Таможенная пошлина как основной таможенный платеж
Под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (п. 25 ст.4 ТК ТС). Признаки таможенной пошлины: Во-первых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу и является средством достижения этой цели. Во-вторых, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-третьих, таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, т.к. обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. В-четвертых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства. Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами. Обязанность по уплате пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввести товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории Таможенного союза. Указанные признаки и определяют особое место таможенной пошлины. По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные, вывозные и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается реже. Транзитную пошлину практически повсюду ликвидируют международные договоры, но она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны. Порядок применения ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС из третьих стран, определяется актами ТС.
Вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые за товары, убывающие с территорий государств - членов ТС за пределы таможенной территории ТС, регулируются национальными законодательствами. В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, являются безусловными и не ограниченными временными рамками. Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин. Согласно ст. 71 ТК ТС применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: – адвалорные (установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров); – специфические (установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы или иных)); – комбинированные (сочетающие оба названных вида). В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, являются безусловными и не ограниченными временными рамками. Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин. С целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров могут на определенное время устанавливаться особые виды таможенных пошлин, к которым относятся:
– специальные пошлины, применяемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести отечественным производителям подобным или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия государств или их союзов, ущемляющие их интересы; – антидемпинговые пошлины, которые применяются в случае ввоза на таможенную территорию товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране; – компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует расширению производства товаров в стране. Категория таможенной пошлины тесно связана с понятием таможенно-тарифного регулирования, предопределяющего фискальную деятельность таможенных органов в части взимания таможенных пошлин. Данный финансовый инструмент призван способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать такие отношения, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. В соответствии со ст. 50 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования (а именно использования ставок таможенных пошлин) применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС). Комиссия Таможенного союза решила, что в Республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации применяются единая ТН ВЭД ТС и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с национальным законодательством государств.
Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54 приняты и с 23.08.2012 вступили в силу единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф ТС (далее - ЕТТ ТС). Это уже третий документ (с начала функционирования единой системы таможенно-тарифного регулирования ТС), утверждающий ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. Совет таможенного сотрудничества (сейчас – Всемирная таможенная организация) в 1950 году разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 году – Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Гармонизированная система – это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД ТС. Десятый знак введён Постановлением Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Цифровые коды используются для определения ставок таможенных пошлин. ТН ВЭД ТС утверждается Совета Евразийской экономической комиссии (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 " Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза"). Решения о внесении изменений в неё принимаются на основании предложений таможенных органов. При различных подходах при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и недостижении согласия по вопросу классификации отдельного вида товара таможенные органы обращаются в Комиссию с предложением о рассмотрении этих вопросов. Разногласия между таможенными органами по классификации товаров могут возникнуть на основании: решения о классификации товара, принятого в соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС; предварительного решения о классификации товара, а также решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с п. 5 ст. 52 ТК ТС.
Разногласия регулируются путем консультаций и трехсторонних согласований между уполномоченными таможенными органами (в том числе с учетом решений Комитета по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, решений, принятых за рубежом и других). Техническое ведение ТН ВЭД в РФ осуществляет ФТС РФ, в том числе: – мониторинг изменений международной основы ТН ВЭД, а также пояснений и решений по толкованию этой основы; – внесение предложений в Комиссию Таможенного союза о приведении ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой; – составление и направление в Комиссию Таможенного союза таблиц соответствия кодов ТН ВЭД на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы; – подготовку к опубликованию и направление в Комиссию Таможенного союза ТН ВЭД и пояснений к ней. Таможенный тариф составляется на основе ТН ВЭД ТС, основным его принципом выступает принцип эскалации: чем выше качество товара, тем больше размер ставки таможенной пошлины. Последние изменения обусловлены присоединением Российской Федерации (далее - РФ) к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и коснулись как ставок таможенных пошлин на отдельные категории товаров, так и появления новых кодов товаров по ТН ВЭД ТС. В целом уровни ставок таможенных пошлин уменьшились. Например, снижение ставок импортного таможенного тарифа составило: - для промышленных товаров - 3%; - для сельскохозяйственных товаров - 4,4%; - на лекарства с 15,5% до 6,5 - 5% (на медицинское оборудование и лекарственные субстанции - до 2 - 3%); - для рынка химической продукции - с 10% до 6,5 - 5%; - в течение 3 лет планируется отмена пошлин на компьютеры, средства их производства и элементную базу; - для электротехники и электроники - с 15% до 7 - 9%; - для новых транспортных средств - с 25% до 15%, на старые автомобили (от 3 до 7 лет) - с 25% до 20%; Последствием вступления России в ВТО явилось сохранение по 108 товарным подсубпозициям для РК и РБ более высоких ставок ввозных таможенных пошлин на колесные транспортные средства по сравнению со ставками ЕТТ ТС ( Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров".). Данное обстоятельство объясняется тем, что РБ и РК не являются членами ВТО и, следовательно, освобождены от обязательств по снижению ставок ввозной таможенной пошлины на ввозимые транспортные средства.
Все действующие ставки ЕТТ ТС, включая перечисленные выше изъятия, применяются независимо от страны происхождения товаров. Исключение составляют случаи предоставления тарифных преференций на взаимной основе и в одностороннем порядке. Тарифные преференции, предоставляемые на взаимной основе, касаются товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и происходящих из государств, образующих с государствами - членами ТС зону свободной торговли. Данные преференции предоставляются в виде полного освобождения товаров от уплаты ввозных таможенных пошлин на основании Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011, заключенного между государствами - участниками Содружества Независимых Государств - перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (овощи, фрукты, орехи, кофе, чай, рис и ряд других товаров). Решением Коллегии ЕЭК от 26.03.2013 N 57 из указанного Перечня товаров были исключены товарные позиции 0203 (свинина свежая, охлажденная или замороженная), 0207 (мясо и пищевые субпродукты домашней птицы). Данное решение принято в связи с тем, что в отношении этих товаров действуют тарифные квоты, дающие право на льготный ввоз по более низким или нулевым ставкам таможенных пошлин. использование только количественных ограничений для льготного ввоза товаров призвано способствовать реализации программы развития животноводства и птицеводства. В настоящее время в рамках тарифных квот в государства - члены ТС ввозятся мясо и молочная сыворотка (ввоз в РФ). Правовое регулирование условий и порядка применения тарифных квот в отношении товаров, ввозимых в ТС, осуществляется в соответствии с Соглашением от 12.12.2008 "Об условиях и механизме применения тарифных квот". Решениями ЕЭК определяются ежегодные объемы тарифных квот для государств - членов ТС и перечни товаров, в отношении которых они вводятся Например, решения Коллегии ЕЭК: - от 20.11.2012 N 229 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2013 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства"; - от 29.10.2013 N 242 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2014 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства". На национальном уровне государства - члены ТС самостоятельно устанавливают метод и порядок распределения тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности, а также органы, наделенные компетенцией выдачи лицензий на ввоз товаров в рамках предоставленных квот. В РФ импортные тарифные квоты распределяются на основании Постановлений Правительства РФ от 21.12.2012 N 1359 "О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2013 году" и от 21.12.2012 N 1358 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2013 году".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|