Параметры настройки процессора КИ являются индивидуальными для каждого ребенка. Нельзя использовать процессор КИ, настроенный для одного ребенка, для другого ребенка.
Настройка процессора кохлеарного импланта у позднооглохших детей Процесс настройки речевого процессора у позднооглохших детей значительно облегчается, поскольку у них сохранна речь, они Moiyr дать точный отчет о своих ощущениях и могут сравнить их с прежними слуховыми ощущениями. Первая настройка занимает обычно до 40-50 мин. Следует иметь в виду, что значения параметров (особенно максимального комфортного уровня 1ромкости), достигаемых при первой настройке, как правило, значительно ниже их реальных уровней, получаемых при окончательной настройке. Связано это с субъективностью комфортного уровня громкости и длительной слуховой депривацией, которая вызывает у глухих значительную настороженность к громким звукам и боязнь появления неприятных слуховых ощущений. Очень важно избежать возникновения у ребенка неприятных ощущений, особенно при первой настройке. Для этого после настройки и включения микрофона КИ надо сразу дать послушать ребенку громкий звук (например, грохот железной банки с пуговицами или камешками). Если у ребенка есть отрицательная реакция на звук, то надо выставить меньшее усиление. Позднооглохшие дети достаточно быстро адаптируются к комфортному уровню громкости, и последующая коррекция настройки речевого процессора может проводиться через несколько часов в этот же день, а затем ежедневно в течение первой недели после включения. Исключение - часть детей, потерявших слух после менингита, которые быстро устают от восприятия звуков и медле1шее к ним адаптируются. Далее в течение 3-4-х недель слухо-речевой реабилитации коррекция настройки процессора проводится 2-3 раза в неделю. При этом учитывают не только ощущения ребенка при электрической стимуляции в процессе настройки, но и данные педагогов о восприятии высоко- и низкочастотных звуков речи, разборчивости речи.
В течение этого периода происходит постепенная адаптация к электрической стимуляции и, как следствие, понижение пороговых и, повышение максимальных комфортных уровней воспринимаемых электрических стимулов. Тем самым, расширяется динамический диапазон воспринимаемых сигналов. При первой настройке динамический диапазон обычно не превышает 3-6 дБ, что позволяет слышать звуки речи разговорной фомкости, но недостаточно для их распознавания. В процессе слуховой тренировки он постепенно увеличивается и через 2-4 неделисоставляет от 12 до 20 дБ у разных пациентов. В дальнейшем у ПЛП происходит некоторая адаптация к электрическим стимулам, передаваемым КИ, и поэтому 1-2 раза в год производится контроль и коррекция настройки процессора. Исключение составляют часть детей, потерявших слух после менингита, и детей с ушным шумом. Они адаптируются к новым звуковым ощущениям медленнее, и поэтому оптимальный динамический диапазон настройки КИ у них достигается позднее. Настройка процессора кохлеарного им планта у маленьких детей У маленьких детей процесс настройки процессора КИ значительно сложнее, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Для облегчения:ггого процесса родителям после операции дается задание выработать у ребенка условно-рефлекторную реакцию на звук, доступный для восприятия ребенка в слуховом аппарате. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то это может быть барабан. По возможности ребенка также обучают различать «тихий- громкий» звук, используя зрительное подкрепление (например, картинки с изображением большого и маленького барабана). Первая настройка занимает у них обычно не более 20-25 мин., что определяется офаниченными возможностями ребенка поддерживать внимание к процедуре. Лудиолог, проводящий настройку, как правило, определяет только минимальные уровни тока, которые вызывают безусловно-рефлекторные (реакция замирания\бсспокойства, поворот глаз в сторону стимулируемого уха и др.) и\или условно-рефлекторные поведенческие реакции. Этот уровень у детей, не имевших слухового опыта, приближаегся к комфортному уровню громкости.
