Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. Щипачев. Глава III. Нормы литературного произношения. I. Правила литературного произношения. Произношение гласных звуков




С. Щипачев

Он

Тебе семнадцать скоро... А ему,

Кого в мечтах порою ты видала?

Он, может быть, в ночную глядя тьму,

Влезает в танк, а может, у штурвала

Забрызган черноморскою волной,

А то стоит в забое, коренастый,

А может, где-то мчат его по насту

Шесть пар собак полярною весной.

Где б ни был он, он есть на белом свете.

Сумеет тридевять земель пройти,

Чтоб не другую, а тебя найти:

Ведь он не где-нибудь — на этой же планете.

 

Глава III

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Правильное литературное произношение — одно из основных требований речевой куль­туры. Отсюда все устные выступления и особенно все виды ис­кусства, связанные с звучащей речью: театр, кино, радио, телеви­дение, эстрада и цирк, — должны утверждать и распространять единые нормы литературного произношения. Усвоение правил литературного произношения во время занятий по сцениче­ской речи является обязательным. Недопустимо, чтобы в спек­такле играли актеры, в произношении которых имеются различ­ные диалектные особенности; это нарушит речевую цельность спектакля, снизит его профессиональное звучание. Отклонение от произносительных литературных норм на сцене возможно лишь как речевая краска образа. Актер обязан своей речью вос­питывать у зрителей любовь к верному звучанию родного языка. На нем лежит ответственность за сохранение чистоты русской речи. Особенно это относится к молодым актерам, которые при­нимают эстафету от старшего поколения русских актеров.

Но язык и его произносительные нормы находятся в посто­янном движении, развитии и изменении. Одни слова уходят, по­являются новые, меняется их произношение. Остановить изме­нения в произносительных нормах невозможно. В настоящее время также имеется ряд произносительных норм, которые пре­терпевают изменения. Особенно это относится к прилагательным типа «долгий, горький, тихий» и окончаниям возвратных форм глаголов — «учусь, учился». По традиционным правилам сцени­ческой речи произносилось: долгый, горькый, тихый, а глаголы произносились с твердыми окончаниями — учус, училса. По спе­циально проведенному исследованию нашей кафедры среднее и младшее поколения в своем большинстве произносят эти окон­чания мягко. В нашей школе в учебной практике мы придерживаемся традиционных произносительных норм.

 

I. ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Произношение гласных звуков

 

1. По характеру произнесения гласных в слове мы можем го­ворить об ударном слоге, предударном и слабых слогах. В про­изношении гласная под ударением звучит более энергично и с большей длительностью. Все другие гласные в слове назы­ваются безударными. В произношении они отличаются от удар­ной большей краткостью и звучат по-разному в зависимости от того, в каком безударном слоге они стоят — предударном или слабом. Для обозначения произношения ударных и безударных гласных существуют определенные знаки, которые называются транскрипцией. Транскрипция ударных гласных соответствует их буквенному написанию, так как ударная гласная не изменяется в своем произношении:

искра, студент, театр, работа, студия, мысль, яблоко, актёр, юность, эхо[6].

Звуки А и О — а) в предударном слоге произносятся как а короткое и обозначаются знаком а: работа — работа

  совет — савет;

б) в слабых слогах произносятся как средний звук между ы и а, в закрытом слоге ближе к ы и обозначаются знаком ъ, в открытом — ближе к а:

мастерство — мъстерство

молоко — мълако

правда — правдъ;

в) в начале слова произносятся как а:

атаман — атаман

объективность — абъективность.

 

Звук Е — а) в предударном слоге произносится ближе к е, обозначается условно еи:

сестра — сеистра

весна — веисна;

б) в слабых слогах произносится как средний между е и и, обозначается знаком ь:

трепет — трепьт;

в) после согласных ж, ш, ц в предударных и слабых слогах
произносится как средний между э и ы, обозначается эы:

жена — жэына

шептать — шэыптать.

Звук Я — а) в предударном слоге произносится как сред­нее между е и и, обозначается знаком еи:

пятак — пеитак;

б) в слабых слогах произносится как короткое и, обознача­ется знаком ь:

пятачок — пьтачок.

Звуки И, У, Ю, Ы — а) в безударных слогах звучат менее энергично;

б) звук И во фразе, если он стоит в начале слова и ему пред­шествует слово, оканчивающееся на твердый согласный звук, или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном про­изнесении звучит как ы:

Кот и повар — кот ы повър

В Индии — в ындии

С Ириной — с ыриной.

 

2. Предлоги произносятся слитно со словом и произношение гласной предлога подчиняется правилу ее звучания в безударных слогах.

На пароме — нъ паромь.

 

3. Старорусские союзы — коль, коли, хоть, кабы — и вводные слова в старорусской речи — мол, дескать — произносятся следующим образом:

коль — къль

коли — къли

хоть — хъть

кабы — къбы

мол — мъл

дескать — дескъть.

 

4. Окончания прилагательных гий, кий, хий произносятся как гъй, къй, хъй:

долгий — долгъй

широкий — широкъй

тихий — тихъй.

 

5. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа ие, ые произносятся как ии, ыи[7]:

синие — синий

крупные — крупный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...