Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика течения основных форм поражений нервной системы




 

В связи с тем что определенная часть детей с речевыми нарушениями страдает теми или иными заболеваниями нервной системы, правильная коррекция речевого де­фекта, равно как и отбор детей в группы и специальные школы требуют знакомства с характером течения отдель­ных заболеваний и степенью обратимости наблюдае­мых неврологических, а следовательно и речевых, рас­стройств.

В зависимости от наличия или отсутствия грубых структурных изменений центральной и периферической нервной системы выделяют органические и функциональ­ные заболевания нервной системы. Органические заболевания сопровождаются более или менее выраженными структурными изменениями тканей нерв­ной системы. При функциональных заболева­ниях основу болезненного процесса составляют нейродинамические расстройства.

Следует помнить, что деление всех заболеваний нервной системы на органические и функциональные весьма условно. С одной стороны, при органических заболева­ниях часто, помимо грубых структурных изменений, мно­гие проявления клинического синдрома обусловлены нейродинамическими расстройствами. С другой стороны, ранние формы органических заболеваний часто проявля­ются и маскируются под видом функционально-невроти­ческих расстройств.

 

Органические заболевания нервной системы

 

Органические заболевания нервной системы, в свою очередь, в зависимости от причины возникновения дефек­та (от этиологии заболевания) подразделяются на: ин­фекционные заболевания; травмы нервной системы; на­следственно-дегенеративные заболевания и болезни, обусловленные нарушениями обмена веществ; заболева­ния нервной системы, обусловленные первичным пора­жением внутренних органов или костей скелета; опухоли; сосудистые заболевания мозга. У детей расстройства ре­чи чаще всего связаны с инфекциями, травмами нервной

системы, интоксикациями и наследственно-дегенеративными заболеваниями. Опухоли головного мозга и сосудистые заболевания нервной системы у детей встречают­ся значительно реже и практического значения для работы логопеда не имеют.

Инфекционные заболевания нервной системы и интоксикации

Эта группа заболеваний объединяется причиной, вы­зывающей поражения нервной системы, – воздействием на центральную нервную систему или периферические ее отделы инфекционного либо интоксикационного фак­тора. Это наиболее многочисленная группа патологиче­ских состояний, дающая наибольший процент органи­ческих поражений нервной системы у детей. Инфекцион­ное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная, инфекции), либо вирусами (вирусное поражение).

К нейроинфекциям относятся менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты, полирадикудо-невриты и др. Выделяются острые и хронические неироинфекции.

Большинство острых нейроинфекций характеризуется наличием следующих фаз: 1) продрома; 2) острая ста­дия; 3) стадия обратного развития (восстановление); 4) стадия остаточных явлений.

Логопедам и педагогам наиболее часто приходится иметь дело с третьей и четвертой стадиями болезни, при­чем речевые нарушения возникают обычно во второй стадии. Однако при собирании анамнеза для определе­ния основного заболевания необходимо детально опро­сить родителей ребенка об острой стадии заболевания, так как только указание на определенные черты началь­ной стадии болезни позволит правильно поставить диаг­ноз.

Так, наличие в анамнезе менингеального симптомокомплекса позволяет считать, что больной перенес ме­нингит. Менингеальный симптомокомплекс характери­зуется головной болью, рвотой, характерной позой боль­ного – запрокинутая назад голова, подогнутые в коленях ноги (поза «легавой собаки»). Определяется напряжение (ригидность) мышц затылка и мышц-сгибателей бедра.

Энцефалитический симптомокомплекс сопровождает­ся затемнением сознания, сонливостью, бредом, галлю­цинациями, признаками выпадения деятельности отдель­ных участков головного мозга (параличи, парезы, афа­зии, дизартрии, нарушение тонуса мышц и т. д.).

По прошествии острого периода наступает период об­ратного развития болезненных явлений. В первые дни и недели после острой стадии происходит рассасывание очагов воспалительной инфильтрации в мозгу, уменьше­ние отека и интоксикации, восстановление нарушенного кровообращения. Это проявляется в быстром восстанов­лении ряда утраченных функций.

