Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Работа над текстами отрывков.




V. РАБОТА НАД ТЕКСТАМИ ОТРЫВКОВ.

В сценической речи в работе над отрывками ставится за­дача учиться передавать через авторское слово свои мысли, чувства, выявлять через слово свои отношения, точно зная «... какие мысли, чувства вы хотите вызвать у слушателя»[28]. Работа над текстом поможет научиться ценить слово и понимать, что если текст произносится, то он всегда должен оказывать определенное воздействие на слушателя иди на партнера. Кроме того, работа над текстом ставит перед учащимися обязатель­ное требование: не забывать, что действенное слово должно быть технически профессиональным, то есть быть четким (дик­ция), литературно правильным (орфоэпия), слышимым и звуч­ным (дыхание и голос), точно выражать смысл каждой фразы и всего контекста (логика речи).

Так же как в работе по мастерству актера для освоения всего сложного процесса создания образа есть определенный первона­чальный этап — работа над этюдами, так и в сценической речи текстовой отрывок является своеобразным этюдом по овладению действенным словом, когда практически проверяется качество речи, ее профессиональное мастерство. И потому студент дол­жен сделать как можно больше речевых этюдов. Эту работу нельзя рассматривать как художественное чтение, где чтец-ис­полнитель подробным образом изучает творчество автора, его биографию, эпоху, проделывает сложную аналитическую работу не только по исполняемому отрывку, но и по всему произведе­нию, из которого берется читаемый отрывок, чтобы определить место данного отрывка во всем произведении и его значение для раскрытия идейного содержания всего произведения. Чтец изу­чает и раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц, определяет основные события, через которые раскрывается сюжет произведения, и т. д.

В работе над речевыми этюдами задача упрощается.

Вся сложная аналитическая работа по всему произведению на данной, первоначальной стадии работы по слову не обяза­тельна, хотя и не исключается. Взятый для работы речевой от­рывок является как бы определенным «предлагаемым обстоя­тельством» для отстаивания перед слушателем того или иного собственного утверждения, желания, возможности защитить или обвинить кого-то перед слушателем, привлечь его на свою сто­рону, посмеяться вместе с ним над поведением того или другого человека, заставить слушателя полюбоваться картиной при­роды, красотой человека, его прекрасным поступком и т. п. По­этому материалом для работы может служить отрывок из рас­сказа, романа, повести, поэмы любого автора, важно только, чтобы этот отрывок был идейно и художественно полноценным и представлял собой целый по содержанию кусок с началом и за­вершением. Тексты должны быть небольшими по размеру, по со­держанию они могут быть самыми разнообразными: рассказы­вать о различных событиях, описывать картины природы, рисо­вать портреты людей и т. д.

В дальнейшем полученные навыки в работе по действенному и технически профессиональному слову помогут в работе над текстом по мастерству актера и художественному слову.

 

Практическая работа над речевыми этюдами.

На примере разбора отрывка из романа М. Бубеннова «Орлиная степь» рассмотрим метод работы над речевыми этюдами.

Текст отрывка:

«... бывает, встретишь в лесных дебрях ручей. Маленький, он едва прокладывает себе путь, он еще не может перепрыгнуть через поваленное дерево... Но присмотришься к нему — и ви­дишь: есть в нем все же что-то задорное, сильное и многообе­щающее! И невольно мелькает мысль: а куда он течет, этот ру­чей, каким он будет, когда пройдет сотни верст? Может быть, он станет могучей рекой, которая проложит себе путь по чудесным просторам? И тогда захочется встать и шагать, шагать за ручьем, чтобы узнать, какой он, многообещающий, в далекой дали!..

Так было и с Тоней.

Она знала многих парней и отчетливо видела, какими они станут в будущем. Вот один: он будет жить размеренно, дело­вито, без дерзкой мечты, в годы возмужалости завоюет почет в селе, полюбит ходить в баню и за один присест будет выпивать туесок домашнего кваса... Вот другой: этот будет маленьким крикливым мужичонкой, какие любят мешать другим жить на белом свете: в семье у него будет не больше счастья и несчастья, чем у других, но он, надоедливый, о каждой своей житейской мелочи заставит говорить все село... Ой, каждого лебяжьинского парня Тоня видела стоящим где-то за много лет впереди!

А вот Ваньку Соболя не видела. Никак нельзя было узнать, каким он станет. Он очень легко, играючи научился работать на тракторе. А за какие дела он только не брался попутно! Охот­ничал, выкармливал на своем дворе лис-чернобурок, вязал сети, плотничал, объезжал колхозных коней... Он неутомимо, неуго­монно раскрашивал, как умел, в яркие цвета свою простую де­ревенскую жизнь. Озорной, он любил покуролесить, при случае похвастаться, затеять что-нибудь необычное, чтобы ахнуло все Лебяжье. А что все же из него могло получиться в будущем, ни­как не видно было...

