Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие артикуляционной моторики




Работа над голосом

Произнесение слогов иш-иш-иш, ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш от имени героев сказки «Маша и медведь» (со сменой интонации).

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш

Анализ и синтез слогов

— Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши? (Ша.)

— Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш.

— Давай «подружим» два звука - гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним - [ш].

Обозначить звуки цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

— Какой первый звук в слоге ыш? Какой второй звук?

— Назови второй звук в слоге ош?

Составление слогов иш, ыш, аш из букв разрезной азбуки.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Речевое лото». Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш].

Занятие 3 Автоматизация звука [ш] в слогах (интервокальное положение)

Развитие артикуляционной моторики

«Мышата шушукаются». Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений).

Развитие фонематического восприятия

-Назови место звука в слогах ша, аш, аша. Где слышится звук [ш] в словах Шуня (кличка мышки), мышь, мышка!

Чтение слогов ша, шо, ши

Развитие слуховой памяти и внимания

Выполнение инструкций из 2-3 действий.

-Подойди к шкафу. Возьми мышку. Поставь мышку между матрешкой и лошадкой, а потом сядь на место.

Занятие 4 Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Работа над голосом

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением. Игровое упражнение «Мы - штангисты».

Шта-шта, шта-шта;

шту-шту-шту-шту (поднимаем и кладем штангу).

«Разговор Чебурашки и Неваляшки».

Што-што-што. (сердито)

Шты-шты-шты? (Добродушно. Ты почему такой сердитый?)

Шта-што. (Ласково. Давай дружить.)

Шта-што-шту? (Вопросительно. Согласен?)

Шта-што-шту-шты. (Утвердительно. Согласен.)

Развитие фонематического восприятия

- Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш.

Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [ж]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.

Чтение слогов уш, шу; ош,шо

Занятие 5 Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Работа над голосом

Игровое упражнение «Разговор мартышек». Запоминание и воспроизведение слогового ряда с включением мимических упражнений.

Шма-шмо. (грустно)

Шма-шмо-шму. (с огорчением)

Шма-шмо-шму-шмы? (вопросительно)

Шна-шно. (обиженно)

Шна-шно-шну. (одобрительно)

Шна-шно-шну-шны! (радостно)

Игровое упражнение «Обезьянки чистят бананы». Согласование речи с движениями рук - имитацией движений обезьянок.

Шва-шво;

шва-шво-шву;

шва-шво-шву-швы.

Развитие фонематического восприятия

-Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [с]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.

Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие № 6 Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Работа над голосом и мимикой

Игровое задание «Разговор с инопланетянами».

Шка-шко-шку. (удивленно)

Шла-шле-шлю-шля. (с возмущением)

Шпа-шпо-шпу-шпы. (с грустью)

Шле-шля-шлю. (с опасением)

Шми-шни-шпи! (радостно)

Развитие фонематического восприятия

-Подбери картинки к буквам. К букве ш положи картинки, в названиях которых есть звук [ш], к букве ж - картинки, в названиях которых есть звук [ж], к букве с - картинки, в названиях которых есть звук [с].

Педагог называет картинки, а ребенок выбирает нужную картинку и ставит рядом с соответствующей буквой.

Составление и чтение слогов

Задания, используемые на этапах автоматизации звука [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

Автоматизация звука [ш] в словах со слогами ша, шо, шу, ши, ше

Произнеси слова правильно

Шар, шары, шапка, шайба, ниша, лапша, шашки, шалун, ваша, наша, каша, крыша, ишак, вешалка, мышата, лошадка, шахматы, шампиньоны.

Шофер, шорох, мешок, пушок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, мышонок.

Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, шуруп, чешуя.

Уши, шина, шипы, шило, шитье, мыши, ширма, ландыши, камыши, малыши, калоши, машина, пушица, тишина, ковшик, кувшин, кувшинка, машинист, горошина, шиповник.

Шея, шест, мишень, пшено, кушетка, ошейник, шелест, шершень, камешек, мышеловка, шелковица.

Задания

Назови предметы. Отчетливо произнеси слова. Определи место звука в каждом слове.

Раздели на слоги слова шар, шапка, вешалка, шампиньоны.

Угадай задуманное мной слово. В этом слове первый слог ве, последний - ка.

Собери слова из рассыпанных слогов. В слове есть такие слоги: ша, мы, та.

Рисунок 10. (См. цв. вклейку.) Дети: Миша, Маша, Даша, Луша, Ксюша, Леша, Паша, Саша, Алеша, Андрюша.

Как зовут девочек? Наташа выше Маши. Катюша в шапочке. Ксюша в шляпке. Кто выше - Миша или Паша? Кто старше - Леша или Андрюша? Кто меньше - Даша или Саша? У кого шайба? У кого шары? У кого на голове шляпка? У кого на шее шарф? У кого машинка? Кто стоит? Кто шагает?

