Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сертификации СДКМ, собираемых из сборочных комплектов и выпускаемых малыми сириями.




 

1. Вся продукция, поступающая к потребителю, в том числе строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование (далее СДКМ), должна отвечать норма­тивным требованиям безопасности, установленным в "Но­менклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации" [I].

Разделы "Номенклатуры... " соответствуют разделам Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, при этом для каждого конкретного вида продукции ука­зан шестизначный код ОКП и приведены нормативные документы, требованиям которых она должна соответ­ствовать, а также нормативные документы, в соответ­ствии с которыми проводятся испытания продукции на со­ответствие нормативным требованиям.

При установке технологического оборудования СДКМ на автомобильное шасси необходимо сертифицировать весь комплекс "оборудование - базовое шасси", так как параметры новой машины, подлежащие контролю по тре­бованиям безопасности, отличаются от параметров со­ставляющих ее частей.

СДКМ, базирующиеся на автомобильных шасси, сер­тифицируют в соответствии с требованиями "Системы сертификации механических транспортных средств и при­цепов", действующей в "Системе сертификации ГОСТ Р" [2]. При этом по результатам сертификации по отдельным свойствам выдаются "Сертификаты соответствия" (выда­ет Орган по сертификации), а по совокупности сертифи­цированных свойств транспортных СДКМ — "Одобрение типа транспортного средства" (далее "Одобрение ТТС") (выдает Административный орган на основании докумен­тации, подготовленной Органом по сертификации). Све­дения об "Одобрении ТТС" заносятся в паспорт транспор­тного средства и являются основанием для постановки машины на учет в ГИБДД и МВД Российской Федерации.

 

2. Основные требования, предъявляемые при серти­фикации к транспортным СДКМ, установлены в "Пра­вилах по проведению работ в Системе сертификации ме­ханических транспортных средств и прицепов", утверж­денных Постановлением Госстандарта России от 01 апреля 1998 г. № 19.

Полный перечень технических требований, предъявля­емых к механическим транспортным средствам и прице­пам, их составным частям и предметам оборудования при обязательной и добровольной сертификации в общем слу­чае включает:

общие требования: регламентируемые парамет­ры и объекты — управляемость и устойчивость, мес­то установки номерного знака, внешний шум транспор­тных средств, противоугонные устройства, пневмати­ческие шины транспортных средств, сцепные устройства транспортных средств, задние защитные устройства грузовых транспортных средств и их при­цепов, баланс электроэнергии, проходимость, угол подъема, приспособленность к различным климатичес­ким условиям, измерение максимальной скорости, зна­ки безопасности и сигнальные цвета, звуковые сигналь­ные приборы и их установка, боковая защита, рулевое управление, маркировка;

требования к двигателям: регламентируемые па­раметры и объекты — мощность, топливная экономич­ность, пусковые свойства, уровень радиопомех, дымность автомобилей с дизельными двигателями, выделение заг­рязняющих газообразных веществ с отработавшими га­зами двигателями внутреннего сгорания, оборудование для работы на сжиженном нефтяном газе;

требования к освещению и световой сигнализации: регламентируемые объекты — фары ближнего и даль­него света, световозвращатели, устройства освещения заднего номерного знака, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигналы, лампы накаливания, боковые огни и световозвращатели, контурные огни, передние и задние противотуманные фары, фонари заднего хода, установка устройств освещения и световой сигнализации;

требования к кабине: регламентируемые парамет­ры и объекты — передние защитные устройства грузо­вых автомобилей, замки и петли дверей, травмобезопасность рулевого управления, места крепления ремней бе­зопасности, ремни безопасности, подголовники сидений, спидометры, безопасные стекла, зеркала заднего вида и их установка, внутренний шум, вентиляция и отопление, содержание вредных веществ в салоне и кабине, обзор­ность автотранспортных средств, стеклоочистители и стеклоомыватели, приспособленность к различным кли­матическим условиям, пылеводонепроницаемость, наруж­ные выступы транспортных средств индивидуального пользования;

требования к отдельным системам базового авто­мобиля: к тормозной системе и системе выброса отра­ботавших газов (сменные системы глушителей).