Именно по этой странной причине Ванька Соболь в свое время и полюбился Тоне, да так, как только бывает впервые. И Тоня готова была, обо всем позабыв, шагать и шагать за жизнью Ваньки Соболя, чтобы узнать, станет ли она где-то да­лекой могучей рекой.

Когда же горячий и своенравный парень бежал из Лебяжь­его, бежал, не подумав о ней, не пощадив ее, Тоня со всем пы­лом и жестокостью молодости стала рвать из своей души буйно проросшую и цепкую, как трава-березка, свою любовь к Ваньке Соболю. Так продолжалось два года.

Но вот он вернулся, возмужавший, но такой же, как и прежде, загадочный и, кажется, с прежней любовью. Что же де­лать? Как быть?

Траву-березку нелегко выжить. Нападет она и всю власть за­берет в поле: тянет из земли все соки, быстро ползет туда-сюда, все опутывает и заглушает. Попробуй выполоть ее — выбьешься из сил: жидкие ползучие стебли ее крепки, точно из сыромятной кожи. Но вот наконец-то трава-березка уничтожена... А так ли? Взгляни в поле: вот она, эта живучая трава, всюду властвует над землей.

Да неужели и любовь такая?! »

 

Как же работать над текстом отрывка?

Нужно очень внимательно и несколько раз прочитать текст, разобраться в логике каждой фразы, установить точную после­довательность всех событий, так как «нельзя подойти к началу рассказа, не охватив целиком картины, о которой буду говорить, то есть я должна великолепно знать, во имя чего я рассказы­ваю, как я отношусь к тем людям, о которых я буду рассказы­вать, и чего я жду от партнера»[29].

Тема отрывка — первая большая любовь девушки. События развиваются так. Девушка Тоня полюбила талантливого, но еще не раскрывшегося молодого парня. Полюбила сильно, горячо, а парень легкомысленно обманул ее, уехал, даже не попрощавшись с ней, не предупредив о своем отъезде. Тоня хотела за­быть свою любовь, но не могла; а когда Ванька вернулся, то чувство вспыхнуло с новой силой, потому что оно было настоя­щей любовью.

В отрывке есть действующие лица — Тоня, Ванька Соболь, два парня, есть поэтические образы — лесной ручеек, трава-бе­резка, картины природы. Необходимо точно представить, нафан­тазировать себе эти образы, картины, чтобы в ваших представ­лениях— видениях — они стали конкретными, близкими вам. Нужно своими словами рассказать себе о каждом образе, нужно представить все картины событий, чтобы при рассказе, действуя на слушателя (партнера), рисовать ему свои точные видения, вызывая тем самым у него ответные видения. Вся эта работа над видениями нужна для того, чтобы в дальней­шем говорить не уху, а глазу партнера, а «говорить глазу» можно, только ясно представляя то, о чем говоришь.

Затем нужно определить для себя: зачем я буду рассказы­вать этот отрывок, почему я начинаю рассказ, что заставило меня начать произносить текст? Нужно установить ту цель, во имя ко­торой ведется весь рассказ. Цель или задача заставят вас подводить сознание слушателя к определенному выводу, вызывать у него нужные для вас отношения к событиям, точные мысли и В конечном счете — чувства. Вы будете выполнять поставленную задачу, двигаясь от одного события к другому, от одной мысли к другой. И каждое событие в вашем рассказе будет иметь свою причину, а затем и само станет причиной другого события и так далее, все вперед и вперед. Ведь в жизни всякое явление, собы­тие, действие всегда существует в связи с другими событиями, действиями, явлениями. Они определяют друг друга, взаимно воздействуют, и в этом состоит постоянное развитие всего жи­вого. Установить такую связь и преемственность событий в от­рывке — значит установить логику, последовательность развития действия, которое будет выявляться в слове, тексте. Отсюда, хотя текст и определяет начало действия словом, но начало включе­ния в отрывок, причина, повод, которые заставляют начать рас­сказ, лежат «перед текстом», до начала слов отрывка.

Поэтому и в данном отрывке нужно найти причинную связь всего отрывка и определить первую действенную причину, повод для начала рассказа.

Таких причин для каждого рассказа может быть бесконеч­ное множество, в этом раскрывается многообразие творческих индивидуальностей. И для нашего рассказа выберем действен­ную, увлекающую нас причину.

Предположим, что поводом для нашего рассказа станет же­лание защитить девушку Тоню от несправедливых на нее напа­док. Предположим, что сидящие перед вами люди только что обвинили Тоню в ее странной привязанности к совершенно не­стоящему ее, никчемному парню. Они считают привязанность Тони нелепой, не видят в отношении Тони к Соболю настоящей любви, а самое главное — не видят и оснований для такой любви, — ведь Ванька Соболь совсем никудышный, ветреный парень.

