Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности правового положения лиц входящих в состав военных баз Российской Федерации.




Ещё одна сфера правового регулирования — это внутренняя жизнь военной базы. Её материально-техническое обеспечение и торгово-бытовое обслуживание осуществляются на долевом выделении российской стороной и правительством страны пребывания фондов в объёмах и номенклатуре, согласованных сторонами. Командование базы взаимодействует с соответствующими государственными органами, заключает договоры с юридическими и физическими лицами страны пребывания о торгово-бытовом обслуживании военных объектов, организации поставок товаров первой необходимости и продуктов питания.

Рассматривая статус военных объектов (баз) Российской Федерации на территории иностранных государств, нельзя не учитывать особенностей правового положения лиц, входящих в их состав. Действующие соглашения относят к ним: военнослужащих Российской Федерации, проходящих военную службу на российских военных базах; гражданский персонал — граждан Российской Федерации, работающих на российских военных базах; лиц, командированных российской стороной на российские военные базы; членов семьи — супругов, детей и близких родственников, проживающих совместно с лицами, входящими в состав российских военных баз, и находящихся на их иждивении.

Практика правового регулирования положения названных лиц показывает, что эти категории никак, по сути дела, не учитываются при установлении к ним пределов юрисдикции государства пребывания. Общее правило гласит, что по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых на территории государства пребывания лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами их семей, применяется законодательство и действуют компетентные органы этого государства.* Но практически все соглашения предусматривают ограничение юрисдикции государства пребывания — в зависимости от места совершения противоправных действий и объекта преступных посягательств.[40] Так, в соответствии со ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории республики Армения [41] юрисдикция Армении не распространяется на правонарушения и преступления, совершённые лицами из состава российской военной базы и членов их семей на территории базы, против Российской Федерации или лиц этой базы и членов их семей, а также по делам о воинских преступлениях.

Чтобы установить полную ясность в распространении юрисдикции страны пребывания на служащих российской военной базы, приведу ещё одно положение из названного Соглашения с Арменией: “При обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции Республики Армения, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Армения. Дела в отношении лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц по  соглашению между компетентными органами Сторон выделяются в отдельное производство и передаются Российской Стороне” (ст. 6).

Очевидно, что это означает полный ("абсолютный") иммунитет лиц российских военных баз от юрисдикции государства пребывания. В то же время последние слова в приведённой статье — "...передаются российской стороне" — должны трактоваться таким образом, что эти лица, совершившие противоправные действия в отношении страны пребывания, не освобождаются от ответственности по законодательству Российской Федерации. И в таком случае, вероятно, следует иметь в виду не только возможность передачи юрисдикции одного государства другому в отношении того или иного правонарушения, но и возможность изменения юрисдикции в тех случаях, когда за одно и то же правонарушение в этих странах предусмотрены различные виды наказания.[42]

Однако не все страны, где расположены российские военные базы, предусматривают такой объём иммунитетов для лиц, входящих в их состав. К примеру, по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия [43] для лиц входящих в состав военной базы устанавливается “относительный иммунитет”. Так в соответствии со ст. 13 вышеуказанного Соглашения они могут быть арестованы в местах дислокации воинского формирования уполномоченными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов грузинской стороны. Кроме того, в соответствии со ст. 14 Соглашения юрисдикции Грузии подлежат дела по обвинению таких лиц в совершении нескольких преступлений, если хотя бы одно из них подлежит юрисдикции грузинской стороны, а также по обвинению группы лиц, если хотя бы один из обвиняемых подлежит юрисдикции Грузии.

Лица, входящие в состав персонала военных баз, по Соглашению с Грузией (ст. 10) пользуются иммунитетом от её юрисдикции только в двух случаях: в отношении действий, совершённых в местах дислокации или при исполнении служебных обязанностей, и в отношении действий, совершённых против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а также по делам о воинских преступлениях. По делам о преступлениях такого рода, а также преступлениях, совершённых на территории российских военных баз неустановленными лицами, применяется законодательство Российской Федерации, действуют её компетентные органы.*

Соглашения предусматривают также и порядок осуществления юрисдикции. Если в пределах российской военной базы требуется выполнить процессуальные, оперативно-розыскные, следственные или иные действия по делам, подпадающим под юрисдикцию страны пребывания, то эти действия могут выполняться её компетентными органами совместно с компетентными органами Российской Федерации по письменному запросу компетентных органов страны пребывания, если их проведение не противоречит законодательству Российской Федерации.

