Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ. Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю - те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю - те, в названиях которых звук в конце. Занятие 5 Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка». Упражнение для губ «Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки». Упражнения для языка Повторение упражнений предыдущих занятий. «Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него. «Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам. Развитие переключаемое™ органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш. Занятие 6 Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ Повторение упражнений предыдущих занятий. Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык - «чашечкой» (снаружи рта). Упражнения для языка Повторение упражнений предыдущих занятий. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди. Развитие фонематического восприятия Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых - [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Постановка звука [ш] Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш] Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло. Приемы работы по постановке звука [ш] Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар. Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы. Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка. Пластическое изображение формы языка кистями рук Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой - небо. Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965) Постановка звука [ш] по подражанию Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш ]на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки. Автоматизация звука [ш] в слогах Занятие 1 Автоматизация звука [ш] в открытых слогах Развитие артикуляционной моторики Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Игровые задания «Пальчики шагают по столу»: ша-ша, ша-ша; ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ма; ши-ши, ши-ши. «Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации: ши-ши-ши, ши-ши-ши, ши-иш-ши; ша-иш-шо-шу; ши-ша-шо-шу. - Какой слог лишний? Ша-ша-ша-ши, ша-ша-ша-са. «Придумаем имена куклам». Ма...(ша), Да...(ша), Са...(ша), Ми...(ша), Ната...(ша), Катю...(ша). — Дополни слог. Мы... (ши), малы... (ши), камы... (ши), пи....(шу). — Какой слог пропущен? Ма...на (ши). Анализ и синтез слогов — Какой первый звук в слоге ша? Назови второй звук. — Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился? — Найди картинку, в названии которой есть слог шу. (Шуба,шут.) Ознакомление с буквой ш Занятие 2 Автоматизация звука [ш] в обратных слогах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|