Вы не согласны с этим. Вы вступаете в спор, чтобы доказать свою точку зрения, защитить Тоню, оправдать ее. Для того чтобы спор был успешным, нужно подобрать такие факты, до­казательства, которые переубедят слушателей, заставят их со­гласиться с вами. От факта к факту, от одного доказательства к другому вы приведете своих слушателей к конечной цели. Вы будете не только спорить, вы будете убеждать, обвинять, согла­шаться — вы будете действовать, действовать словом конкрет­ным, образным, насыщенным вашими видениями. А так как вы уже владеете техническими навыками по сценической речи, то будете искать наиболее точные интонации, краски для передачи ваших видений, для утверждения своей задачи.

Поводом для начала рассказа будет желание поспорить. Но этот спор начнется не сразу. Вы должны будете мысленно оце­нить своих противников-слушателей и уже мысленно до текста начать этот спор.

Вы скажете им — вот вы обвиняете Тоню, но верно ли это? Ведь вы сейчас оцениваете отношение Тони к Соболю очень по­верхностно. Для вас Ванька — беспутный малый, да еще и об­манщик. А так ли это? Вы считаете, что такого парня не за что любить? А нет ли и его образе таких привлекательных качеств, которые вы просто не заметили? А если Ванька особенный, талантливый, выделяющийся среди других, парень с большой меч-той и будущим? А это именно так, я это знаю и сейчас вам до­кажу. Тоне не так просто забыть его, порвать с ним, так как это любовь к настоящему красивому человеку, который еще, правда, не раскрылся.

Начну я свой рассказ с поэтического образа лесного ручейка, чем-то очень похожего на Ваньку. И начинается текст: «Бывает, встретишь в лесных дебрях» и т. д. Ваши видения уже накопили все детали неуклюжего, еще слабенького, но уже задорного лес­ного ручейка. В вашей интонации появятся различные краски. И чем ярче, точнее вы нарисуете словом этот замечательный озорной ручеек, тем больше вы заставите ваших слушателей симпатизировать этому ручейку. А это и есть ваша цель, вы уже поднялись на одну ступень в вашем споре, уже выиграли, от­стояли один момент. Вы уже можете переходить к новым фак­там в своем доказательстве основной задачи. Вы уже заставили своих слушателей согласиться с тем, что прекрасное не всегда сразу открывается, заставили их задуматься. А затем вы нач­нете раскрывать слушателям привлекательные качества Ваньки Соболя.

Вы его сравните с другими парнями и докажете, что он осо­бенный, лучше их. Ванька разнообразен, талантлив. У него зо­лотые руки — «он играючи научился работать на тракторе», «вя­зал сети, плотничал», он исследователь — «выкармливал на своем дворе лис-чернобурок», он смел — «объезжал колхозных коней», он поэт — «неугомонно раскрашивал в яркие цвета свою простую жизнь», он озорник, но не злой, он выдумщик, фантазер — «любил затеять что-нибудь необычное, чтобы ахнуло все Лебяжье». И, как бы проверяя отношение слушателей к Со­болю, вы спросите их про себя — правда, интересный человек? И слушатели должны с вами согласиться.

И вы снова подниметесь на новую ступеньку — вы завоевали еще один рубеж в споре, вы двигаетесь вперед. А раз слушатели признали за Ванькой особенные качества, значит, они должны согласиться с вами, что Тоня могла полюбить такого человека. Вы найдете такие интонации, которые раскроют прекрасную, беззаветную любовь Тони. А затем вы согласитесь со слушате­лями в том, что Ванька поступил нехорошо, уехав от Тони, вы осудите его поступок, вы покажете, как Тоня серьезно и горько переживала свою обиду, как она боролась со своей любовью. Но с настоящей любовью трудно бороться, она цепкая, беспо­щадная. И любовь осталась в сердце Тони.

И слушатели поверят вам, посочувствуют Тоне и оправдают её, когда вы скажете, что возвращение Соболя всколыхнуло все чувства с новой силой. Тоня снова потянулась к нему, не желая того, борясь с собой, простила все. Простила потому, что нельзя так легко отказаться от настоящей любви. Любовь, как трава-березка, закружит голову и сердце — «все опутывает, заглу­шает», захватит целиком — все соки вытянет.

А вывод из всего сказанного один — Тоня крепко любит хо­рошего парня, и нельзя так поверхностно порочить большое чув­ство. Спор окончен. Вы добились своего — заставили слушате­лей согласиться с вами, значит, правильно действовали словом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...