При необходимости выполнить такого рода действия по делам, подпадающим под юрисдикцию Российской Федерации, вне территории военной базы они совершаются компетентными органами страны пребывания по письменному запросу российской стороны, если их проведение не противоречит законодательству страны пребывания. По согласованию с местными властями российские представители могут принять участие в этих действиях.

Компетентные органы Российской Федерации и страны пребывания на взаимной основе в рамках действующих соглашений и Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. оказывают друг другу правовую помощь в этих областях и по делам об административных правонарушениях.

Правовое положение военнослужащих во время прохождения ими службы на территории иностранного государства, а также членов их семей удостоверяется, как правило, видом на жительство. Согласно действующим соглашениям, персонал российских военных баз и члены их семей пользуются всей полнотой гражданских, социально-экономических и личных прав и свобод — в соответствии с нормами международного права и действующим законодательством страны пребывания, как и её собственные граждане.[44] Так, согласно ст. 22 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины [45] лица, входящие в состав воинских формирований, и члены их семей имеют равные с гражданами Украины права на обучение в учебных заведениях общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, прием в детские дошкольные учреждения, а также на охрану здоровья и другие виды социального обслуживания. В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о медицинском обеспечении военнослужащих и гражданского персонала воинских частей вооруженных сил российской федерации на территории Киргизской Республики, а также членов их семей [46] Киргизская Сторона обеспечивает оказание всех видов медицинской помощи военнослужащим воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированным на территории Киргизской Республики, в военно-лечебных учреждениях Вооруженных Сил Киргизской Республики в соответствии с законодательством, применяемым к ее Вооруженным Силам.

Медицинская помощь военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации оказывается в гражданских учреждениях местных органов здравоохранения Киргизской Республики бесплатно при отсутствии по месту службы или проживания военнослужащих воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации военно-лечебных учреждений Вооруженных Сил Киргизской Республики и в неотложных случаях.

Медицинская помощь членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Киргизской Республики, оказывается в гражданских учреждениях местных органов здравоохранения на тех же условиях, что и гражданам Киргизской Республики.

Персонал российских военных баз и члены их семей могут свободно передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по территории страны пребывания, а также пользоваться на общих основаниях наземным, воздушным и водным транспортом в соответствии с действующим законодательством. Они, выезжая за пределы страны пребывания, сохраняют право собственности на принадлежащее им имущество — в соответствии с действующим законодательством, а полученные за него денежные средства они могут перевести на принадлежащие им вклады и активы в банковские учреждения Российской Федерации.

Военнослужащие воинских формирований обеспечиваются жилой площадью в закрытых и обособленных военных городках за счёт освобождаемой жилой площади или арендуемой командованием в соответствии с жилищным законодательством страны пребывания.[47]

Регламентация правового статуса военных баз Российской Федерации на территории иностранных государств предусматривает также и порядок разрешения споров, возникающих в связи с толкованием или применением действующих соглашений. Для этих целей создаются Смешанные комиссии, в состав которых стороны назначают своих представителей. Положение о смешанных комиссиях есть в любом Соглашении Российской Федерации, которые я использовал в рамках данного реферата. Так, в соответствии со ст. 38 Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия [48] смешанные комиссии действуют на основании принятого ими регламента. Собираются данные комиссии на свои заседания, как правило, по мере необходимости. Если комиссия не может разрешить переданный ей на рассмотрение вопрос, он должен быть урегулирован по дипломатическим каналам в возможно короткий срок. Местом нахождения смешанной комиссии, как правило, является столица страны пребывания российской военной базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Правовое регулирование вопросов российского военного присутствия в странах СНГ — это определённый шаг в развитии более эффективного механизма поддержания стабильности в регионе, оказания помощи национальным вооружённым силам в повышении обороноспособности, обеспечении национальных интересов государств Содружества. В то же время достижение реальных результатов в этой области сотрудничества во благо, а не в ущерб интересам России потребует ещё больше политической воли, значительной теоретической и законодательной работы.

