II логическое чтение сложных периодов.
II ЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ. Сравним короткую фразу и сложный период, в построении которых есть перечислительная интонация: 1) Ему чудилось, что уже появляется из далекого-далекого поворота весенний Хвалынск, в цветущих холмах и горках, сияющий, тихий, счастливый. К. Федин 2) Начиная с 26 августа и по 2-е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет Л. Толстой
В первой фразе перечисляются качества весеннего Хвалынска, во второй — осенней погоды. Естественно, что передать содержание, выраженное несложным словосочетанием и отдельными словами, несущими логические ударения, значительно легче, чем перечислить качества, каждое из которых выражено целым предложением со своими логическими паузами и ударениями, своей логической мелодией. Во второй фразе перечислительная интонация у нетренированного человека может в любую минуту нарушиться, перечисление оборвется и тогда слова — жар низкого солнца, яркий блеск осеннего воздуха, его запах, ощущение бодрости и свежести, красота темных теплых ночей с золотом падающих звезд — все это прозвучит не как целое видение осени, а как разрозненные сообщения о горячем солнце, ярком блеске, и т. д. А ведь Л. Н. Толстой запечатлел в этом описании веру в нерушимую силу и крепость Родины, способность противостоять любым нашествиям врагов. Не случайно он начинает описание не просто сообщением календарной даты («начиная с 26 августа и по 2 сентября…»), но раскрывает события этого времени и даёт психологическую характеристику, называя эти дни «тревожной» и «памятной неделей» для русских людей.
Таким образом, умение донести смысл, содержание произведения до слушателя находится в строгой зависимости от технического умения передать ту или иную интонацию, диктуемую композицией (построением) фразы. Усваивая общие закономерности произнесения длинных фраз, актер должен научиться свободно пользоваться ими, в каждом конкретном случае обогащая их тем внутренним смыслом, который подсказывается действенными намерениями актера, его отношением к рассказываемому.
Логическая интонация сложных периодов.
I. Перечисление.
Синтаксическое построение фраз с перечислением непременно включает в себя большую или меньшую цепь следующих друг за другом явлений, фактов, событий, понятий или доказательств, должных наиболее полно определить, нарисовать, раскрыть, доказать какую-нибудь одну картину, одно обстоятельство или одно положение в развивающейся мысли. Слагаемые в цепи перечисления мы будем называть звеньями перечисления. Каждое звено может состоять из: а) Одного слова: Но весь домик был наполнен тревожными скрипами, вздохами, шорохами. Б. Горбатов б) Из сочетаний слов:
Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей. А. Пушкин в) Из целых предложений: Какие поистине исторические дела надлежит осуществить нам для победы коммунизма! На необъятных просторах отчизны поднимутся ввысь леса новостроек, вырастут гиганты индустрии, взлетят во вселенную корабли с покорителями космоса, порадуют небывалыми урожаями труженики полей. «Правда», 1961, 3 марта
Каждое звено в структуре фраз с перечислением отделяется, как мы видим, запятой. В зависимости от смысловой и экспрессивной наполненности звеньев перечисление интонационно может принимать различные оттенки, но все они в основном вмещаются в две схемы: ограниченного и неограниченного перечисления.
А. О г р а н и ч е н н о е п е р е ч и с л е н и е.
Вся цепь звеньев в этом перечислении как бы на виду во всей её конкретности. Исключение хотя бы одного приведет к искажению картины целого. Конец перечисления как бы предусматривается уже в начале его. Поэтому наряду с характерным для перечисления ходом голоса снизу вверх на каждом последнем слове звена в звучании будет большая конкретность и более рельефное по сравнению с предыдущими повышение предпоследнего звена, которое явится как бы сигналом приближающегося в перечислении конца. Голос после этого повышения будет снижаться на последнее из перечисляемых звеньев. Это падение голоса с предпоследнего звена и создает интонацию ограниченности. Поясним это на простом примере из произведения С. Маршака «Багаж»: „ Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Корзину, Картину, Картонку И маленькую собачонку.
Цепь перечисления состоит здесь из предметов, входящих в багаж. Каждый из них для дамы — конкретная ценность, пронумерованная в общем количестве предметов. Поэтому перечисление будет, следуя интонации ограниченного перечисления, конкретно приближаться к своему завершению. Голос на слове «картонку» предупреждающе поднимется вверх, и мы поймем, что будет назван еще только один, последний предмет: «и маленькую собачонку» (см. схему 1).
Звуковая схема ограниченного перечисления. (Направление стрелок показывает движение голоса по высоте). Схема 1
Б. Н е о г р а н и ч е н н о е п е р е ч и с л е н и е.
В этом перечислении каждое последующее звено возникает экспромтно для говорящего. Количество звеньев не предугадано заранее, а как бы фиксируется тут же в их возникновении. Поэтому последнее слово каждого звена произносится с более ярким повышением голоса на ударной гласной, и все перечисление идет без перспективного видения конца цепи. Это не значит, что последнее звено всегда звучит в интонации незаконченности мысли. Но поскольку в этом перечислении важна не конкретность наименования и точность количества звеньев, а скорее общая характеристика чего-либо, подтверждаемая перечисляющимися звеньями, то звенья эти по усмотрению говорящего могут продолжаться или заканчиваться, могут быть названы в любом порядке. Так, фраза, которую мы рассматривали как пример ограниченного перечисления, может прозвучать и с интонацией неограниченности, если перечисления будут служить общей характеристике багажа, в котором было и то, и то, и то, и то, и даже «маленькая собачонка». Это последнее звено названо не как видимый заранее конец, а как предмет, на котором говорящий захотел остановиться, считая достаточным сказанное для представления о багаже. Поэтому такого повышения предпоследнего звена, предупреждающего о конце, как это было в ограниченном перечислении, здесь не будет. Подтвердим это еще одним примером: Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Здесь также прозвучит интонация неограниченности, потому что для характеристики досады, накопленной во время скучной езды, можно было бы назвать и еще ряд моментов или впечатлений путника. Говорящий останавливается на сказанном не потому, что эти впечатления строго ограничены, а потому, что считает названное достаточным, чтобы охарактеризовать данное явление.
(СХЕМА 2, 3 в учебнике на стр. 190 – не отпечатались: «Звуковые схемы неограниченного перечисления» А) незаконченного …………………….. и маленькую собачонку (интонация перечисления вверх); Б) законченного …………………………… и маленькую собачонку (интонация перечисления вниз).
В законченном неограниченном перечислении будет небольшой голосовой перерыв, и только после него голос, повиснув на незаконченной интонации, начнет спускаться к точке со словами последнего звена. Конец здесь не был заранее предусмотрен, а определился как бы ходом обстоятельств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|