Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постатейная характеристика Закона о сертификации




1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» являет­ся базовым документом, обеспечивающим правовые основы сертификации в России. Закон принят в 1993 г., подвергался дополнениям и изменениям в 1995 и в 1998 гг. В последнем случае в него законодательно внесены важные дополнения и изменения.

Закон «О сертификации продукции и услуг» (далее — Закон) с учетом новых дополнений устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продук­ции, услуг и иных объектов (далее в основном будем упот­реблять термин «продукция»), а также ответственность, пра­ва и обязанности участников сертификации.

Структура Закона включает 4 раздела («Общие поло­жения», «Обязательная сертификация», «Добровольная сер­тификация», «Ответственность за нарушение положений на­стоящего закона») и 20 статей. Ниже постатейно подчеркнем важнейшие положения Закона с учетом изменений и допол­нений.

 

2. В статье 1 Общих положений Закона дается определение понятия «сертификация продукции», излагаются цели сер­тификации, указываются действующие в РФ формы серти­фикации.

Сертификация продукции в формулировке Закона — это процедура подтверждения соответствия, посредством ко­торой не зависимая от изготовителя (продавца, исполни­теля) и потребителя (покупателя) организация удостоверя­ет в письменной форме, что продукция соответствует ус­тановленным требованиям.

Статья определяет следующие цели сертификации:

• создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке Рос­сии для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе то­вара и защита их от недобросовестности изготовите­ля;

• контроль безопасности продукции для жизни, здоро­вья и имущества людей и окружающей среды;

• подтверждение показателей качества продукции, за­явленных изготовителем.

Сертификация в РФ может иметь добровольный и обя­зательный характер. Обязательная сертификация является средством контроля федеральных органов за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повы­шению конкурентноспособности продукции.

Статья 2 Закона определяет законодательную базу Рос­сийской Федерации в отношении сертификации.

Согласно данной статье отношения в области сертифи­кации регулируются данным Законом и издаваемыми в со­ответствии с ним актами законодательства РФ.

Статья 3 устанавливает положение, в соответствии с ко­торым сертификация продукции по заключенным РФ между­народным договорам производится по правилам соответству­ющей системы сертификации (например, по международным системам сертификации электронной техники, электротехни­ческих изделий).

Статья 4 Закона определяет задачи специально упол­номоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации.

В соответствии с Законом специально уполномоченный федеральный орган в области сертификации:

• формирует и реализует федеральную политику в об­ласти сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации и опуб­ликовывает официальную информацию о них;

• проводит регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

• опубликовывает официальную информацию о действу­ющих в РФ системах сертификации и знаках соответ­ствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сер­тификации;

• готовит в установленном порядке предложения о при­соединении к международным (региональным) систе­мам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашение с международными организациями о взаимном признании результатов сертификации;

• представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных организациях по вопро­сам сертификации как национальный орган Российс­кой Федерации по вопросам сертификации.

Статья 5 Закона определяет правовые основы органи­зации систем сертификации. В статье указывается:

1. Система сертификации создается федеральными орга­нами исполнительной власти, организациями и представля­ет собой совокупность участников сертификации, осуществ­ляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом.

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько сис­тем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сер­тификации порядке.

Следует подчеркнуть, что система сертификации мо­жет создаваться только юридическими лицами. Форма соб­ственности юридического лица и организационная форма не регламентируется.

Статья 6 Закона дает толкование важнейших понятий сертификации: «Сертификат соответствия», «Знак соответ­ствия».

Сертификат соответствия — это документ, выдан­ный по правилам системы сертификации для подтвержде­ния соответствия сертифицированной продукции установлен­ным требованиям.

Знак соответствия — зарегистрированный в установ­ленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответ­ствие маркированной им продукции установленным требо­ваниям.