Самым значительным и позитивным шагом в области сотрудничества в военной области между странами СНГ в последнее время, безусловно, можно считать открытие российской военной авиабазы в Канте (Киргизия). Соглашение об этом было подписано Министрами обороны двух стран Сергеем Ивановым и Эсеном Топоевым 22 сентября 2003 года.

   Здесь разместились 12 штурмовиков Су-25 и многоцелевых истребителей Су-27, два транспортных самолета, пара вертолетов Ми-8 и 700 военных специалистов. Пожалуй, это первый за последние годы случай, когда Россия не закрывает, а открывает военную базу за рубежом. И это не может не радовать.

   Как и для России, для Киргизии создание российской авиабазы событие достаточно значимое. Как отметил Эсен Топоев, "размещение в Киргизии авиабазы позволит укрепить обороноспособность республики и будет содействовать техническому переоснащению армии, а также продемонстрирует возможности взаимодействия стран СНГ в рамках Объединенной системы ПВО". [49]

   Хотелось бы надеяться, что результатом дальнейшей работы Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, станет расширение военного присутствия России в стратегически важных регионах мира, одним из которых является Евроазиатский континент. 

   Отмечу также, что в рамках данной работы не представляется возможным подробно рассмотреть все аспекты выбранной мной темы, поэтому я остановился на основных, на мой взгляд, самых важных вопросах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Колосов Ю.М. Международное право. М.: Издательство “Международные отношения”. 2000.

2. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ООО “ТК Велби”. 2003.

3. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. 1949.

4. Словарь международного права. М., 1986.

5. Шерпаев В.И. Сотрудничество стран СНГ: военно-правовой аспект // Московский журнал международного права. 1998. № 1.

6. Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6.

7. Михеев С.П. Отпуск в Гудауте за свой счет // Информационный сайт политических комментариев http://www.politcom.ru/. 02.07.2001.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года (вступил в силу 24 октября 1945 года). (Источник: http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций).

2. Венская Конвенции о Дипломатических Сношениях от 18 апреля 1961 года. (Источник: http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций).

3. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года. (Источник: http://cis.minsk.by/ - Исполнительный комитет СНГ).

4. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

5. Концепция Коллективной Безопасности государств участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

6. Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

7. Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия от 15 сентября 1995 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

9. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о порядке обеспечения связью российских военных баз на территории Грузии от 19 марта 1996 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия от 1993 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о порядке пропуска воинских эшелонов воинских формирований Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, боевой техники, отдельных подразделений и команд, о порядке перевозки и транзита иных воинских грузов через государственную границу Республики Грузия и о порядке и условиях предоставления таможенных и налоговых льгот от 1993 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о порядке и условиях совместного использования учебных центров, полигонов, стрельбищ, предприятий, аэродромов и портов воинскими формированиями Российской Федерации и Вооружёнными Силами Республики Грузия от 1993 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Российской Федерации и Республики Белоруссия в интересах обеспечения безопасности государств от 16 октября 1998 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории республики Армения от 29 августа 1997 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

15. Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения от 29 августа 1997 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

16. Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики от 28 марта 1996 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

17. Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих вооруженных сил от 5 июля 1993 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о медицинском обеспечении военнослужащих и гражданского персонала воинских частей вооруженных сил российской федерации на территории Киргизской Республики, а также членов их семей от 13 октября 1995 года. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

19. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года. (СЗ РФ. 1999. № 31. Ст. 3991).

20. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) “О Концепции национальной безопасности Российской Федерации”. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

21. Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств” от 14 сентября 1995 г. № 940. (Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ:

1. http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

2. http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций.

3. http://cis.minsk.by/ - Исполнительный комитет СНГ.

4. http://www.gazetasng.ru/ - Газета СНГ. Все о сотрудничестве Независимых Государств.

5. http://www.ng.ru/ - Независимая Газета.

