Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус уполномоченного экономического оператора




С 2010 г. на территории Таможенного, а потом и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) функционирует институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). За это время в государствах - членах Союза уже накоплен практический опыт по развитию данного института, а также выявлены первые проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию. Для разрешения проблемных аспектов функционирования института УЭО в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК Союза) предусмотрен принципиально новый подход к этому институту, учитывающий передовые международные стандарты и практику государств - членов Союза. Рассмотрим правовые новации института УЭО в ЕАЭС, а затем уделим внимание одному из элементов правового статуса УЭО - его финансовой устойчивости.

Уполномоченный экономический оператор (УЭО) - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС и ст. 85 ФЗ РФ № 311 -ФЗ, которое вправе пользоваться специальными упрощениями. Уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Введение института уполномоченного экономического оператора затрагивает два аспекта: правовой и экономический. Первый определяет порядок и правила таможенного регулирования на таможенной территории союза и касается статуса уполномоченного экономического оператора как юридического лица. Второй является следствием изменения правовых норм реализации экономической деятельности рыночными субъектами. Институт уполномоченных экономических операторов является новеллой для законодательства РФ о таможенном деле. В целях его реализации издан Приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов".

Также ключевое значение для развития института уполномоченных экономических операторов имеет решение Комиссии Таможенного союза, определяющее критерии, при соответствии которым лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, получат право предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не одному миллиону, а ста пятидесяти тысячам евро (по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения).

Основные цели введения института УЭО на таможенной территории Таможенного союза:

1. Обеспечение безопасности международных цепей поставок государств - участников союза в рамках системы управления рисками.

2. Соответствие Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли, принятыми Всемирной таможенной организацией.

3. Содействие повышению эффективности внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур.

К специальным упрощениям в соответствии со ст. 41 ТК ТС относятся: временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров на территориях оператора и иные упрощения.

В РФ: Выпуск товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, должен быть завершен в день регистрации декларации на товары в случае, если декларация на товары зарегистрирована не менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, - не позднее четырех часов после начала работы этого таможенного органа

Для завершения процедуры таможенного транзита на территории уполномоченного экономического оператора последний не позднее трех часов после прибытия транспортного средства в место нахождения уполномоченного экономического оператора, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - не позднее трех часов после начала работы этого таможенного органа представляет в виде электронных документов в таможенный орган назначения документы, указанные в пункте 1 статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, необходимые для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, либо декларацию на товары или корректировку декларации на товары при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза с прилагаемыми документами.

Специальные упрощения применяются только в случаях, если оператор вправе выступать декларантом товаров. Решением Комиссии Таможенного союза определяется перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения. В соответствии с п. 3 ст. 41 ТК ТС и Решением Комиссия ТС специальные упрощения не применяются: в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, и в отношении иных товаров, перечень которых определяется национальным законодательством.

Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, путем выдачи свидетельства о включении в реестр и признается на территории того государства, таможенным органом которого он присвоен. Таможенные органы ведут реестр операторов и обеспечивают его опубликование. Условиями получения статуса уполномоченного экономического оператора являются:

– предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с национальным законодательством, на день предоставления обеспечения. Исключением являются случаи, если к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро;

– осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного национальным законодательством, но не менее одного года;

– отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

– отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;

– наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций и сведениями о хозяйственных операциях;

– соответствие иным требованиям, и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством.

В Российской Федерации юридическое лицо для получения статуса уполномоченного экономического оператора не должно применять упрощенную систему налогообложения; у сотрудников, осуществляющих таможенные операции, таможенного представителя должны отсутствовать судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности; в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде юридического лица должны находиться помещения, открытые площадки или иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров и которые отвечают установленным требованиям (п. 4 ст. 88 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Выпуск товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, должен быть завершен в день регистрации декларации на товары в случае, если декларация на товары зарегистрирована не менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, - не позднее четырех часов после начала работы этого таможенного органа.

Для завершения процедуры таможенного транзита на территории уполномоченного экономического оператора последний не позднее трех часов после прибытия транспортного средства в место нахождения уполномоченного экономического оператора, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - не позднее трех часов после начала работы этого таможенного органа представляет в виде электронных документов в таможенный орган назначения документы, указанные в пункте 1 статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, необходимые для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, либо декларацию на товары или корректировку декларации на товары при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза с прилагаемыми документами.";

Введение института уполномоченных экономических операторов на единой таможенной территории будет иметь значительный эффект, связанный с изменением условий реализации внешнеэкономической деятельности и созданием новых конкурентных преимуществ для субъектов национального рынка государств Таможенного союза.