Статья 7 второго раздела Закона «Обязательная серти­фикация» с учетом внесенных изменений и дополнений опре­деляет, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Рос­сийской Федерации, а не законами и нормативными актами субъектов РФ. В связи с этим при обязательной сертифика­ции действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Данная статья далее устанавливает, что:

— организация и проведение работ по обязательной сер­тификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области серти­фикации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполни­тельной власти;

— формы обязательной сертификации продукции уста­навливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей стать­ей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

Статья 7 содержит важную правовую норму о такой еще малоиспользуемой на практике форме сертификации, как подтверждение соответствия. Пункт 4 статьи гласит:

«Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполни­телем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в ко­тором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответству­ет установленным требованиям. Перечень продукции, соот­ветствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждается Правительством Россий­ской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».

Как видно из содержания указанной правовой нормы, принятие изготовителем декларации о соответствии не яв­ляется сертификацией, а относится лишь к одному из спо­собов подтверждения соответствия. Такой подход к подтвер­ждению соответствия может распространяться на продукцию и услуги, имеющие малую потенциальную опасность, он будет способствовать снижению расходов на проведение обя­зательной сертификации, ускорению товарооборота на рын­ке без увеличения риска поступления на внутренний рынок опасной продукции.

Статья 7 запрещает рекламировать продукцию, подле­жащую обязательной сертификации, но не имеющую серти­фиката соответствия.

Статья 8 Закона определяет участников обязательной сертификации.

Участниками обязательной сертификации являются спе­циально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации и иные федеральные органы, уполномоченные проводить работы по сертифика­ции, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, опре­деляемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системе сертификации однородной продук­ции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сер­тификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являют­ся изготовителями (продавцами, исполнителями) и потре­бителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличия лицензий на проведение работ по обязательной сер­тификации.

Статья 9 Закона оговаривает полномочия федеральных органов исполнительной власти, на которые законодатель­ными актами РФ возлагаются организация и проведение ра­бот по обязательной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган ис­полнительной власти в области сертификации и федераль­ный орган исполнительной власти, на которые возлагаются организация и проведение обязательной сертификации:

• создают системы сертификации однородной продук­ции и устанавливают правила процедуры и управле­ния для проведения сертификации в рамках этих сис­тем;

• осуществляют выбор способа подтверждения соответ­ствия продукции требованиям нормативных докумен­тов (формы сертификации);

• определяют центральные органы систем сертификации;

• аккредитуют органы по сертификации и испытатель­ные лаборатории (центры) и выдают им разрешения
(лицензии) на право проведения определенных видов работ;

• ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

• устанавливают правила признания зарубежных серти­фикатов, знаков соответствия и результатов испыта­ний;

• устанавливают правила аккредитации и выдачи лицен­зий на проведение работ по обязательной сертифика­ции;

• осуществляют государственный контроль и надзор, устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифици­рованной продукцией;

• рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Статья 10 Закона определяет обязанности центрально­го органа системы сертификации.

Центральный орган системы сертификации согласно За­кону организует, координирует работу и устанавливает пра­вила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации. Кроме того, он рассматривает апелляции за­явителей по поводу действий органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий (центров).

Статья 11 Закона оговаривает обязанности органа по сертификации.

Орган по сертификации является основным рабочим ор­ганом системы сертификации. В его обязанности входит:

• проведение идентификации продукции, представлен­ной для сертификации, в соответствии с правилами сертификации;

• сертификация продукции, выдача сертификатов и ли­цензий на применение знака соответствия;

• приостановление либо отмена действия выданных им сертификатов;

• предоставление заявителю по его требованию необхо­димой информации в пределах своей компетенции;

• осуществление в установленном порядке инспекцион­ного контроля за сертифицированной продукцией.

Статья 12 Закона определяет обязанности испытатель­ной лаборатории (центра).

Испытательные лаборатории (центры) являются участниками сертификации, протоколы которых о фактических показателях качества продукции служат объективной осно­вой для выдачи сертификата или отказа в этом.

Статья 13 Закона излагает обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей).