6. http://www.politcom.ru/ - Информационный сайт политических комментариев.

7. http://www.strana.ru/ - Национальная информационная служба Страна.Ru.


[1] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[2] Там же.

[3] Шерпаев В.И. Сотрудничество стран СНГ: военно-правовой аспект // Московский журнал международного права. 1998. № 1. С. 54.

[4] Колосов Ю.М. Международное право. М.: Издательство “Международные отношения”. 2000. С. 362.

[5] Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ООО “ТК Велби”. 2003. С. 355.

[6] Источник: http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций.

[7] Источник: http://cis.minsk.by/ - Исполнительный комитет СНГ.

[8] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[12] Там же.

[13] Колосов Ю.М. Международное право. М.: Издательство “Международные отношения”. 2000. С. 380.

[14] Словарь международного права. М., 1986. С. 19.

[15] Словарь международного права. М., 1986. С. 293.

[16] Вопросам исследования специальных принципов регулирования статуса иностранных юридических лиц (а в данном случае российские военные базы за рубежом являются юридическими лицами) и иностранных граждан посвящено немало работ отечественных авторов. Более подробно, например, см.: Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1985. С. 67; Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. С. 14.

[17] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[18] Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. 1949. С. 248.

[19] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[20] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[21] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 42.

[22] Михеев С. П. Отпуск в Гудауте за свой счет // Информационный сайт политических комментариев http://www.politcom.ru/. 02.07.2001.

[23] http://www.gazetasng.ru/ - Газета СНГ. Все о сотрудничестве Независимых Государств. 06.08.2001.

[24] www.strana.ru - Национальная информационная служба Страна.Ru. 9.11.2001

[25] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[26] Там же.

* К движимому имуществу военных баз относятся: штатное (табельное) имущество российских военных баз, включая все виды вооружений, боеприпасов, боевой и другой техники, а также иные материально-технические средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности и функционирования российских военных баз. (п. 5 ст. 1 Договору между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия).

[27] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[28] Там же.

[29] Там же.

[30] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 43.

* Задачи, выполняемые российскими военными базами, определяются договорённостями между сторонами, Договором о коллективной безопасности 1992 г. Непосредственно перед ними задачи ставят Президент Российской Федерации, Правительство и командование ВС РФ. При выполнении задач командование действует по согласованию и во взаимодействии с военным ведомством страны пребывания. Так осуществляется передислокация воинских формирований, входящих в состав военной базы, замена их на другие подразделения ВС России и т.д.

[31] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 43.

[32] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[33] Там же.

[34] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[35] Там же.

[36] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[37] Источник: http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций.

[38] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[39] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 43.

* К компетентным органам Р Ф, уполномоченным рассматривать дела о воинских преступлениях, совершённых лицами, входящими в состав воинских формирований, о преступлениях в пунктах дислокации воинских формирований, а также вне их пределов, совершённых в отношении Р Ф или лиц, входящих в состав воинских формирований, относятся: суды, органы прокуратуры, органы Федеральной службы безопасности, создаваемые для обслуживания воинских формирований, а также военные коменданты и командиры воинских частей (как органы дознания).

[40] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 44.

[41] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[42] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 44.

[43] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

* В практике правового регулирования статуса военных баз за рубежом, в том числе в области разграничения пределов юрисдикции, использовались и иные подходы. Например, по соглашению между США и Великобританией 1941 года об аренде территории на Бермудских и Багамских островах, Антигуа и Сент-Люсия Соединённые Штаты распространяли свою юрисдикцию и на местных жителей, совершавших противоправные действия в отношении военных баз, пользовались правом наказания их и правом требования их выдачи властям США.

[44] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 45.

[45] СЗ РФ. 1999. № 31. Ст. 3991.

[46] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[47] Свинарев В. В. Правовое положение Российских Военных баз за рубежом // Международный научный журнал “Право и Политика”. 2000. № 6. С. 45.

[48] Источник: http://www.systema.ru/ - Научно-технический центр правовой информации “Система”.

[49] Независимая газета # 202 (3034). 23 сентября 2003 г. (использовалась Интернет версия издания - http://www.ng.ru/).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...