Рассмотрим правовые новации института УЭО в ЕАЭС, а затем уделим внимание одному из элементов правового статуса УЭО - его финансовой устойчивости.

Прежде всего отметим, что ТК Союза [1] вводится многоуровневая система статуса УЭО, условий присвоения такого статуса и в зависимости от него - виды и объем упрощений. Одна из главных предлагаемых новелл - три типа свидетельства УЭО вместо предусмотренного в настоящее время одного. Каждое из свидетельств предполагает различный объем упрощений и условия их получения. Главный посыл такого разделения заключался в предоставлении возможности выбора наиболее приемлемого набора упрощений в зависимости от сфер деятельности участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и соответственно оптимизации затрат на получение статуса УЭО.

Первый тип свидетельства является наиболее простым и приближенным к действующей практике. Наибольший интерес он представляет для лиц, заинтересованных в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите и дополнительной проверке, первоочередном порядке совершения таможенных операций, выпуске до подачи таможенной декларации и т.д., не имеющих собственных площадей для хранения товаров. Это могут быть таможенные представители, перевозчики, экспедиторы.

Второй тип свидетельства дает возможность предоставления упрощений в части проведения контроля. По нашему мнению, наиболее востребованным он будет у импортеров, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией, так как все операции будут проводиться на собственных площадках. Ожидается, что второй тип сертификата за счет упрощений, связанных с таможенным контролем, будет интересен и экспортерам.

Третий тип свидетельства аккумулирует в себе все упрощения и представляет собой наивысшую ступень и наиболее статусный уровень УЭО. В частности, в Европейском союзе (ЕС) именно получение третьего типа свидетельства является наиболее престижным и признается как потенциальная возможность для применения при взаимном признании УЭО другими странами. Представляется, что крупные участники ВЭД и действующие УЭО заинтересуются данным вариантом свидетельства, который обеспечит максимальное сокращение времени совершения таможенных операций и значительную экономию издержек на их осуществление.

Одним из ключевых вопросов, несомненно, являются условия получения статуса УЭО. С одной стороны, они не должны быть слишком мягкими и простыми, чтобы не допустить попадания в особую категорию сомнительных компаний; с другой - требования должны быть объективными, соизмеримыми получаемым привилегиям и не мешать получению такого статуса добропорядочным компаниям. В предлагаемых подходах содержится ряд условий присвоения правового статуса УЭО:

- наличие единого для всех государств-членов минимального периода осуществления ВЭД - три года;

- отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов и налоговой задолженности (недоимки);

- отсутствие фактов привлечения лица к административной ответственности. Отдельные акционеры (имеющие более 10% акций), учредители (участники) и работники (руководитель и главный бухгалтер) не должны иметь фактов привлечения к уголовной ответственности;

- предоставление обеспечения деятельности УЭО только для свидетельства первого тип а;

- законопослушность лица в целом, а не только в сфере его деятельности, в данном случае - в таможенной сфере;

- исключение необходимости предоставления обеспечения деятельности УЭО для лиц, претендующих на получение свидетельства второго и третьего типов.

Одним из элементов правового статуса УЭО должна быть его финансовая устойчивость. Это комплексный показатель, который, по сути, характеризует потенциал экономического оператора, сопряженный с исполнением его финансовых обязательств перед государством и коммерческим партнерами. Однако на сегодняшний день в международном таможенном сообществе отсутствует единый формализованный подход к научно-методическому аппарату по оценке финансовой устойчивости УЭО. Более того, такая методика отсутствует и в методических рекомендациях ВТамО и ЕС.

В этой ситуации экспертами ЕЭК совместно с представителями сторон и предпринимательского сообщества самостоятельно разрабатываются правовая основа и понятийно-терминологический аппарат нового для наших стран института - финансовой устойчивости. Его базовые нормы заложены в проекте ТК Союза, также разработан проект нормативного акта ЕЭК - Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа. Мы ожидаем, что с принятием этого акта у таможенных служб государств - членов ЕАЭС появится современный инструмент оценки финансовой устойчивости УЭО. Как нам представляется, Методика оценки может иметь модельный характер для международных интеграционных объединений, внедряющих унифицированные подходы к развитию института УЭО. Полагаем также, что правовая основа финансовой устойчивости УЭО, а также иных участников ВЭД (по аналогии) требует дальнейшей разработки и научного обсуждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...