Следует отметить, что по совокупности свойств '"Одобрение ТТС" должно включать подтверждение бо­лее чем по 40 требованиям Правил ЕЭК ООН, Государ­ственных стандартов и нормативных документов. Конк­ретный перечень технических требовании и объем необ­ходимых испытаний устанавливается Органом по сертификации при сертификации каждого типа транспорт­ного средства.

Срок действия "сертификата соответствия", как прави­ло, устанавливается не более трех лет.

"Одобрения ТТС" выдаются на срок до одного года и до трех лет.

В зависимости от срока действия "Одобрения ТТС" различаются требования, предъявляемые к продукции.

 

3. При сертификации транспортных CJh'M и специа­лизированных автотранспортных средств для выдачи Одобрения ТТС" со сроком до одного года обязатель­ными являются дополнительные специальные требования:

• к конструкции спецоборудования (ГОСТ Р 50631);

• к органам управления спецоборудованием (ГОСТ Р 50631, ГОСТ 23000);

к вибрационным (ГОСТ Р 50631) и шумовым (ГОСТ Р 50631) характеристикам;

• к уровню вибрации (ГОСТ 12.1.012) и звукового дав­ления (ГОСТ 12.1.003) на рабочем месте оператора:

• к окраске выступающих частей спецоборудования (ГОСТ Р 50631);

• к специальным световым сигналам (ГОСТ Р 50631);

• к системам гидропривода и гидроавтоматики (ГОСТ 27472);

• к знакам безопасности и сигнальным цветам (ГОСТ 12.4.026);

• к наличию оснастки и параметрам автоцистерн (ГОСТ 21561. ГОСТ 9218);

• к конструкции коников и устройств увязки от скаты­вания труб и плетей, машины и оборудование лесовоз­ное (ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 12.2.102);

• к конструкции грузоподъемного оборудования (к ос­новным параметрам устройств саморазгрузки) (ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 23647);

• к наличию, параметрам и прочности площадок и ог­раждений для стропальшиков

ч (ГОСТ 12.4.059, ГОСТ 12.2.004).

Длявыдачи "Одобрения ТТС" со сроком действия до трех лет дополнительно к указанным предъявляются требования:

• к расположению, конструкции органов управления и к усилиям на них

(ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 21753, ГОСТ 23000);

• к конструкции цистерны (ГОСТ 12.2.011, ГОСТ Р 50912);

• к наличию оснастки и параметрам автоцистерн «ГОСТ Р 50913. ГОСТ 21561. ГОСТ 9218);

• общие требования безопасности транспортирования жидкостей (ГОСТ 12.2.044);

• к наличию и конструкции дыхательных устройств ци­стерн (ГОСТ 25560);

• к конструкции крышек люков цистерн (ГОСТ 25570);

• основные требования к контейнеровозам (ГОСТ 19173);

• к параметрам перекоса, прогиба или выгиба опорных грузовых поверхностей (ГОСТ 13015.4);

• к транспортному положению строительных конструк­ций (ГОСТ 13015.4).

Конкретный "Перечень технических требований" и объем необходимых испытаний устанавливается Органом по сертификации при сертификации каждого типа СДКМ.

"Одобрение ТТС " на автоцистерны выдается по сово­купности указанных требований при наличии сертифика­тов на средства измерения (для калиброванных цистерн) и на сосуд, работающий под давлением.

"Одобрение ТТС " на транспортные средства с грузо­подъемным оборудованием выдается по совокупности требований при наличии сертификата на подъемную уста­новку.

Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов (в том числе СДКМ) включает пода­чу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку условий ее про­изводства (сертификацию производства, сертификацию систем качества), выдачу и регистрацию "Сертификата соответствия", выдачу и регистрацию "Одобрения типа транспортного средства", осуществление инспекционно­го контроля за сертифицированной продукцией.

При сертификации транспортных средств, изготавлива­емых на шасси сертифицированных транспортных средств или с использованием базовых сертифицированных транс­портных средств, производимых другими предприятиями (это, как правило, имеет место при создании транспорт­ных СДКМ), в Орган по сертификации и Испытательную лабораторию представляются:

• протокол применения покупного изделия по форме согласно ГОСТ 2.124:

• копия документа, в котором установлены взаимные обязательства обоих предприятий по обращению техни­ческой документации (обязательства об уведомлении о вносимых изменениях, возможность передачи докумен­тации третьей стороне и т. д.);

• документ о согласовании обоими предприятиями обя­зательств (разделительный перечень) в отношении выпол­нения всех требований, обязательных при сертификации транспортного средства для получения "Одобрения ТТС" со сроком его действия до трех лет;

• документ о присвоении кодов ОКП (для отечествен­ной продукции) и классификации ее по кодам ТН ВЭД;

• копия "Одобрения ТТС" на базовое транспортное средство или "Заключения о соответствии шасси предъяв­ляемым требованиям";

• согласованный документ о закреплении за каждым предприятием определенных видов контрольных испыта­ний продукции.

