Психологическая поддержка. Роль родителей и близких.
1'п(к1та с родителями начинается уже на этапе отбора детей на кохлеарную ичиыитацию. На этом этапе психологическая помощь ребенку и его близким • iiii'iiicicm, в первую очередь, в предоставлении максимально полной информации о I И nil особенностях развития детей с КИ. их проблемах и способах решения этих п|...|.|рм Обязательно обсуждаются условия слухоречевой рсабилтации ребенка м нохлеарной имплантации по месгу жительства - наличие возможности I иирио заниматься с сурдопедагогом и логопедом, обеспечить ему речевую среду, нши'шг у родителей возможности заниматься с ребенком самостоятельно. Наличие у ..... г 1сП опыта систематических самостоятельных занятий является одним из «i*m.i4 условий для проведения кохлеарной имплантации на бюджетной основе мчим rrofl категории. Родителей необходимо настроить на систематические, ... тигельные занятия с ребенком, предоставить им информацию о том, как г •.пиши, у него слух, речь и общие когнитивные и моторные навыки для достижения I ■ M inion имплантации (Приложение 2,3,4). После операции необходимо подготовитъ родителей и близких к поведению I iii.il после включения процессора КИ и его изменению в процессе реабилитации. I.т. |сй следует предупредить, что в первое время ребенок может не реагировать на и. ич (можно, он будет более капризным, быстрее утомляться. Родители должны hi герпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут .... не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой I» I., пик сможет понимать речь и говорить. Важно обучить их наблюдать за реакциями iriuievi ребенка, научить их контролировать работоспособность и усиление КИ, ценивать правильность его настройки, ознакомить с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ.
Нередко приходится учить родителей малыша другому стилю общения с ним, основанному на большем участии слуха. В этой работе полезна видеозапись взаимодействия родителей с ребенком в естественных и учебных коммуникативных ситуациях, их обсуждение и анализ, просмотр видеозаписей других детей с матерями, как удачных поведенческих моделей. Родители ребенка должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом и участвовать в них. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки. Педагоги должны ежедневно давать задания родителям для работы дома проверять их выполнение. Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и когнитивного развития ребенка с КИ играет очень важную роль. Как показывает наш опыт, родители детей, научившихся успешно использовать КИ для развития речи и подготовленных к обучению в массовой или речевой школе, после имплантации ежедневно занимались с детьми самостоятельно 2-3 часа в течение 2-3-х лет. Специалисты центра должны также помогать родителям в организации реабилитации по месту жительства, консультируя родителей и местных специалистов, предоставляя им информацию о целях, задачах, содержании и приемах работы с детьми с КИ. Необходимо помочь родителям выбрать оптимальное для развития ребенка детское дошкольное учреждение. Тип учреждения определяется возрастом ребенка, уровнем его слухоречевого, коммуникативного и когнитивного развития, наличием различных детских учреждений в районе проживания, степенью участия родителей ребенка в его реабилитации. Для каждого ребенка этот вопрос должен решаться индивидуально с учетом указанных обстоятельств, а также, имея в виду, что всем детям с КИ необходимо постоянно находиться в речевой среде, но не менее важно обеспечить возможность ежедневных специальных занятий с ребенком по развитию слуха и речи. На начальном этапе дети могут посещать сурдологические центры и детские сады в группах для слабослышащих детей со слуховыми аппаратами. При этом для оптимального развития слухоречевого восприятия им должны быть обеспечены условия для интенсивной слуховой трениршин дуальные ежедневные занятия) и из программы их обучения следует
и I почт к использование дактильной речи. ! 1осле 6-12 мес. правильно организованной и эффективной реабилитации при и... ни положительной динамики слухоречевого развития детям рекомендуется н ищи. массовые и логопедические детские сады, а также ре!улярные | ни ти гельные, индивидуальные занятия с сурдопедагогом и логопедом, имеющим ... работы с детьми со смешанными расстройствами слуха и речи. У детей, чн мн i ированных в возрасте старше 3-х лет, которые имеют сопутствующие I • ■ 1|н>(1с1ва (интеллекта, памяти, внимания, нервно-мышечной системы и др.), не " кии слухового опыта и опыта систематических занятий с сурдопедагогом развитие ч к'чевых навыков с КИ, речи, языковой системы происходит более медленными имиями Им рекомендуется более длительное посещение детского сада для ... Iмшащих детей и дополнительные индивидуальные занятия с сурдопедагом, нинисдим-дефектологом. Часть этих детей по окончании детского сада для |-иин Iмшащих детей готовы к обучению в массовой или речевой школы при i и-тигельной поддержке сурдопедагога, логопеда. Детям с наиболее тяжелыми ■ ■. ■«I иующими расстройствами по состоянию развития всех навыков