Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Особенности адаптации организма




2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА

     
 

К ЦИКЛИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, ТРЕБУЮЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Известный немецкий авторитет в легкой атлетике, мой друг Тони Нетт много лет назад писал: «Тренер, не знающий физиоло- гии своего метода, превращается ныне в опасность для спортсме- на, как для его спортивного результата, так и для его здоровья». Эта мысль была высказана еще в 1961 г. Однако она не только не потеряла своей актуальности сегодня, но, пожалуй, даже возвыси- лась до значения эпиграфа ко всем современным теоретическим работам и практическим руководствам в области спорта.

В спортивной литературе можно встретить описание многих форм проявления выносливости. Например, выделяют выносли- вость статическую и двигательную (динамическую), скоростную и силовую, локальную и глобальную, общую и специальную, эмо- циональную, психическую, игровую, дистанционную, выносли- вость к проявлению взрывных усилий и т. д.

В этом разделе я ограничусь, главным образом, рассмотрением скоростной выносливости как фактора, преимущественно опре- деляющего достижения в беге на средние и длинные дистанции. Причем основное внимание уделю принципиально новым сведе- ниям, представленным в последнее время спортивной медициной, физиологией, биохимией и эндокринологией мышечной деятель- ности, а также теорией адаптации, указывающих на очевидную необходимость ревизии некоторых традиционных представлений о скоростной выносливости и практических методов ее развития. Вместе с тем напомню некоторые давно известные факты, не по- лучившие в свое время должного признания и затерявшиеся сре- ди тривиальных истин.

Физиологические изменения, происходящие в организме при развитии выносливости, и следующие из них принципы трениров- ки известны еще со времен А. Хилла. Это был начальный период развития статической физиологии выносливости, интересы кото- рой еще не выходили за рамки изучения факторов, как тогда гово- рилось, «определяющих и лимитирующих проявление и развитие


выносливости. Но по мере накопления общих сведений о физио- логии выносливости и практической необходимости разработки эффективных методов ее тренировки, получила развитие динами- ческая физиология выносливости. Предметом ее внимания стали изменения в физиологическом механизме выносливости, проис- ходящие в результате многолетней тренировки. Таким образом, интерес ученых переместился от описания состояния организма при работе на выносливость к изучению процесса формирования этого состояния. И именно этот аспект внес и вносит новизну в современную физиологию спорта, о которой упоминалось выше. Развитие динамической физиологии выносливости быстро прогрессирует благодаря достижениям современной теории адап- тации к напряженной двигательной деятельности. Эта теория вы- ступает в качестве методологической платформы, объединяющей все фрагментарные (и часто несвязанные между собой) исследо- вания в области физиологии мышечной деятельности в целост-

ную и непротиворечивую концепцию.

 

2. 1. Традиционные представления о выносливости и ее развитии

Представления о развитии выносливости связывались, глав- ным образом, с повышением устойчивости спортсмена к неблаго- приятным сдвигам внутренней среды организма и преодолением состояния утомления в процессе длительной работы.

Снижение работоспособности при утомлении объяснялось, главным образом, рабочей гипоксией мышц, что вызывало акти- визацию гликолиза, повышение концентрации лактата и других продуктов анаэробного метаболизма в крови и, как следствие, снижение сократительных свойств мышц. Лучшая выносливость к продолжительной работе субмаксимальной мощности объ- яснялась повышенным поступлением кислорода в работающие мышцы.

Отсюда сложились представления о выносливости как функ- ции в основном дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обе- спечивающих доставку кислорода к работающим мышцам (так называемая «вегетативная выносливость»). Главным фактором, определяющим вегетативную тренированность, считалась аэроб- ная мощность организма, оцениваемая максимумом потребления кислорода (МПК), а в качестве фактора, лимитирующего по- требление кислорода, – мощность сердечной мышцы и минут- ный объем крови. И поскольку эти функциональные показатели


эффективно развиваются различными видами длительной мы- шечной работы, то основная роль в совершенствовании вынос- ливости отводилась дистанционным средствам. Девиз «для того чтобы бегать, надо бегать» долгие годы довлел над творческим мышлением тренеров и направлял их поиск методов трени- ровки.

