2. Противопоставление. Дворцы вы себе строили, а нам казематы. Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть.
2. Противопоставление.
Для синтаксического построения фраз с противопоставлением характерно наличие во фразе двух контрастно различных, оттеняющих друг друга предметов, их качеств; поступков людей, их переживаний, событий, суждений, отвлеченных понятий, например: Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются: расстилается сын перед батюшкой. Из былины.
Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих. В. Маяковский.
Вздор! Ты глупа, а он умен, хорош, образован. Н. Островский.
Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, — а я вот здесь в грязи, в темноте, под дождем и ветром — стою и плачу. Л. Толстой.
Дворцы вы себе строили, а нам казематы... Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть.
***
Вам свет в глаза светит, а мне тьма застилает. К. Тренев.
Противопоставляемые части фразы, будут ли это отдельные слова, их сочетания, или целые предложения, в звучащей речи передаются контрастностью голосового тона (низкого — высокому или наоборот) с некоторым усилением ударных слов, при этом первая часть фразы с противопоставлением всегда заканчивается интонацией запятой. Эти выразительные средства заставляют слушателя понять противопоставления.
3. Сопоставления. Построение фраз с сопоставлением включает в себя два ряда (и иногда и больше) определенных явлений, событий, суждений, которые дают возможность выяснить или увидеть отличие их друг от друга. Именно потому, что здесь существуют планы или ряды, сопоставление легко может прозвучать как противопоставление. Чтобы этого не случилось, следует помнить, что эти ряды не противопоставляются, а как бы с о с у щ е с т в у ю т для выявления их отличия, и в звучании речи будет нужна не контрастность тонов голоса, а, скорее, констатация, которая дает право сравнивать. Интонация между сопоставляемыми рядами будет ближе не к интонации запятой, как это было при противопоставлении, а к точке с запятой. Возьмем две строфы из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Если ты порвал подряд книжицу и мячик, октябрята говорят: плоховатый мальчик. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик.
Если мы хотим противопоставить поступки и оценки их, заключенные в этих строфах, то в первой строфе мы слова «порвал», «книжицу», «мячик» и слова «плоховатый мальчик» произнесем в интонации повышения и начнем вторую строфу так, чтобы слова «любит труд», «в книжку» и «хороший мальчик» были произнесены более низким тоном голоса. Причем противопоставление будет звучать уже с начала произнесения первой строфы, и пауза после нее должна заставить слушателя ждать противопоставления, это будет пауза запятой. Сопоставляя же эти поступки и их оценку, мы в интонации доносим следующее: один делает то-то, и о нем говорят так-то; другой делает то-то, и о нем говорят вот так-то. В этом их отличие друг от друга. Фиксация внимания происходит на каждом поступке и оценке его в отдельности. Каждая строфа произносится как бы с одинаковой интонацией. И только отсутствие интонации точки после первой строфы говорит об их связи, смысл которой сопоставление — выводы не навязываются, а дается возможность сделать их слушателю на основе четкой констатации каждого из рядов (см. схему 5).
Звуковые схемы противопоставлений и сопоставлений
Фраза: Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. родились, чтобы Противопоставление нас Схема 4 СОПОСТАВЛЕНИЕ
Схема 5 4. Вводные слова и фразы В литературных текстах мы часто встречаем фразы, основное содержание которых разрывается вносимыми автором или действующим лицом поправками, замечаниями, пояснениями. Эти дополнительные попутные замечания могут быть выражены как отдельными словами и их сочетанием, так и целыми фразами, а иногда довольно большими отступлениями в несколько фраз. В грамматике слова и фразы, выполняющие такую функцию, называются вводными. В звучащей речи они выделяются интонационно. Техника произнесения коротких и длинных вводных фраз строится по одним и тем же законам, но осуществить произнесение текста с длинной вводной фразой значительно труднее. Для усвоения правильного интонационного выражения текстов с вводными фразами надо учитывать три момента в звучании: 1) перерыв в основной нити повествования; 2) произнесение вводной фразы или вводного текста, выраженного несколькими фразами; 3) возобновление звучания основной фразы. Перерыв должен быть четким и осуществляться хотя бы коротким по времени молчанием, чтобы не слить последние звуки основной фразы с первым словом вводной. Нельзя идти к перерыву поспешно. Часть основной фразы до перерыва должна быть произнесена так, будто говорящий не знает, что фраза прерывается на таком-то слове. Желание сделать отступление или пояснение возникает как бы в момент процесса рассказа.
Вводная фраза непременно должна начинаться на другой высоте, чем та, на которой оборвалась основная нить повествования. По мере приближения к завершению вводной части голос возвращается к высоте, на которой оборвалась основная фраза, так, будто перерыва не было. Кроме того, вводная часть произносится несколько в убыстренном темпе. Полезно, тренируясь в произнесении периодов с вводными фразами, сначала опускать вводную часть. И когда будет усвоено верное произнесение основной нити повествования, вернуться к вводной части и произнести всю фразу, выполняя указанные выше требования. Фраза: Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. Н. Никитин Произнесите, следуя указанной схеме 6, следующие фразы: Он встал и, прихрамывая — он был на протезе, —подошел к окну. В. Каверин
Осенью, когда поспевали яблоки — яблоневые деревья были гордостью семейства Поповых, — Анатолий обычно спал на топчане в саду, чтобы мальчишки не покрали яблок. А. Фадеев
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|