Рынок как объект комплексного и системного исследования. Несовершенства рынка
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известной мере объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух таких аспектах: во-первых, рынок – это не только место и процесс купли-продажи, т.е. обмена товара на деньги или товара на товар. Рынок – это одновременно система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающих при покупке и продаже товаров. Такие отношения, являясь «невидимыми» для глаз, носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность или значимость труда изготовителя товара получает свое окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на какой-либо другой товар). Если этого не происходит, то такой товар и труд, затраченный на его изготовление, оказываются ненужными и бесполезными. Отсюда следует, что рынок представляет собой сферу отношений обмена между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием затраченного труда на создание вещи (услуги).
Условия возникновения рынка: 1. Разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы наблюдаем такую форму обмена как бартер - простейшую форму обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов. 2. Самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.
3. Самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). 4. Свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка: – стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития; – повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы; – формирует такую структуру хозяйства, которая отвечает потребностям и запросам потребителя; – в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, в которой каждый занимает свою нишу; – многовековой опыт использования рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества; – рынок обогащает часть населения. Однако рынок нельзя идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества: – как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в этой системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики. Одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен;
– рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость и вещественных ресурсов и трудовых. Безработица – неизбежный спутник рынка; – рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке; – рынок не учитывает влияния так называемых отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы; – рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т.п.). Рынок учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не учитывает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полезность их благ и услуг; – рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественною порядка, воспитание детей и т. п.); – рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения; – рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.; – рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Все это позволяет сделать вывод, что рыночный механизм нуждается в регулировании, непрерывном совершенствовании и корректировке. Эффективное функционирование рынка возможно при соблюдении ряда условий: 1. Необходим реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной, коллективной, государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности, как результата различной комбинации названных выше форм. 2. Эффективность функционирования рынка обусловлена способностью разных субъектов предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий (в том числе олигополий) снижает эффективность саморегулирующих механизмов функционирования рынка.
3. Наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические тенденции. 4. Существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством. 5. Наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность 6. Важен факт наличия конкурентной борьбы между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7–8 субъектов, поскольку наличие 1–2 субъектов означает монополию, а 3–9 – олигополию. 7. Необходим развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи: средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности, услуг, различных видов ценных бумаг, денег, недвижимости, предметов потребления и т.д. 8. Необходимо наличие рыночной инфраструктуры, т.е. определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу различных объектов собственности. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура рынка определяется: – функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная); – структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов; – особенностями сферы товарного обращения; – уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства; – видами торговли. Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты. Основные виды рынков подразделяются на субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).
Основные факторы сегментации рынка в РФ: 1. Географические: по регионам – Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; по административному делению – республика, край, область, район, город; по плотности населения – город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям – умеренно–континентальный, континентальный, субтропический, морской. 2. Демографические: группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу – научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу. 3. Психографические: группировка населения по социальному составу – с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни – богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам – амбициозные, авторитарные, импульсивные. 4. Поведенческие: приобретение товаров имеет случайный характер; поиск выгод при покупке товаров – изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте – необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции – положительное, безразличное, негативное. По мере становления и развития рыночных отношений формировался и его механизм. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах: а) принцип маржинального (предельного) анализа; б) принцип издержек альтернативного выбора; в) принцип экономической рациональности. На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенности рынка товарами, изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется относительно плавно, что обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику (на предложение или спрос). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения. Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший с гарантированным доходом, хотя он будет и наименьшим. Отсюда следует, что выбранный таким образом вариант не является худшим из возможных, не обеспечивающим доход предпринимателю. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющихся ресурсов. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в виде минимально допустимой величины прибыли. В этих условиях фирмы стремятся к максимизации прибыли, а потребители – к максимальному улучшению благосостояния при ограниченном использовании своих капиталов. Построение рыночной экономики на указанных принципах позволяет достигнуть равновесного состояния, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения и рыночных цен. Элементами рыночного механизма являются: а) цены; б) спрос и предложение; в) конкуренция. Рассмотрим каждый из элементов. 1. Рыночные цены – это цены, по которым осуществляется продажа товаров и услуг. Они складываются стихийно в зависимости от спроса и предложения. Вместе с тем, основу цены составляет стоимость товара, определяемая общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена товара практически никогда не совпадает со стоимостью – она может быть выше или ниже его стоимости. Это определяется предложением товаров и платежеспособным спросом на них. Роль цены в рыночном механизме огромна. 2. Следующим элементом рыночного механизма являются спрос и предложение. Спрос – это потребности людей в товарах и услугах, предъявляемые на рынке. Эти потребности не ограничены. Рынок же всегда интересуют не спрос как таковой, а платежеспособный спрос предприятий и населения, то есть, какой денежной суммой располагает потребитель. Платежеспособный спрос ограничен величиной заработной платы и доходов населения и доходами предприятий (фирм). Взаимосвязь спроса и цен выражается понятием эластичности, а именно: насколько изменится спрос на определенный товар, если изменится на него цена. Для разных товаров она (эластичность) не одинакова. Например, на товары первой необходимости, от которых зависит физическое выживание людей, спрос мало зависит от цены (неэластичный спрос); на другие товары спрос с повышением цены падает (слабо эластичный, эластичный спрос). Предложение – это совокупность товаров, готовых к продаже. Взаимосвязь предложения и цены в целом обратная, а именно: чем выше (больше) предложение, тем ниже цена товара или услуг. Спрос и предложение взаимосвязаны. Спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос. Взаимосвязь спроса и предложения определяется посредством цены. Спрос и предложение – две противоположные силы, которые вызывают рост или падение цены, колебания рыночной цены вокруг стоимости. Связь спроса и предложения с ценой образуют механизм, с помощью которого реализуется действие закона спроса и предложения. 3. Следующим элементом рыночного механизма является конкуренция – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Она охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок. Конкуренция – важный инструмент экономических связей между производителями и потребителями, мощный двигатель производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|