Оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как
Уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками»6.
«Традиционный Ислам»
Это еще один термин, который так не дает покоя. Что значит «традиционный Ислам»? Упоминается ли он где-то в Коране, Сунне пророка, мир ему, в книгах наших имамов, как абу Ханифа, Шафии, Малик, Ахмад? У них был Ислам как религия от Аллаха, полная, завершенная, ею доволен сам Господь, ее исповедовал сам пророк Аллаха, мир ему, благородные сподвижники. Так сказать «обычный Ислам». Почему мы, мусульмане не имеем право просто исповедовать Ислам, с которым пришел посланник Аллаха?! Исповедовать Ислам, который содержится в Книге Аллаха и в хадисах Его пророка, в тех трудах, которые передали нам сподвижники, таби’ины, наши 4 имама!? Кто сказал о таком Исламе как «традиционный» и чем он отличается от Ислама в Египте, от Ислама в Иордании, от Ислама в Малайзии? Разве мусульмане не одна умма?
На эти вопросы сторонники «традиционного Ислама» никогда не смогут внятно ответить, а их ответы будут против них же самих. Единственное отличие «традиционного Ислама» от просто Ислама, или как сказано на сайте ДУМ РТ «салафитского Ислама» - это адаты. То есть по сути человек, исповедуя Ислам, следуя в этом Корану, Хадисам, пониманию сподвижников, имамов нашей общины, прибавляет к ним адаты татар, предположим, становится «традиционником». Но что делать, если эти традиции будут противоречить заповедям Корана, Хадисам? Ответ: мы отбросим то, что добыто людьми, устремившись к тому, что даровано Аллахом. Если так, то тогда к чему этот обман в отношении разногласия? Ведь салафиты не отрицают традиций определенного народа или местности, главное чтобы они не
противоречили самой религии, чтобы это не было узакониванием каких-то обрядов поклонения, праздников, повелений, которые не имеют место в Исламе, более того подпадают под запрет Аллаха и Его посланника. Более того, мы всегда повторяем наше шариатское правило: «Обычаю отдается предпочтение, если оно не противоречит самому шариату». Имам аль-Къарафи, приведя этот аят, сказал: “Любая вещь, на которую указывает обычай, имеет преимущество”7.
Сура аль-Худжират, 11
Шейх Ибн аль-Къайим «ар-Рауда аль-мухиббин» говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее и одевает ее в соответствии с традицией”. Что касается Сунны, то и в ней содержится указание на законность обычаев и традиций. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала :“Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»" 8. Перечисляя пользы данного хадиса, имам ан-Науауи сказал: “Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации” 9. Имам аль-‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая” 10. Также из числа доводов на приемлемость обычаев, это известное высказывание Ибн Мас’уда: “Что считают мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” 11
Итак, мы видим, что убеждения Ислама поддерживает традиции и обычаи местности, в которой живут мусульмане, но при условии, чтобы он не противоречил Законам Аллаха, чтобы был понятным и общеизвестным, и чтобы эта традиция была актуальна, а не та,
которую уже забыли и отодвинули далеко в прошлое. Имам ас-Сархаси сказал: “Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчет!” 12. Следовательно, к обычаям и традициям мы обязаны подходить согласно Исламу, а не увязывать религию Бога с традициями, даже если они противоречат велениям Аллаха. Тогда мы смело можем говорить: «Ислам, который поддерживает традиции», но не «традиционный Ислам», что будет, учитывая вышеизложенные пояснения, правильной трактовкой.
Салафиты
В последнее время часто приходилось слышать такую формулировку: «Ваххабиты- террористы-салафиты»13, или «салафиты-ваххабиты» и т.п. Но ведь эти термины не равнозначны. И если взять определение террориста, как того, кто совершает произвол, переступает границы, убивает не по праву, взрывает не по праву, то это противоречит убеждениям Ислама, с которым пришел посланник Аллаха, мир ему, и которого придерживались и придерживаются ученые-саляфы во все времена.