Максимальный комфортный уровень устанавливается на основе видимых реакций ребенка с осторожностью, чтобы избежать возникновения у него неприятных ощущений при громких звуках и, тем самым, напугать его. Для контроля отсутствия у ребенка отрицательных реакций на громкие звуки после включения микрофона КИ. ребенку дают послушать какой-нибудь громкий звук, например, удар барабана, грохот железной банки с пуговицами. Если у ребенка есть отрицательная реакция на звук, то надо выставить меньшее усиление. При первой настройке динамический диапазон устанавливается на основе выбранного максимального комфортного уровня и, как правило, составляет около 4 дБ. Настройка процессора КИ значительно облегчается, если у ребенка предварительно выработана условно-рефлекторная двигательная реакция на звук (например, надевание колец на пирамидку или бросание пуговиц в коробочку), и сформировано представление о громкости звука («громкий-тихий»). Коррекция настройки производится на следующий день, и далее ежедневно в течение первой недели после включения. На протяжении месячного курса реабилитации коррекция настройки процессора проводится 2-5 раз в неделю. При этом учитываются реакции ребенка при электрической стимуляции в процессе настройки, данные педагогов и родителей о реакциях ребенка на тихие и громкие, высоко- и низкочастотные неречевые и речевые звуки во время занятий и в течение всего дня. Многие дети, даже позднооглохшие, при настройке процессора КИ не реагируют на очень слабые электрические сигналы, когда они не уверены, есть сигнал или нет. Они реагируют только на достаточно сильные стимулы, которые заведомо выше пороговых. Для ускорения определения адекватных пороговых уровней воспринимаемых электрических импульсов ребенком необходимо, чтобы родители и сурдопедагог после подключения процессора КИ учили ребенка реагировать не только на звуки средней и большой 1ромкости, но и тихие звуки. Для этого используется условно-рефлекторная реакция. Во время этой процедуры ребенок научается прислушиваться к тихим звукам и принимать решение о том. что звук есть даже, если он гихий.
У маленьких детей очень трудно определить максимальный комфортный уровень настройки процессора КИ. Чтобы помочь сделать это сурдопедагог и родители после включения процессора КИ должны научить различать ребенка звуки по 3-м градациям громкости: «тихо»-«1ромко»-«очень громко» с использованием соответствующих картинок. При этом «громко» будет соответствовать понятию «хорошо» и максимальному комфортному уровню стимулов при настройке у аудиолога. «Очень громко» соответствует понятию «слишком |ромко, больно, неприятно» и дискомфортному уровню стимулов при настройке у аудиолога. В течение первого месяца реабилитации не всегда удается достичь оптимального уровня настройки КИ из-за сложности оценки ощущений при настройке у маленьких детей, не имевших слухового опыта, и длительного периода их адаптации к новым ощущениям. Для более бысгрого достижения оптимального уровня настройки важно взаимодействие аудиолога и педагога, как во время самой процедуры настройки, так и при оценке динамики развития слуховых реакций с КИ. Настройка про цесс ора кохлеарного импла нт а у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой Настройка процессора КИ у этой категории детей в зависимости от возраста ребенка будет более сходна с процедурой для детей младшего возраста или позднооглохших детей. Она менее сложна благодаря лучшей сформированности у них внимания, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. Настройка проводится с использованием заранее выработанной условно-рефлекторной реакции на звук. Для определения максимального комфортного уровня у ребенка на занятиях и дома формируется умение различать «тихий-громкий-очень громкий» звук.
Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта Правильно настроенный речевой процессор КИ должен обеспечивать комфортное восприятие разговорной речи в тихих условиях, различение знакомых односложных слов, произносимых шепотом на расстоянии 1- 2-х метров, различение низкочастотных гласных (/у/-/о/-/и/) и высокочастотных шипящих согласных /с/-/ц/- /ч/-/ф/ и др. Эти сигналы используют для оценки настройки процессора КИ. У маленьких детей и детей, у которых еще не сформировано умение различать звуки речи и слова, оценку проводят с помощью условно-рефлекторной реакции. При этом оценивают способность обнаруживать (есть/нет) звуки /у/, /о/, /и/, /с/, /шУ, /ц/. А также считать их (один-много, 1-2-3). Ребенок должен обнаруживать зги звуки, произносимые шепотом на расстоянии не менее 2 м. Чем быстрее удается выйти на зтот уровень восприятия с КИ, тем быстрее создаются условия для развития слуха. Однако необходимо следовать за возможностями ребенка адаптироваться к новым звукам и нельзя торопиться с повышением максимального комфортного уровня. Для оценки правильности настройки ре1улярно проводится тональная аудиометрия с подачей звуков в свободном звуковом поле (со зрительным подкреплением для маленьких детей). Пороги слуха на тональные сигналы при правильной настройке процессора КИ составляют 25-40 дБ. Для оценки адекватности выбора максимального комфортного уровня проводится также регистрация акустического рефлекса при звуковой и электрической стимуляции. Это особенно важно, поскольку большая часть детей не может оценить этот уровень. Для некоторых детей «громкий» звук (электрический сигнал большого уровня) всегда оценивается как «хороший» звук. Регистрация акустического рефлекса на звуки менее 80 дБ можег свидетельствовать о завышении максимального комфортного уровня. Однако следует иметь ввиду, что у части пациентов акустический рефлекс не регисгрируется. В процессе коррекции настройки процессора КИ и наблюдении за реакциями ребенка на звуковые сигналы может быть выявлено отсутствие адекватной реакции на стимуляцию отдельных каналов-электродов КИ. Чаще это касается последних электродов и связано С неполным введением цепочки активных электродов в улитку. Нарушение реакции каналов-электродов, расположенных в центральной части может быть следствием частичного повреждения слухового нерва или неисправности данного электрода. В этих случаях соответствующие электроды отключаются, и весь воспринимаемый КИ частотный диапазон распределяется между оставшимися электродами.
В процессоре КИ обычно устанавливаются несколько программ настройки, которые могут различаться по разным параметрам. Ребенок или его родители могут устанавливать разные программы в зависимости от окружающей акустической обстановки (шумное или тихое помещение) и субъективного восприяжя. У детей чаще устанавливаются программы, которые отличаются уровнем громкости воспринимаемых звуков. Родители или сам ребенок выбирает программу в зависимости от уровня окружающих шумов (улица, дом, занятия с педагогом) для наиболее комфортного восприятия звуков. При неправильной настройке процессора КИ у ребенка могуг возникать неприятные ощущения при громких звуках, головокружение, подергивание мышц ица, повышенная утомляемость, отсутствие реакции на тихие звуки, низкая разборчивость речи, несмотря на адекватные слухоречевые коррекционные занятия. Для предотвращения этого необходимо постоянное взаимодействие аудиолога и сурдопедагога в процессе настройки и реабилитации; коррекция настройки процессора в зависимости от реакций ребенка, наблюдаемых на занятиях и в разных естественных ситуациях (дома, на улице). При настройке процессора КИ следует постепенно увеличивать максимальный комфортный уровень тока и динамический диапазон, использовать все навыки ребенка для максимально точного определения пороговых уровней тока, тщательно контролировать реакции ребенка на звуки различной i-ромкости и частоты. При наличии стойких неприятных ощущений, подергиваний мышц лица при стимуляции какого-либо электрода КИ этот электрод рекомендуется отюиочить. В редких случаях (при аномалии развития улитки или при ее оссификации) при использовании стандартной программы параметров электрических стимулов у ребенка отсутствует реакция на электрические и звуковые стимулы (или есть реакция только на громкие звуки) даже при больших уровнях электрических импульсов. В этих случаях после 2-3-х недель использования КИ целесообразно попробовать подобрать другие параметры настройки. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носи! оба устройства, в том числе и на занятиях. Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ. Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи. 3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|