Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы функционирования военных баз Российской Федерации.




Военные базы — это специально оборудованные в этом отношении районы, используемые государством для расположения своих вооружённых сил применительно к предполагаемым или возникшим театрам военных действий.[14] Их правовой статус на иностранной территории — это комплекс норм международного и внутригосударственного права, который определяет порядок и условия создания таких баз, их использования, а также регулирует возникающие при этом отношения субъектов, связанных с существованием и функционированием военной базы.

Такого рода нормы есть не что иное, как права и обязанности, которыми наделены командиры (начальники) военных объектов на территории иностранного государства. Они выступают в качестве субъектов правоотношений от имени аккредитирующего государства. С другой стороны, определёнными правами и обязанностями по отношению к военным базам обладают и государства, на территории которых они размещены, — в лице уполномоченных на то компетентных органов. Важно отметить, что права и обязанности объединены в единую систему правоотношений посредством закрепления юридической ответственности за нарушение рамок возможного или должного поведения участников.

Таким образом, правовой статус юридически определяет положение военной базы на иностранной территории. Понятия "правовой статус" и "правовое положение" по большей части рассматриваются как равнозначные, законодательство и юридическая практика не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле.[15] Однако "правовой статус" — всё-таки более широкое понятие, включающее в себя права, обязанности и ответственность субъекта правоотношения, а "правовое положение" ограничено лишь совокупными правами и обязанностями такого субъекта.

Правовой статус военной базы на иностранной территории — это сложная юридическая категория, отражающая весь комплекс её связей с государством пребывания и своей страной. В структуру этого понятия могут быть включены следующие элементы: правовые принципы; основные права и обязанности; юрисдикция в отношении персонала; привилегии и льготы; юридическая ответственность.

Одно из условий обладания правами и обязанностями — гражданско-правовая принадлежность военной базы и политико-правовое состояние её персонала. Этим определяется юридическая принадлежность имущества (инфраструктуры) и физических лиц к тому или иному государству. Выступая в юридической форме, она получает правовое выражение в институтах права собственности и гражданства, нормы которых определяют условия и порядок их приобретения, утраты и т.д.

Определение объёма прав и обязанностей для государства, создающего военную базу, и персонала, её обслуживающего, является делом, прежде всего, внутренней компетенции той страны, на территории которой должна разместиться база. Это обусловлено принципами суверенности каждого государства, недопустимости чьего-либо вмешательства в его внутренние дела. Однако это не значит, что его права не ограничены: в отношении иностранной военной базы государство пребывания должно исходить из принципов международного права, а также норм международных договоров, в соответствии с которыми такие базы и создаются.

Наибольшее значение имеют принципы: взаимного уважения государственного суверенитета и независимости; равноправия и невмешательства во внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод; добросовестного выполнения обязательств и др. Кроме того, следует учитывать и специальные принципы, действующие в данной области.[16]

1. Принцип ограниченной (специальной) юрисдикции государства пребывания в отношении военных баз и их персонала. Он закреплён в международных договорах и нормативно-правовых актах государства. Военные базы на территории иностранного государства реализуют интересы другого государства и поэтому ограждены от вмешательства властей страны пребывания — хотя и не в такой форме, как в случае действия, скажем, дипломатического иммунитета. К примеру, Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия [17] требует согласования с компетентными органами страны пребывания планов и мероприятий по оперативной и боевой подготовке, перемещению военной техники на полигоны, учебные поля и стрельбища, осуществлению полётов воздушных судов в интересах военных баз и т.п.

2. Государство, в собственности которого находится военная база и гражданами которого являются её сотрудники, имеет право на их защиту. Вопрос в том, когда и каким образом может осуществляться это право. “Каждое государство, — считает Л. Оппенгейм, — может использовать своё право защиты, если кому-либо из его граждан причинён ущерб за границей в отношении его личности или его имущества независимо от того, причинён ли этот ущерб самим государством, на территории которого в данное время находилось это лицо или имущество, либо должностными лицами или гражданами этого государства в том случае, если государство не вмешивается с целью возмещения причинённого ущерба”.[18]

Вероятно, такой подход вполне оправданно применить к государственной собственности за границей, имуществу зарубежных государственных органов, в том числе и военных баз. Мы уже отмечали некоторое сходство статуса военных баз и дипломатических представительств. Вопросы возмещения ущерба, причинённого имуществу военных баз, также могут решаться в порядке, аналогичном тому, который установлен дипломатическим правом.

3. Принцип обеспечения неприкосновенности военных баз, а также безопасности их персонала, получив достаточно широкую договорную и законодательную регламентацию, создаёт условия для согласованного взаимодействия компетентных сторон — органов прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности, военных ведомств и других административных структур.

Так в соответствии со ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики [19] компетентные органы Сторон непосредственно сносятся между собой с ходатайствами о передаче дел, материалов, проведении оперативно розыскных или процессуальных действий по конкретным уголовным делам, а также с просьбами об оказании иной правовой помощи. Такие просьбы будут рассматриваться благожелательно.

Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующие санкции прокурора, осуществляются через генеральные прокуратуры Сторон в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...