Срок действия "сертификата соответствия", как правило, устанавливается не более трех лет. "Одобрения ТТС" выдаются на срок до одного года и до трех лет. В зависимости от срока действия "Одобрения ТТС" различаются требования, предъявляемые к продукции.
3. При сертификации транспортных CJh'M и специализированных автотранспортных средств для выдачи Одобрения ТТС" со сроком до одного года обязательными являются дополнительные специальные требования: • к конструкции спецоборудования (ГОСТ Р 50631); • к органам управления спецоборудованием (ГОСТ Р 50631, ГОСТ 23000); • к вибрационным (ГОСТ Р 50631) и шумовым (ГОСТ Р 50631) характеристикам; • к уровню вибрации (ГОСТ 12.1.012) и звукового давления (ГОСТ 12.1.003) на рабочем месте оператора: • к окраске выступающих частей спецоборудования (ГОСТ Р 50631); • к специальным световым сигналам (ГОСТ Р 50631);
• к системам гидропривода и гидроавтоматики (ГОСТ 27472); • к знакам безопасности и сигнальным цветам (ГОСТ 12.4.026); • к наличию оснастки и параметрам автоцистерн (ГОСТ 21561. ГОСТ 9218); • к конструкции коников и устройств увязки от скатывания труб и плетей, машины и оборудование лесовозное (ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 12.2.102); • к конструкции грузоподъемного оборудования (к основным параметрам устройств саморазгрузки) (ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 23647); • к наличию, параметрам и прочности площадок и ограждений для стропальшиков ч (ГОСТ 12.4.059, ГОСТ 12.2.004). Длявыдачи "Одобрения ТТС" со сроком действия до трех лет дополнительно к указанным предъявляются требования: • к расположению, конструкции органов управления и к усилиям на них (ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 21753, ГОСТ 23000); • к конструкции цистерны (ГОСТ 12.2.011, ГОСТ Р 50912); • к наличию оснастки и параметрам автоцистерн «ГОСТ Р 50913. ГОСТ 21561. ГОСТ 9218); • общие требования безопасности транспортирования жидкостей (ГОСТ 12.2.044); • к наличию и конструкции дыхательных устройств цистерн (ГОСТ 25560); • к конструкции крышек люков цистерн (ГОСТ 25570); • основные требования к контейнеровозам (ГОСТ 19173); • к параметрам перекоса, прогиба или выгиба опорных грузовых поверхностей (ГОСТ 13015.4); • к транспортному положению строительных конструкций (ГОСТ 13015.4). Конкретный "Перечень технических требований" и объем необходимых испытаний устанавливается Органом по сертификации при сертификации каждого типа СДКМ. "Одобрение ТТС " на автоцистерны выдается по совокупности указанных требований при наличии сертификатов на средства измерения (для калиброванных цистерн) и на сосуд, работающий под давлением. "Одобрение ТТС " на транспортные средства с грузоподъемным оборудованием выдается по совокупности требований при наличии сертификата на подъемную установку. Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов (в том числе СДКМ) включает подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку условий ее производства (сертификацию производства, сертификацию систем качества), выдачу и регистрацию "Сертификата соответствия", выдачу и регистрацию "Одобрения типа транспортного средства", осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
При сертификации транспортных средств, изготавливаемых на шасси сертифицированных транспортных средств или с использованием базовых сертифицированных транспортных средств, производимых другими предприятиями (это, как правило, имеет место при создании транспортных СДКМ), в Орган по сертификации и Испытательную лабораторию представляются: • протокол применения покупного изделия по форме согласно ГОСТ 2.124: • копия документа, в котором установлены взаимные обязательства обоих предприятий по обращению технической документации (обязательства об уведомлении о вносимых изменениях, возможность передачи документации третьей стороне и т. д.); • документ о согласовании обоими предприятиями обязательств (разделительный перечень) в отношении выполнения всех требований, обязательных при сертификации транспортного средства для получения "Одобрения ТТС" со сроком его действия до трех лет; • документ о присвоении кодов ОКП (для отечественной продукции) и классификации ее по кодам ТН ВЭД; • копия "Одобрения ТТС" на базовое транспортное средство или "Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям"; • согласованный документ о закреплении за каждым предприятием определенных видов контрольных испытаний продукции. На основании указанных документов Орган по сертификации и Испытательная лаборатория могут принять решение о возможности использовании результатов испытаний базового транспортного средства. На основании положительных результатов сертификационных испытаний и экспертизы технических описаний, а также положительных результатов проверки условий производства сертифицируемой продукции Орган по сертификации принимает решение о выдаче "Сертификата соответствия", составляет "Заключение о возможности выдачи "Одобрения ТТС" и направляет документы для выдачи "Одобрения ТТС" в Административный орган.
4. Транспортные средства, выпускаемые малыми сериями действующими на территории Российской Федерации предприятиями, а также ввозимые на эту территорию малыми партиями, по желанию изготовителя (импортера) могут быть сертифицированы на общих основаниях в соответствии с действующей системой сертификации или по упрощенной процедуре в соответствии с "Минимальным перечнем технических требований, обязательных при сертификации транспортных средств и прицепов для выдачи "Одобрения ТТС".
Для СДКМ на базе автомобильных шасси, специальных и специализированных автотранспортных средств категория "малая серия" соответствует выпуску не более 5 машин в год. Если СДКМ собираются из сборочных комплектов, производимых другими предприятиями, объем испытаний определяется Органом по сертификации в зависимости от степени соответствия технологического процесса, принятого на сборочном предприятии, технологии изготовления, применяемой основным производителем транспортных средств. При небольшом объеме и незначительной технической значимости сборочных операций, применяемых на сборочном предприятии, по сравнению с технологией сборки, установленной разработчиком и изготовителем транспортных средств, по усмотрению Органа по сертификации также возможна упрощенная процедура сертификации. В этом случае действие "Одобрения ТТС", или "Сертификатов соответствия", или протоколов испытаний, выданных основному изготовителю транспортного средства, может быть распространено на транспортные средства, собираемые из сборочных комплектов. При этом Орган по сертификации и Испытательная лаборатория на основании экспертизы представленной документации могут потребовать проведения инспекционных испытаний по одному или нескольким сертифицируемым параметрам. Производитель транспортных средств, собираемых из комплектов, обязан представлять в Орган по сертификации сведения об изменениях конструкции, замене комплектующих, согласованные с производителем комплектов. Опыт сертификации транспортных коммунальных машин производства ОАО "Арзамасский завод "КОММАШ". дорожных машин производства АООТ "Комплексные дорожные машины" (г. Смоленск) и ОАО "Амурдормаш". строительных машин, изготавливаемых АОЗТ "Пушкинский машиностроительный завод" и др., показывает, что при проведении сертификации подлежат проверке в основном тормозные свойства, шумовые и вибрационные характеристики, содержание вредных веществ в салоне и кабине, а также параметры устройств освещения и световой сигнализации, гидравлического привода технологического оборудования и т.д. При анализе тормозных свойств контролируют нагрузку на оси. так как на ее распределение влияет установка технологического оборудования. Наличие жидкого груза способствует увеличению тормозного пути (перетекание жидкости, изменение центра тяжести). Установка боковых (установленных за кабиной) и задних устройств освещения и световой сигнализации требует обязательной проверки, так как она производится предприятием-изготовителем транспортной СДКМ. Для коммунальных и некоторых дорожно-строительных машин обязательным требованием является установка проблескового маячка оранжевого (или желтого) цвета, обеспечивающего видимость на 360° вокруг своей оси в горизонтальной плоскости и включаемого во время работы технологического оборудования.
Вопрос 16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|