Рисунок 11. (См. цв. вклейку.) Швейная машинка, легковая машина, стиральная машина. Назови предметы одним словом. Как превратить слово машина в слово шина?

Повтори слова шаг, шаги, шажок, шагать. Эти слова называются родственными.

Вставь пропущенную букву и произнеси отчетливо слова.

...ар

...арф

...айба

...арики

Подскажи нужное слово.

Прыгун прыгает с... (шестом).

Поезд ведет... (машинист).

Дырку можно проколоть... (шилом).

Любуемся... (кувшинкой, ландышами).

Молоко нальем в... (кувшин).

Воду наливаем... (ковшиком).

Шофер управляет... (машиной).

Какой слог потерялся? Ти...на (тишина), ма...на (машина).

Назови слова со слогами ша, ши, шу.

Почему так называли куст и дерево - шиповник, шелковица? У шиповника есть колючие шипы. На деревьях шелковиц выращивают гусениц шелкопряда (шелковичного червя). Гусеницы шелкопряда питаются листьями шелковицы. Они завивают коконы из шелковых нитей, в которых превращаются в куколки. Коконы распутывают и ткут шелковые ткани.

Автоматизация звука [ш] в словах со слогами аш, уш, ош, иш, ыш, еш

Произнеси слова правильно

Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.

Финиш, домишко.

Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.

Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.

Орешки, крепыш, погремушка.

Задания

Скажи ласково. Вишня - вишенка, кошка - кошечка, мышь - мышка.

Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шитка.

Почему так назвали первое блюдо - окрошка?

Ребус. Рисунок 12. (См. цв. вклейку.) Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка)

Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных

Произнеси слова правильно

Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.

Шкаф, шкатулка.

Шляпа, шлем, шлюпка.

Школа, школьник.

Шпалы, шпагат.

Задания

Замени в слове шпиль звук [п'] на звук [т']. Какое слово получилось? (Штиль)

Слоговая цепочка. Мышка - катушка - кадушка.

Скажи ласково. Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, рубашка - рубашечка, шишка - шишечка, шапка - шапочка, мышь - мышка, шар - шарик, катушка - катушечка.

Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.

Мышь - тишь, кошка - мошка, крошка - кошка - морошка, кадушка - катушка - подушка - подружка, избушка - кадушка, игрушка - кукушка, подушка - лягушка, мишка - мышка, шишка - Тишка, пушки - ушки, сушки - мушки, старушка - ватрушка, окошко - лукошко, окрошка - картошка, петушок - гребешок.

«Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На дереве - игрушки, а в руках детей - кукушки.

«Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!

Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?

Что лишнее? Рисунок 13. (См. цв. вклейку.)

Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.

А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У Р, Ф.

— Какая буква потерялась?...мель, рома...ка, карто...ка.

— Чем отличаются эти слова? Мошка - кошка. Шляпка -шлюпка. Шубка - шутка. Шпала - лапша. Чем они похожи?

«Что куда?» Волнушки в... (кадушку), перышки в... (подушку).

«Что кому?» Малышу - погремушку, детишкам - игрушки, старушке - ватрушки, Машеньке - вишенки, Мишеньке - штанишки, рубашку, лягушке - мошку, Чебурашке - ромашку, петушку - зернышки.

Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

Дополни слово.

Шерстяной..., шерстяная..., шерстяное..., шерстяные..., пушистый..., пушистая..., пушистое..., пушистые..., большой..., душистый..., широкий..., хороший....

Подбери нужные слова.

Что ты делаешь? Скажи о себе. Я... (шагаю, дышу, машу); музыку... (слушаю); ложкой суп... (мешаю); задачи... (решаю); иголкой... (шью).

Скажи о Мише. Миша, ты глазами... (смотришь, моргаешь, глядишь); ушами... (слушаешь); ногами... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь) руками... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь); дверь... (открываешь, закрываешь); мячик... (ловишь); с куклой... (играешь); карандашом... (рисуешь); на машине... (едешь); в самолете... (летишь).

Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин... (заходишь), продукты... (выбираешь), деньги... (платишь), продукты в сумку... (кладешь), домой... (приносишь), из сумки... (выкладываешь), в холодильник... (кладешь).

Скажи о себе. Я письмо... (напишу), дырочку на платье... (зашью).

Автоматизация звука [ш] в предложениях и в связной речи

Предложения из двух слов

Ребятишки шумят. Мышка шуршит. Наташа пишет. Миша - шалун. Ксюша большая.

Предложения из трех слов

Кошка догоняет мышку. Катюша покупает шахматы. Петушок клюет вишни. Машенька ест шоколад. Паша чинит вешалку. Кошка опрокинула кувшин. Наташа нашла камешек. Машеньке подарили шарф.

Составь предложения из трех слов со следующими словами: шишка, кукушка, Миша, машина, верхушка.

Если бы ты был художником, что смог бы нарисовать со звуком [ш]?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...