Период быстрого восстановления чаще всего сменяет­ся стадией медленного восстановления, длительностью (у детей) от нескольких месяцев до нескольких лет. В этой стадии восстановление утраченных функций про­исходит за счет медленного восстановления функции клеток в тех случаях,.когда пострадало волокно, но со­хранилась функция тела клетки. Кроме того, в это время происходит замещение утраченных функций за счет ком­пенсаторного увеличения роли вспомогательных нервных механизмов либо других уцелевших отделов системы.

Стадия остаточных явлений наступает через 3–4 года после перенесенного заболевания. В эти сроки улучшения можно ожидать лишь за счет формирования у больного' новых навыков с использованием уцелевших систем и функций.

При хронических нейроинфекциях процесс протекает менее бурно, но более длительно. Период поражения ве­щества нервной системы растягивается, особенно при отсутствии лечения либо его неэффективности, на многие годы. Процесс может периодически утихать и вновь обо­стряться, поражая все новые участки нервной системы.

Образующиеся после перенесенного воспалительного процесса рубцы и спайки в оболочках мозга и в особенно уязвимых местах циркуляции спинномозговой жидкости приводят нередко к возникновению ликвородинамических нарушений, а в некоторых случаях и водянке головного мозга. Последнее является тяжелым осложнением, так как постоянное высокое давление спинномозговой жидко­сти приводит к сдавливанию мозга, нарушению тканевого дыхания и кровообращения. Поэтому процессы восста­новления утраченных функций у детей с наличием гидро-

цефалии происходят значительно медленнее, чем у детей с остаточными явлениями без нарушения ликвороциркуляции.

 

Травмы нервной системы

 

Травмы нервной системы также являются одной из причин нарушения речевых функций в детском возрасте.

Наиболее частые и тяжелые остаточные явления дают черепномозговые травмы, переносимые во внутриутроб­ном периоде и во время родов (родовые травмы при нарушении нормального родового акта, экстракции де­тей щипцами и т. д.).

В течение первых дней и недель после травмы наблю­дается быстрое обратное развитие синдрома, обусловлен­ное уменьшением отека мозга, восстановлением нормаль­ного кровообращения, рассасыванием тех геморрагических инфильтратов, которые могли возникнуть после травмы, ликвидацией нейродинамических расстройств.

В легких случаях через 1–3 месяца наступает полное выздоровление. В тяжелых случаях сроки восстановле­ния затягиваются до нескольких лет. Однако и в после­дующее время имеются определенные остаточные явле­ния, обусловлнные наличием участков полного распада и глиозного замещения некоторых отделов мозга, грубыми необратимыми нарушениями кровообращения.

После черепномозговой травмы, так же как после ин­фекционных поражений нервной системы, нередко воз­никают ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени выраженности).

Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы

Это чаще всего неуклонно прогрессирующие страда­ния, проявляющиеся нарастающими по выраженности признаками поражения нервной системы. К ним относят­ся болезнь Дауна, различные формы миопатии, некото­рые формы обменных олигофрении и др.

Для большинства указанных форм является типичным появление на определенной фазе болезненного процесса прогрессирующего снижения интеллекта, расстройство речевых функций и более или менее выраженные симп-

томы органического поражения моторных, координаторных либо чувствительных функций мозга.

Близкими к этой группе болезненных состояний яв­ляются уродства и пороки развития голов­ного и спинного мозга. Однако их отличает ста­ционарное течение процесса. Нередко эти болезненные состояния сочетаются с дефектами развития костной тка­ни, лица, черепа.

Несмотря на то что больные с неправильным разви­тием имеют необратимый дефект нервной системы, при тщательной работе с ними можно получить довольно хо­рошие результаты. Это связано с тем, что к основному необратимому неврологическому пороку, обусловливаю­щему патологию речи, обычно присоединяются элементы педагогической запущенности ребенка и неиспользова­ние резервных возможностей мозга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...