См. “аль-Фурукъ” 3/194. Приводят хадис имам аль-Бухари 5364, Муслим 1714. 9 См. “Шарх Сахих Муслим”, 2/8. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/61. 11 Приводят хадис имам Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили имамы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани. См. “аль-Мабсут” 1/146. 13 Такое сравнение было сделано впервые на передаче «7 Дней», в 2010 году, и имеет место до сих пор в средствах массовой информации.
Что же касается ваххабита, то его определение очень размыто, и не один известный мусульманский ученый не говорил о том, что есть такая секта или течение. О ваххабизме часто любят заявлять сторонники искаженного Ислама, к примеру, шииты, суфисты, которые отстаивая свои новшества и ересь, обвиняют несогласных с ними этим знакомым нам термином.
В этой главе, мне хотелось бы вкратце изложить убеждения салафитов, и указать на их прямую приверженность к учению посланника Аллаха, мир ему, учению сподвижников и 4- х известных имамов этой общины. Более этого, учение «салафизм» есть учение, основанное на Коране и Сунне нашего пророка, на понимание его сподвижников. И поэтому следование ему считается строгое
следование религии Аллаха. Термин «салаф», «салафия», «салафизм» имеет один корень «салафа», что означает предшествовать. Ибн Манзур сказал: “«Ас-Саляф», «ас-салиф», «ас-сальфа» – предшествовавшая община”14. Что касается шариатского определения слова «саляф», то Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом 15 саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”16. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины, да будет доволен ими Аллах. И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на пути саляфов. То есть по пути призыва «салафии». И великие ученые не стеснялись этого термина, т.к. причисления себя в убеждениях, словах и делах, к «салафии» есть дело благое, желаемое. Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно”17. Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”18. Следование Сунне пророка в убеждении, словах и делах – это и есть путь саляфов. А оставление этого пути – есть путь приверженцев своих страстей, сект и течений. Известные ученые-таби’ины (последователи сподвижников пророка), такие как Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”19.
См. “Лисануль-араб” 6/330.
Здесь и в других местах под словом “мазхаб” подразумевается “путь”. 16 См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20. См. “аль-Ансаб” 3/274. См. “ас-Сияр” 6/21. Приводит имам аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90.
Сам посланник Аллаха, Мухаммад, наш любимый пророк, мир ему, узаконил использование и наречения себя этим термином «саляф», «салафит», сказав своей дочери Фатиме: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя»20. Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!”21.
Что касается великих имамов нашей общины, как абу Ханифа, Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, то все они были нашими салафами, а сами в свою очередь следовали за салафами, которые были до них, и как раз такое следование и есть «салафия». Имам аз-Захаби, который написал множество книг, посвященных биографиям ученых, не раз, описывая кого-либо из них, называл его саляфитом. Так, например, об имаме Ибн Салляхе он сказал: “Он был саляфитом, с правильным вероубеждением, который отдалялся от философов и верил в то, что пришло в текстах Корана и Сунны без рассуждений и преувеличений”22. Об имаме ад-Даракъутни он сказал: “Этот человек никогда не заходил в философию, не спорил относительно этого и был саляфитом”. См. “ас-Сияр” 16/457. Относительно аль-Уазира ибн Хубайры имам аз-Захаби писал: “Он был саляфитом, асаритом23”24. Хафиз Ибн Хаджар о биографии Ибрахима ибн ‘Умара ибн Ибрахима ибн Халиля аль- Джа’бари сказал: “Ибн Рафи’ говорил о нем: “Он был знающим отрасли религиозных наук. И когда он писал о себе, то писал, что он саляфит”, а когда Ибн Рафи’ спросил у него об этом, он ответил: “Это причисление себя к дороге предшественников”25. Также Ибн Хаджар относительно Мухаммада ибн аль-Къасима ибн Суфьяна, сказал: “Он лучше всех знал мазхаб маликитов в Египте, а также он был известен своей праведностью и богобоязненностью и являлся саляфитом по мазхабу”26. Хафиз Ибн Касир об Ахмаде ибн Ахмаде Ни’ме сказал: “Он имел правильное вероубеждение и был саляфитом”27. И шейхуль-Ислам Ибн Таймия очень часто употреблял этот термин. Например, он говорил: “Также из числа саляфитов были Ну’айм ибн Хаммад и аль-Бухари, автор сборника «ас- Сахих»”28. Также шейхуль-Ислам говорил: “Каждый, кто отвернулся от пророческого пути саляфии, божественного шариата, тот обязательно впадет в заблуждение!”29.
