IV. Упражнения по логике речи.
IV. УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГИКЕ РЕЧИ. У п р а ж н е н и е 1. Разберитесь в грамматико-смысловой связи слов в предлагаемых ниже текстах. Разбейте фразы на речевые такты. Помните о слитном, но не смазанном дикционном произнесении слов, входящих в один такт, организуйте ваше дыхание при произнесении фраз доборами в зависимости от количества тактов и слов в них.
Корчагин раздавал работу вновь прибывшим.
*** Бегут пограничные столбы по снежным полям, пробираясь сквозь лесные просеки, сбегают в яры, выползают наверх, маячат на холмах и, добравшись до реки, всматриваются с высокого берега в занесенные снегом равнины чужого края. Н. Островский
По крайнему у степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. М. Шолохов
Меня ссадили с поезда за проезд без пропуска и документов. А. Гайдар
Взгляд генерала упал на подводу впереди, и вдруг он узнал среди людей на подводе ту одинокую девушку на шоссе, над которой неслись немецкие пикировщики. А. Фадеев
Тут соловей являть свое искусство стал. И. Крылов
Вчера доктор и наш Андрей были в клубе и опять проигрались.
*** А я всю жизнь болтался по квартирам с двумя стульями, с одним диваном и печами, которые всегда дымят. А. Чехов
Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство. Н. Гоголь
У п р а ж н е н и е 2. Прочитайте данные ниже тексты в следующих вариантах интонационно-смыслового звучания: а) как окончательный вывод из событийного рассказа на определенную тему (интонация точки); б) как сообщение, требующее развития мысли. Используйте в составляемых вами новых сложных фразах союзы: а, но, да, потому что, так как, если, хотя, так что (интонация запятой); в) как утверждающее доказательство определенными фактами (интонация двоеточия). Например: Береги честь смолоду. В первом варианте звучания, если это является концовкой рассказа, голос, поднявшись после первого такта на слове «честь», на втором такте будет спадать к ударной гласной слова «смолоду». Выполняя вариант «б», попробуем продолжать эту мысль некоторым развитием ее: теперь второй такт «смолоду» будет выше первого; голос на ударной гласной слова «смолоду» делает загиб кверху и «точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения фразы»[25]: «Береги честь смолоду, а платье снову». Для выполнения варианта «в» поставим задачу раскрыть свое утверждение более основательно и подробно, тогда после второго такта прозвучит интонация двоеточия, заставляющая ждать разъяснения.
Упражняясь на следующих текстах, следите за передачей звучания точки, запятой, двоеточия: Одна пчела немного меду натаскивает. Пуганая ворона куста боится. Смелости учись у разведчика. Дорога ложка к обеду. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. И кости по родине плачут. От одного слова — да навек ссора. Живое слово дороже мертвой буквы. В чужой беседе всяк ума купит. Один в поле не воин. Цыплят по осени считают. Счет дружбе не помеха. Без труда нет добра. Сладкий язык и змею из норы вытащит. Иная похвала хуже брани.
У п р а ж н е н и е 3. Разберитесь в смысле предлагаемых фраз, определите логические паузы и ударения, научитесь читать так, чтобы в звучащей речи точно передавались знаки препинания. Определите сами, только ли изменениями голосовых ходов или и остановками вы будете отделять речевые такты в ходе развития мысли. В текстах с неуказанными знаками препинания следите за точным выражением мысли.
Тексты. Кроме действительно крепкого запаха сошедших, как сквозь землю провалившихся грибов, в лесу держался запах прелой травы, или, лучше сказать, прелого сена, который мог бы быть и неприятен, если бы, например, разворошить перед носом сгнившую копну, но теперь он держался в лесном воздухе такой легкой, такой тонкой примесью, что вдыхаешь его жадно и все никак не надышишься.
*** Погода установилась такая, что к вечеру опускался на траву легкий морозец, и в небе, подсвеченном ясной и чистой луной и оттого полупрозрачном, полупрозрачно и золотисто мерцали звезды. Охладевший воздух, казалось, нужно было разливать по бутылкам, чтобы возить в город и чтобы там, хотя бы в таких дозах, все же принимали его городские люди.
*** Я люблю глядеть на свое село и обычным взглядом, и внутренним, как люблю глядеть на бесконечно маленькую округлую каплю хрустальной влаги, собравшуюся в зеленой ладошке листа посреди бесконечно огромного цветущего луга, на маленькие солнца, отразившиеся в этой капле, на маленькие окрестные предметы, на маленького самого себя, отразившегося в ней же. Вл. Солоухин
*** Не одна картина человеческой радости и позора, не одно счастье и не одна злоба прошли в это утро перед глазами Тимофея, но все дурное отставало, как отстает черная грязь от белого лебедя, а взволнованная ласка западала в сердце. Глубоко запомнились и пожатия шершавых рук, всю жизнь тосковавших по земле, и влага в глазах, и поцелуи тех, кто получал землю. *** До позднего вечера не расходились новобуговцы с полей: одни еще получали землю, другие вешками обозначали межи, а третьи запрягали коней и пахали под зябь свои наделы. Худенькие бедняцкие клячонки из кожи вон лезли, таща плохо налаженные плуги, и никого не удивляло, что у одного плуга были стертые на нет пятки, а у другого вместо лемеха торчал широкий австрийский штык — кромсал белое тело на войне, кромсай теперь черную землю. М. Стельмах *** Впереди лодки, далеко на горизонте, из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч, поднялся, рассек тьму ночи, скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой. М. Горький *** На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины. Н. Гоголь
У п р а ж н е н и е 4. Сделайте в предлагаемых фразах возможные перемещения логических пауз, определите, как это меняет мысль и видения[26]. У быка бела губа была тупа. 1-й вариант: У быка бела /губа была тупа. 2-й вариант: У быка /бела губа/ была тупа. В первом варианте — белый бык; во втором — белая губа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|