Все остальные средства, в том числе и силовые, относились к так называемой «общей физической подготовке» и рассматрива- лись в качестве дополнительных или вспомогательных и, по суще- ству, малозначимых для развития выносливости. Причем упраж- нения с отягощением и тем более со штангой рассматривались как крайне вредные, поскольку они якобы увеличивают мышечную массу спортсмена, что требует дополнительных затрат энергии на ее перемещение на дистанции.

Выносливость разделялась на общую и специальную. Счита- лось, что в основе общей выносливости лежит малоспецифичная аэробная тренированность, развитие которой не зависит от внеш- ней формы движений. Общая тренированность характеризуется широким «переносом» по вегетативным функциям и может про- исходить в широком диапазоне видов двигательной деятельности. Выносливость же по отношению к определенной деятельности называлась специальной.

Главным условием развития выносливости считалось дове- дение спортсмена до утомления глобальной мышечной работой. Утверждалось, что локальная мышечная работа не связана со значительной активацией дыхательной и сердечно-сосудистой систем и не влияет на развитие выносливости. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных движениях не означает столь же высокой выносливости при глобальной работе. Отсюда для развития общей (аэробной) выносливости допустимо исполь- зовать любые средства, в том числе далекие от своего вида спорта (кроссовый бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п. ). Для развития же специальной выносливости рекомендовалось использовать упражнения, в которых спортсмен соревнуется (бег для бегуна, плавание для пловца и т. п. ).

Развитие специальной выносливости к субмаксимальной рабо- те связывалось с совершенствованием гликолитической произво- дительности организма. И поскольку в этом случае в работающих мышцах накапливаются конечные продукты обменных процес- сов, лимитирующие работоспособность спортсмена, для развития специальной выносливости определенную часть специфической работы рекомендовалось выполнять на высоком уровне концен-


трации лактата в крови, чтобы «привыкать» к метаболическому ацидозу.

В годичном цикле рекомендовалось сначала совершенствовать дыхательные возможности (общая выносливость), затем гликоли- тические и алактатные (специальная выносливость). Такая после- довательность объяснялась тем, что энергия гликолиза использу- ется в первой фазе восстановления после работы для ресинтеза КрФ. Поэтому, если гликолитические возможности развиты недо- статочно, скорость восстановления КрФ будет замедленной, что негативно отразится на работоспособности.

Совершенствование выносливости виделось, как уже говори- лось, в повышении МПК, поскольку считалось, что этот показа- тель дает обобщенную оценку уровня развития физиологических функций, обеспечивающих поступление и транспорт кислорода в организме. И даже несмотря на появление экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что в соревновательном сезоне МПК, как правило, снижается, а его корреляция со спортивным результатом уменьшается, и что одинаково высокие результа- ты могут показывать спортсмены с разным (и даже относитель- но невысоким) МПК, и, наконец, что за последние десятилетия рост спортивных достижений выдающихся спортсменов в цикли- ческих видах спорта не сопровождался повышением МПК, вера в «вегетативную тренированность» как основной фактор, опреде- ляющий выносливость, не была поколеблена.

Считалось целесообразным создание к концу подготовитель- ного периода некоторого «запаса» аэробной мощности с тем, что- бы ее неизбежное снижение в соревновательном сезоне не влияло на уровень специальной работоспособности спортсмена.

Таковы в общих чертах представления о выносливости, долгое время определявшие методические принципы ее развития.

Легко заметить, что такие представления связывали выносли- вость с фатальной неизбежностью снижения работоспособности в результате утомления. Отсюда вольно или невольно складыва- лось, образно говоря, пассивное отношение к развитию выносли- вости. Последнее выражалось в формировании мотивационной установки «терпеть», уповая на мощность буферных систем ор- ганизма и повышение его резистентности к снижению рН крови. Рекомендовалось преодолевать неотвратимые неблагоприятные ощущения, сопутствующие развитию утомления, вместо того, чтобы активно искать такие средства и методы тренировки, кото- рые способствуют уменьшению степени утомления, отодвиганию момента его наступления и снижению его тяжести.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...