Коррекция шипящего сигматизма
Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист - шипение). Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному за зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма. Коррекция бокового сигматизма Добиваться образования «желобка» по средней линии языка. В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с]. Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем - отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с]. Использование механической помощи. Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум. Опора на звук [х]. Произнести шепотом сочетание мхи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с']. В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с']. Коррекция носового сигматизма
Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка. Коррекция замены звука [с] на [т], [д] 1.Просовывание распластанного языка между зубами. 2.«Желобок» при открытом рте. 3.Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992) Массаж лицевых мышц и губ Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны: — похлопывание сглаженной носогубной складки; — круговые движения в месте соединения жевательных мышц; — поглаживание губ; — легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне); — круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки); — легкое пощипывание опущенного угла рта; — пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне). Массаж языка — легкое поглаживание языка; — постукивание шпателем или пальцами по языку; — очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ и лицевых мышц Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового - один. Упражнения для языка 1.Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение. 2.Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение. 3.Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку. 4.Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.
5.Покусывание боковых краев языка. Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза. Закрепление слухового образа звука Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании Игровые упражнения «Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком». Автоматизация звука [с] в слогах Занятие 1 Автоматизация звука [с] в прямых слогах Развитие артикуляционной моторики Повторить упражнения, приведенные выше: 1)просовывание распластанного языка между зубами; 2)язык лежит на «донышке»; 3)язык «желобком»; 4)губы в улыбке. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Игровые задания «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу». Выделение ударного слога. Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са. Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы. Са-сы-со-су; сы-са-со-су. Какой слог лишний? Са-са-са-сы. Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сьп (Са.) Анализ и синтез слогов — Какой первый звук в слоге ca. Какой второй звук? Сколько звуков в слоге cal — Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился? -Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал? Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал. Ознакомление с буквой с Занятие 2 Автоматизация звука [с] в обратных слогах Развитие артикуляционной моторики Губы в улыбке. Язык «желобком» снаружи рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения. Работа над голосом Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.
Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус. — Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис. — Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас. Анализ и синтез обратных слогов — Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем - [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета). — Какой первый звук в слоге ые? Какой второй звук? — Назови второй звук в слоге oс Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки. Развитие фонематического восприятия Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч]. Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. Положи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с]. Назови пропущенный слог в словах как...(туе), ана...(нас). Занятие 3 Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение) Развитие артикуляционной моторики Губы в улыбке. Язык «желобком» внутри рта. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|