На основании указанных документов Орган по серти­фикации и Испытательная лаборатория могут принять ре­шение о возможности использовании результатов испы­таний базового транспортного средства.

На основании положительных результатов сертифи­кационных испытаний и экспертизы технических описа­ний, а также положительных результатов проверки ус­ловий производства сертифицируемой продукции Орган по сертификации принимает решение о выдаче "Серти­фиката соответствия", составляет "Заключение о воз­можности выдачи "Одобрения ТТС" и направляет до­кументы для выдачи "Одобрения ТТС" в Администра­тивный орган.

 

4. Транспортные средства, выпускаемые малыми сериями действующими на территории Российской Федерации предприятиями, а также ввозимые на эту территорию ма­лыми партиями, по желанию изготовителя (импортера) могут быть сертифицированы на общих основаниях в со­ответствии с действующей системой сертификации или по упрощенной процедуре в соответствии с "Минималь­ным перечнем технических требований, обязательных при сертификации транспортных средств и прицепов для вы­дачи "Одобрения ТТС".

Для СДКМ на базе автомобильных шасси, специаль­ных и специализированных автотранспортных средств ка­тегория "малая серия" соответствует выпуску не более 5 машин в год.

Если СДКМ собираются из сборочных комплектов, производимых другими предприятиями, объем испытаний определяется Органом по сертификации в зависимости от степени соответствия технологического процесса, приня­того на сборочном предприятии, технологии изготовле­ния, применяемой основным производителем транспорт­ных средств.

При небольшом объеме и незначительной техничес­кой значимости сборочных операций, применяемых на сборочном предприятии, по сравнению с технологией сборки, установленной разработчиком и изготовителем транспортных средств, по усмотрению Органа по сер­тификации также возможна упрощенная процедура сер­тификации. В этом случае действие "Одобрения ТТС", или "Сертификатов соответствия", или протоколов ис­пытаний, выданных основному изготовителю транспор­тного средства, может быть распространено на транс­портные средства, собираемые из сборочных комплек­тов. При этом Орган по сертификации и Испытательная лаборатория на основании экспертизы представленной документации могут потребовать проведения инспекционных испытаний по одному или нескольким серти­фицируемым параметрам.

Производитель транспортных средств, собираемых из комплектов, обязан представлять в Орган по серти­фикации сведения об изменениях конструкции, замене комплектующих, согласованные с производителем ком­плектов.

Опыт сертификации транспортных коммунальных ма­шин производства ОАО "Арзамасский завод "КОММАШ". дорожных машин производства АООТ "Комплексные до­рожные машины" (г. Смоленск) и ОАО "Амурдормаш". строительных машин, изготавливаемых АОЗТ "Пушкинс­кий машиностроительный завод" и др., показывает, что при проведении сертификации подлежат проверке в основном тормозные свойства, шумовые и вибрационные характе­ристики, содержание вредных веществ в салоне и кабине, а также параметры устройств освещения и световой сиг­нализации, гидравлического привода технологического оборудования и т.д.

При анализе тормозных свойств контролируют нагруз­ку на оси. так как на ее распределение влияет установка технологического оборудования. Наличие жидкого груза способствует увеличению тормозного пути (перетекание жидкости, изменение центра тяжести).

Установка боковых (установленных за кабиной) и зад­них устройств освещения и световой сигнализации требу­ет обязательной проверки, так как она производится пред­приятием-изготовителем транспортной СДКМ.

Для коммунальных и некоторых дорожно-строительных машин обязательным требованием является установ­ка проблескового маячка оранжевого (или желтого) цве­та, обеспечивающего видимость на 360° вокруг своей оси в горизонтальной плоскости и включаемого во время ра­боты технологического оборудования.

 

 

Вопрос 16

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...