Муфтий КСА, достопочтенный шейх ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, признанный
ученый, уважаемый всеми муфтиями арабских и неарабских стран говорил: “Если человек искренне относит себя к саляфитам или асаритам и действительно является одним из них, то мы
Хадис приводит имам Муслим 2/234. Ибн Абу Хатим 2/356. 22 См. “Тазкиратуль-хуфаз” 4/1431. 23 Следующим за асаром – за сообщением от пророка или его сподвижников. 24 См. “ас-Сияр” 20/426. 25 См. “ас-Сияр” 20/426. 26 См. ”Лисануль-мизан” 5/448. 27 См. “Табакъату-шшафи’ия” 2/938. 28 См. “Дар ат-та’аруд” 1/244. 29 См. “Дар ат-та’аруд” 5/356.
не имеем ничего против этого. Наши праведные предки говорили так же: «Такой-то саляфит» или «такой-то асарит». Такой вид самовосхваления необходим и даже обязателен!”30.
Подводя итог в определении термина «салафит», можно уверенно сказать, что такое термин является законным, путь «салафов» (праведных предшественников), среди которых сподвижники пророка, таби’ины, имамы, как абу Ханифа, Шафии, Малик и другие, является путем мусульман, а приверженность к «салафии» есть приверженность к Исламу. И не правильно сравнивать истинных приверженцев этого пути с неправомерными действиями с точки зрения Ислама отдельно взятых мусульман, которые переходя границы религии, оставляя наставления ученых этой общины, совершают теракты, убийства нарушая спокойствии и безопасность уммы. И крайне не красиво когда невежественные в Исламе люди, или попросту не мусульмане, пишут о том, что якобы салафисты пытаются завладеть геополитическим полем Поволжья и т.п. Призыв Ислама – это призыв пути салафов (праведных ученых прошлого) во главе которых сам посланник Аллаха. И это призыв – призыв к поклонению Одному лишь Творцу, следование за Его посланником, к миру, к благу.
Теперь вернемся к термину «ваххабит», и к его трактовки некоторыми несведущими в религии людьми. Вот, к примеру, на многих сайтах в интернете идет обсуждение догматов «ваххабизма» где говорится, что основные их догматы: 1 - Строгое соблюдение принципа таухида; 2 - Отрицание новшеств в религии (бид’а); разделение понятия новшества на языковое и религиозное 3 - Критика всеобщего таклида (следование какому-либо одному мазхабу (школе Исламской правовой мысли)). 4 - Признание понимания саляфов («праведных предков») как единственно правильного в толковании атрибутов и имён Аллаха (отрицание иносказания в таких атрибутах как «йад» (рука), то есть утверждение, что все атрибуты Аллаха должны толковаться «как есть» без иносказаний и без уподобления сотворённому).
Да, но ведь это и есть убеждения Ислама, которое оставил нам посланник Аллаха, мир ему. Зачем же описывать этим «ваххабитов», которых, по сути, нет?! Это вероубеждение сподвижников, а те, кто выходят за рамки этого, попадают в радикализм, сектантство, выходят за рамки предписания Господа Миров. Единобожие – это поклонение Творцу Одному лишь, уединение Его в господстве, божественности, именах прекрасных и совершенных качествах. Это то, к чему призывает Коран и Сунна. Аллах Всевышний говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» 31. И когда нарушается следование этому принципу, человек попадает в многобожие, которое не прощается Аллахом: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|