Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Логическое ударение в многословных




7. Логическое ударение в многословных

выражениях единого понятия.

В понятии, выраженном несколькими словами и произноси­мом как один речевой такт, выделяется только послед­нее слово. Например:

Касса Управления московского речного пароходства.

Коллектив завода имени Владимира Ильича Ленина.

 

8. Закон выделения логическим ударением

повторяющихся слов.

Нередко встречаются фразы, в которых имеется двухкратное или трехкратное повторение одного и того же слова.

Например:

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

                                         А. Пушкин

Равнозначные ударения на повторяющихся словах лишили бы этот текст определенной экспрессии (выразительности). Сле­довательно, какое-то из слов должно быть произнесено с более ярким ударением. Как же определить — какое? Сделать это без общего анализа произведения нельзя. Стихотворение Пушкина «Бесы» раскрывает борьбу лирического героя с возникшими препятствиями, перед которыми он не сникает, а, сознавая всю сложность борьбы, стремится вперед, стремится преодолеть их. Нарастающая энергия стремления вперед, стремления не отсту­пить, которая пронизывает все стихотворение «Бесы», требует, чтобы более ударными были в первой строке и в третьей — вто­рое слово, во второй — третье «дин». Стоит перенести эти более яркие ударения на первые из повторяющихся слов, как нараста­ющая энергия борьбы исчезнет, заменится настроением устало­сти, покорности «судьбе», что будет идти вразрез с идейной направленностью данного произведения и всего творчества Пуш­кина, умевшего не только смело смотреть в глаза действитель­ности, но и не склонять своей гордой головы перед ударами «жестокого века».

Таким образом, правило, которое мы должны усвоить, бу­дет заключаться в следующем: если по смыслу в произведе­нии можно говорить об энергии нарастания, о движении вперед, то более ярким среди повторяющихся слов будет последнее, если же по содержанию как бы снимается необходимость борьбы и можно, следовательно, говорить о спаде энергии, то более ярко выделится первое из повторяющихся слов. К. С. Станиславский называл эти явления «приливом энергии» (1-й случай) и «отли­вом энергии» (2-й случай)[22].

 

9. Логическое ударение во фразах, имеющих сравнение

Одним из выразительных средств художественной литера­туры являются сравнения. В построении сравнения обычно есть то, что сравнивается (предмет), то, с чем сравнивается (образ), и то, на основании чего сравнивается один с дру­гим (признак):

Как пена, грудь её бела,

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют.

Звездой блестят ее глаза;

Ее уста, как роза рдеют.

                                  А. Пушкин

Сравнивается грудь с пеной (1-я строчка), локоны с тучами (3-я строчка), глаза со звездой (4-я строчка), уста с розой (5-я строчка). Соответственно каждому сравнению даны и признаки: бела, чернеют, блестят, рдеют.

В таких предложениях то, с чем сравнивается, будет выделено ярче того, что сравнивается. В нашем примере слова «пена», «тучи», «звездой», «роза» будут выделены больше, чем слова «грудь», «локоны», «глаза», «уста».

 

10. Логическое ударение на словах,

скрывающих невысказанное содержание.

В эмоционально-экспрессивной речи есть слова, за которы­ми скрывается оценочная характеристика действующего лица, явления или события. Это может быть выражено одним словом:

Кому ты в жертву отдана?!

Двумя словами: Не знаешь ты, какого змия

                       Ласкаешь на груди своей.

Несколькими словами:

Как пахнет земляникой и грибами!

В последнем примере выражена невысказанность прелести грибного и земляничного запаха после только что прошедшего дождя, поэтому хотя больше выделятся слова «Как пахнет», слова «земляникой и грибами» не должны погаснуть, иначе ис­чезнут главные возбудители эмоции, так как речь идет об оцен­ке не вообще запаха, а запаха грибов и земляники.

В одном почти логическом ряду со словами, за которыми скрывается невысказанное содержание, стоят в живой, звуча­щей речи слова, взятые в кавычки или выделенные автором кур­сивом, а также слова, передающие звукоподражание.

Эти слова требуют особенной конкретности в произношении:

Ребята бессчетное количество раз смотрели «Чапаева» и свирепо завидовали — вот были времена!

Если произнести слово «Чапаев» без особого выделения, а с обычной акцентировкой, как требует логическая мелодия, слу­шателю представится, что речь идет не о фильме, а о живом че­ловеке. Так же выделяются слова звукоподражательного харак­тера:

Хрум! Хрум! — мнут снег бродни Григория.

 

11. Логическое ударение в предложениях,

содержащих вопрос.

В вопросительном предложении ударным будет слово, на ко­торое спрашивающий хочет получить ответ. Например:

Ты звал меня?

Если спрашивающий хочет знать, кто его звал, он сделает ударение на первом слове. Желание убедиться в том, звали его или нет, заставит выделить второе, а устраняя сомнения в том, что звали его, говорящий выделит слово «меня». При этом же­лание получить ответ заставит в логическом ударении сделать преобладающим повышение голоса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...