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

• реализовывать эту продукцию только при наличии сер­тификата, выданного или признанного уполномочен­ным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

• обеспечить соответствие реализованной продукции требованиям нормативных документов, на соответ­ствие которым она была сертифицирована, и марки­рование ее знаком соответствия в установленном по­рядке;

• указывать в сопроводительной технической докумен­тации сведения о сертификате или декларации о соот­ветствии и нормативных документах, которым долж­на соответствовать продукция, и обеспечивать доведе­ние этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

• приостанавливать или прекращать реализацию продук­ции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифициро­вана или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертифи­ката приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

 

• извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую до­кументацию или в технологический процесс производ­ства сертифицированной продукции. Статья 14 Закона определяет условия ввоза импорти­руемой продукции.

Условия ввоза на территорию РФ продукции, подле­жащей обязательной сертификации, следующие:

 

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие серти­фиката и знака соответствия, подтверждающих ее соответ­ствие установленным требованиям.

Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то феде­ральным органом исполнительной власти.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой та­моженной декларацией и являются необходимыми докумен­тами для получения разрешения на ввоз продукции на тер­риторию Российской Федерации.

В исключительных случаях Правительство РФ вправе выдавать разрешения на ввоз продукции при условии по­следующей сертификации данной продукции на территории РФ.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федера­ции продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной вла­сти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сер­тификации.

Статья 15 Закона устанавливает положения о государственном контроле и надзоре за соблюдением правил обяза­тельной сертификации и за сертифицированной продукци­ей.

1. Государственный контроль и надзор за соблюдени­ем изготовителями (продавцами, исполнителями), испыта­тельными лабораториями (центрами), органами по сертифи­кации правил обязательной сертификации и за сертифици­рованной продукцией осуществляется специально уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченны­ми органами исполнительной власти РФ в пределах их ком­петенции.

2. Непосредственно государственный контроль и над­зор за соблюдением правил сертификации и сертифицируе­мой продукцией проводится должностными лицами, осуще­ствляющими государственный контроль и надзор за соблю­дением обязательных требований государственных стандар­тов.

Статья 16 Закона устанавливает порядок финансирова­ния работ по сертификации и государственному контролю и

надзору.

1. Обязательному государственному финансированию

подлежат:

• разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение офи­циальной информацией в области сертификации;

• участие в работе международных (региональных) орга­низаций по сертификации и проведение работ с зару­бежными национальными органами по сертификации;

• разработка и (или) участие в разработке международ­ных (региональных) правил и рекомендаций по серти­фикации и другие работы;

• другие работы по обязательной сертификации, опре­деляемые законодательством РФ.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, ус­тановленном специально уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти в области сертификации и федеральным органом исполнительной власти РФ, на кото­рые законодательными актами Российской Федерации воз­ложены организация и проведение обязательной сертифика­ции по согласованию с федеральным органом исполнитель­ной власти в области финансов. Сумма средств, израсходо­ванных заявителем на проведение обязательной сертифика­ции своей продукции, относится на ее себестоимость.

Статья 17 Раздела «Добровольная сертификация» гла­сит:

1. Добровольная сертификация проводится по инициа­тиве заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других до­кументов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязатель­ную сертификацию такой продукции.

Статья 18 Закона оговаривает вопросы организации доб­ровольной сертификации.

1. Добровольная сертификация осуществляется органа­ми по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юриди­ческим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Орган по добровольной сертификации: • осуществляет сертификацию продукции, выдает сер­тификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соот­ветствия;

• приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему доброволь­ной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и опре­деляет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводится так­же в системе обязательной сертификации, если это пред­усмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в ус­тановленном порядке знака соответствия добровольной сер­тификации.

Статья 19 Закона определяет права заявителя.

В статье указывается, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от орга­на по добровольной сертификации необходимую информа­цию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации. Форма добровольной сертификации согласовывается с органом по сертификации и фиксируется в договоре.

Статья 20 Закона устанавливает ответственность за на­рушение положений, изложенных в Законе.

Статья содержит общую отсылочную норму об ответ­ственности, определяемую законодательством РФ. В ней сказано: «Юридические и физические лица, а также феде­ральные органы исполнительной власти, виновные в нару­шении правил обязательной сертификации, несут админис­тративную либо гражданско-правовую ответственность».

 

Вопрос 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...