Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие права международной безопасности и коллективная безопасность СНГ.




РЕФЕРАТ.

ПО МЕЖДУНАРОДНО-ПУБЛИЧНОМУ ПРАВУ.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ.

 

                                                                                          

 

                                                                            

 

Выполнил:

студент четвертого курса

юридического факультета

группы № 402

Шаповалов Роман Юрьевич.

Проверил:

КоЗЗЗлов Александр Павлович.

 

Санкт-Петербург 2003.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3-4

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ

НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ …………………………………….. 5-26

ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СНГ………………………………5-8

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ БАЗ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………… 8-11

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ДИСЛОКАЦИИ

ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………….. 11-16

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЕГОТОВНОСТИ,

ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………… 16-21

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ

ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВОЕННЫХ БАЗ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………… 21-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….28-31

ВВЕДЕНИЕ.

Согласно Концепции Национальной Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)[1], интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства, ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Кроме того, в соответствии со Стратегическим курсом Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 940)[2] особая заинтересованность в развитии отношений с государствами ближнего зарубежья предопределяет — в случае обоюдной заинтересованности сторон — создание российских военных баз и там.

В настоящее время в странах СНГ расположено около 30 военных баз, отдельных военных объектов, испытательных полигонов, арсеналов, аэродромов, складов, отдельных частей, соединений и т.п.[3] Общая численность военных группировок РФ в странах ближнего зарубежья — около 125 тыс. солдат и офицеров. Из них 25 тыс. входят в состав зарубежных групп Федеральной пограничной службы России и около 100 тыс. — в состав миротворческих контингентов стран Содружества или размещены на военных базах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует богатый опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности 1992 года, Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ 1994 года, Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве, двусторонних соглашениях государств-участников.

В данной работе, я, в соответствии с тем опытом, который имею как студент 4 курса юридического факультета, действующим законодательством Российской Федерации, международными соглашениями, и научными исследованиями в области международного права, попытаюсь рассмотреть, насколько мне позволят рамки реферата, вопросы функционирования военных баз Российской Федерации на территории стран участников Содружества Независимых Государств.

Хотелось бы отметить, что используемый мной в данном реферате Научно-технический центр правовой информации “Система” (http://www.systema.ru/) в соответствии с Указами Президента от 5 апреля 1994 года № 662, от 9 августа 1994 года №1664 и от 23 мая 1996 года № 763, представляет в Интернет банк данных правовых актов. Тексты правовых актов НТЦ "Система" получает из соответствующих служб и подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Тексты Федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система", являются ОФИЦИАЛЬНЫМИ.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ.

ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СНГ.

Проблема обеспечения всеобщего мира и международной безопасности по-прежнему является одной из центральных в современных международных отношениях. Ее основы заложены в Уставе ООН и получили развитие в концепции всеобъемлющей международной безопасности, закрепленной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 года и 7 декабря 1987 года “О создании всеобъемлющей системы международного права и безопасности” а так же в резолюции от 7 декабря 1988 года “Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН”. Смысл этой концепции заключается в том, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы способствовала установлению устойчивого, безопасного и ненасильственного мира.

Всеобъемлющий характер международной безопасности предполагает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов – политических, военных, экономических, гуманитарных, экологических, финансовых, информационных и др. Такой комплексный подход требует развития и укрепления всей системы международного права, социальное назначение которого заключается, прежде всего, в содействии международному миру и обеспечению международной безопасности и мирных отношений между государствами.

Такое понимание позволяет говорить о праве международной безопасности в широком и узком смысле. Право международной безопасности в широком смысле – совокупность международно-правовых норм, направленных на поддержание международного мира и обеспечение безопасности в самых различных областях - политической, военной, экономической, гуманитарной, экологической, финансовой, информационной и др.

Говоря о праве международной безопасности в узком смысле можно выделить принципы и нормы, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и безопасности в военной и политической областях.

К основным принципам этой отрасли права следует относить: принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип невмешательства в о внутренние дела, принцип мирного разрешения международных споров, принцип разоружения, принцип ответственности государств за агрессию, принцип неделимости безопасности и принцип равной безопасности.

Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности весьма разнообразны. Их можно подразделить на средства укрепления мира, средства поддержания мира и средства восстановления мира.[4]

Составными частями права международной безопасности являются универсальная и региональная системы коллективной безопасности, разоружение и меры по укреплению доверия.

Коллективная безопасность – это система коллективных мер, принимаемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. В более упрощенном виде это – одна из форм борьбы государств против агрессии.[5]

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций. В соответствии с п. 1 ст. 1 Устава[6] Организации Объединенных Наций главной целью ООН является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена “принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира”.

Кроме того, глава VIII Устава ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполнятся следующие условия:

Ø действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

Ø ни какие принудительные меры не должны приниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

Ø все местные споры, возникающие между государствами какого – либо региона, должны решатся только мирными средствами;

Ø Совет Безопасности ООН должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намеченных в рамках региональных соглашений;

Ø любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Региональной организацией коллективной безопасности на Евроазиатском континенте является Содружество Независимых Государств (СНГ). Правовой основой коллективной безопасности в рамках СНГ являются: Устав СНГ 1993 года[7], Договор о коллективной безопасности 1992 года, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ.[8]

В соответствии со ст. 12 Устава СНГ в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости Вооруженных Сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

На основе Договора о коллективной безопасности от 1992 [9] года создан Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств участников Договора и главнокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консультации с целью координации позиций государств участников в случае возникновения угрозы безопасности, рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной государству жертве агрессии, принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.

В 1995 году СКБ утвердил Концепцию Коллективной Безопасности [10] участников Договора о коллективной безопасности 1992 года (Азербайджан не подписал решение о Концепции), в которой были выделены приоритетные направления сотрудничества государств для укрепления коллективной безопасности: разоружение; меры доверия; охрана внешних границ; развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира; поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность и т.д. (п.1 Концепции).

В соответствии со ст. 16 Устава СНГ государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

Согласно ст. 1 Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств [11] в целях урегулирования таких конфликтов предусмотрено создание Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, основными задачами которых является:

Ø разъединение конфликтующих сторон;

Ø наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня или  перемирия;

Ø контроль за соблюдением договоренностей о разоружении противоборствующих сторон;

Ø создание условий для мирного урегулирования возникающих споров и конфликтов;

Ø содействие обеспечению прав и свобод человека;

Ø оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или стихийных бедствий.

Группа по поддержанию мира пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах объединенных Наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года. Исходя из этого, Правительство принимающего Государства признает право Группы по поддержанию мира ввозить без ограничений оборудование, продовольствие, предметы снабжения и другие товары, которые предназначаются исключительно для официального использования Группой (ст. 5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года [12]).

По итогам развернутых в рамках СНГ миротворческих операций стало очевидно, что не отработана система оперативного руководства операциями. Хотя вместе с тем СНГ представляет собой организацию, которая, взаимодействует с ОБСЕ, может и должна быть конструктивным элементом системы общеевропейской безопасности.[13]  

      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...