рекомендуется | и мне н школе для слабослышащих детей. Пели ребенок в возрасте до 3-х лет или если он имеет слуховой опыт, то он ..... посещать логопедический или массовый детский сад с самого начала, но при .... им должен регулярно индивидуально заниматься развитием слуха и речи с 1Ч"мсдагогом\логопедом. Кроме того, родители должны также регулярно > шнми1ъся с ребенком по заданиям специалистов центра кохлеарной имплантации н<1Н 1" I того педагога. (начительная часть детей, имплантированных в младшем возрасте, при условии > млшческих занятий и отсутствии сопутствующей грубой патологии нервной н и мы, может быть подготовлена к обучению массовой школы, хотя состояние их I ни 1| и развития будет несколько отставать от нормы (общее недоразвитие речи 3 1|>"иня) Поэтому детям, как правило, будет нужна дополнительная помощь г ишсдшога или логопеда, направленная на развитие языковой компетенции, пит чтения и письма. 4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом
Конкретное содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации детей этой группы, включая перечисленные выше компоненты, определяется уровнем слухового и речевого развития ребенка на момент имплантации. Как показывает наш опыт, этот уровень может быть очень разным. С одной стороны, среди этих детей есть дети, которые используют постоянно слуховой аппарат (несмотря на его низкую эффективность для восприятия речи) и устную речь, как основное средство общения. С другой стороны, есть дети, которые практически не использовали слуховой аппарат и пользуются жестовой и дактилыю-мимической формой речи для общения. Общим в коррекционной работе для всех этих детей является то, что потенциально все они после подключения процессора КИ имеют возможность слышать и различать самые тихие звуки, все звуки речи, в том числе и высокочастотные. Поэтому в первый период (3-6 месяцев) развитие слухового восприятия является ведущим направлением работы. Цель этого - в короткие срок развит!, слуховое восприятие с помощью КИ, в том числе и отдельных фонем, так чтобы ребенок и педагоги могли использовать этот слух для развития понимания речи и собственной речи у ребенка. При этом также как у долингвально оглохших малышей у этой категории детей последовательно развивают умение обнаруживать, различать, узнавать, запоминать неречевые звучания, отдельные признаки звуков (громкость, число, длительность), слова, фразы, отдельные фонемы и т.д. Приемы, используемые для этого, зависят, прежде всего, от возраста ребенка.
1.94. У детей, которые использовали слуховой аппарат, процессы слухового анализа частично сформированы - они уже умеют со СА обнаруживать звуки (неречевые и слова), различать и узнавать некоторые из них. С КИ у ребенка появляются принципиально новые возможности для развития этих навыков, но в первое время, он будет делать это хуже, чем со слуховым аппаратом. И эта ситуация сходна с развитием слухового восприятия с КИ у позднооглохших детей - то, что хранится в памяти ребенка отличается от того, что он слышит с КИ. Ребенка нужно в определенной степени учить заново. Но процесс переобучения идет у них достаточи фо и, главное, быстро набирает темпы. То, что со слуховым аппаратом раньше •чинилось за недели, с КИ удается достичь значительно быстрее. Благодаря КИ i» iii ' iiok начинает спонтанно осваивать новые слова из речи окружающих, что было м> и.нможно для него со слуховым аппаратом. Так же как у позднооглохших детей у 1.95. ни легсй уже в первый месяц после включения процессора КИ следует развивать 1.96. и миг различать отдельные звуки речи (при парном сравнении, при выборе из 3-х- 5- ■ " it I д.) и дифференциальные признаки фонем (звонкость-глухость, взрывность- нг,-инк н. и др.). Это важно, потому что создаст для ребенка условия для развития речи только на слух. V детей старшего возраста и подростков, не имевших слухового опыта, и |>*и|ше слуховой работы имеет много общего с работой с маленькими детьми. I n 11. следует особое внимание уделить развитию восприятия звуков окружающей I» |ы, Сиговых звуков, имени ребенка, имен близких и других актуальных и часто \ 1'нцпч слов. Для включения этих навыков в ежедневную жизнь ребенка ..... «олимо с первого занятия включить в эту работу родителей, которые должны пи тмимо привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и участвовать в < hi «них. Интенсивная слуховая и слухоречевая работа на начальном этапе для этой >..... детей имеет особое значение. Для них очень важно осознать, что звуки и-• I какое-то значение (это - звук голоса, это - шумит компьютер, а это звонит .... фон). 1хли это удается достичь в первые 2-4 недели, то у ребенка повышается циннии к занятиям и использованию КИ. Если ребенок начинает интересоваться п I' iiMit to это очень важный прогноз того, что он будет пользоваться КИ. I'liboiH по развитию слухового и слухоречсвого восприятия проводится ........ и п.но с развитием устной речи, произносительных навыков, языковой .... Пиости. С КИ в этом все большее участи принимает слух, развивающийся у |н-п» iikii
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|