Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава I . Дифференциация обучения информатике





Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Глава I . Дифференциация обучения информатике

§1. Значение дифференциации обучения……………………………………...

§2. Структура обучения информатике…………………………………………

§3. Профильная дифференциация……………………………………………...

Глава II . Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

§1. Курс «Новые информационные технологии» для специализированных классов……………………………………………………………………….

§2. Содержание фрагмента прикладного профильного курса – «Математи-

ческий пакет для научных расчетов «Mathcad»»…………………………

2.1. Аппаратное и программное обеспечение……………………………….

2.2. Тематическое планирование……………………………………………..

2.3. Лабораторно-практические занятия по курсу…………………………..

2.4. Методы и организационные формы обучения………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………..

Введение

Введение

    В настоящее время положение с использованием персонального компьютера (ПК) для математических расчетов изменяется. Это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем - пакетов прикладных программ, которые являются основной формой специализированного программного обеспечения вычислительных машин в настоящее время. Под пакетом прикладных программ следует понимать комплекс взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать некоторый класс задач. Такое понимание пакета позволяет охватить достаточно широкий круг программных разработок, имеющих своей целью повышение уровня прикладной квалификации вычислительной машины путем совместного использования прикладных и системных программ. По мере развития программного обеспечения, умение применять пакеты прикладных программ становится ведущей компонентой компьютерной грамотности человека.



    Велика роль пакетов прикладных программ в образовании. Облегчая решение сложных задач, они снимают психологический барьер в изучении математики и делают этот процесс интересным и более простым. При грамотном применении их в учебном процессе пакеты обеспечивают повышение уровня фундаментальности математического образования.

    Изучение математических пакетов предлагается в специализированных классах (с углубленным изучением математики). Учащиеся таких классов уже профориентированы. Причем круг выбранных ими профессий предполагает использование компьютера при решении конкретных профессиональных задач. Систематическое использование подобных пакетов уже в школе позволит учащемуся увидеть и сформировать отношение к компьютеру, как средству решения профессиональных задач. Такие ученики имеют более глубокие знания не только по математике, но и по информатике. Как правило, у них нет психологического барьера перед использованием сложных программных средств. Наоборот, их привлекают созданные на высоком профессиональном уровне программы и они видят уникальные возможности математических пакетов.

    Все это свидетельствует об актуальности проблемы эффективного обучения пользованию математическими пакетами в специализированных классах, что и определило выбор темы нашего исследования.

    В этой связи целью исследования является обоснование и разработка содержания фрагмента профильного курса - "Математический пакет для научных расчетов Mathcad".

    Объектом исследования является процесс профильного обучения информатике в специализированных классах.

Предметом является методика изучения математического пакета Mathcad в специализированных классах.

Гипотеза исследования состоит в том, что предлагаемый профильный курс позволит повысить эффективность и качество обучения математике с использованием математических пакетов, а также принесет успех в будущей профессиональной деятельности учащихся.

    Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ теоретической и научно-методической литературы по данной теме;

- определить значение дифференциации обучения информатике;

- определить сущность профильной дифференциации обучения информатике;

- познакомиться со структурой обучения информатике;

- разработать содержание фрагмента прикладного профильного курса – «Математический пакет для научных расчетов «Mathcad»»;

- составить тематическое планирование по фрагменту курса "Математический пакет для научных расчетов "Mathcad";

- разработать лабораторно-практические занятия по данному фрагменту курса;

- рассмотреть методику изучения данного фрагмента курса;

Глава I . Дифференциация обучения информатике

    §1. Значение дифференциации обучения

    Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация. Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо обеспечить возможность каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения - типа школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности. Для этого должна быть создана гибкая, адекватная запросам учащихся система образования.

  Переход школы к многообразию образовательных систем, стремление более полно реализовать в практике школьного образования личностно-ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему дифференциации обучения. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.

   Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

   Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения".

   В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия "дифференциации обучения". В трудах дидактов Ю.К.Бабанского, Н.К.Гончарова, Н.М.Шахмаева и других дифференциация рассматривается как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников. (22).

   И.Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам. (21).

   И.С.Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения знаниями. (24).

   На основе обобщения психолого-педагогических и методических исследований разработана концепция дифференциации обучения, в которой подчеркивается, что "дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования". (20). В этой работе достаточно четко определены цели дифференциации образования с 3-х главных точек зрения.

   С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

   С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

   С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

   В развитии анализа сущности дифференциации обучения в психолого-педагогической литературе рассматриваются разные аспекты этой проблемы, условия осуществления дифференциации. Большинство исследователей подчеркивают роль дифференциации обучения в учебной деятельности как фактора формирования и развития познавательной активности школьников. В работах других исследователей дифференциация обучения связывается с такой организацией учебного процесса, для которой характерно варьирование содержания, методов или темпа обучения, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

   Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения. Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

   Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях, направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников. Основой для этого могут быть:

1) выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

2) разумное сочетание дифференциации и интеграции;

3) создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней деятельности;

4) создание благоприятных условий в социальном окружении.

Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, самостоятельности, инициативности.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

-разные варианты программ, учебников, дидактических материалов,

 позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и

 индивидуализировать процесс обучения;

-новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях

 активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его

 проявления и реализации;

-постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика,                     побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей

 работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе

 урока и как организовали свою познавательную деятельность;

-особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы;

-развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с

 действиями сверстников.

   Таким образом, дифференциация обучения обусловлена неравномерностью развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья, особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и само проявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий.

   Цели и задачи образовательных учреждений не должны ограничиваться только заданным государственным минимумом. Необходимо построить систему образования так, чтобы создать условия для максимального развития личности с учетом индивидуальных различий школьников, особенностей различных регионов, культурных факторов, учитывая окружение каждой конкретной школы, специфику существующих условий. С этой целью создаются различные типы учебных заведений.

   Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности ученика, дает ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов и углубления в изучении отдельных предметов, право на переход из одного класса в другой, право на выбор учителя, выбор экзамена и формы его сдачи и т.д. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя из его задатков.

   Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей, познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки учащихся и т.д.

    Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых, дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике (средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека), которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

    Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко дифференцировано в практике обучения во многих школах.

    Однако анализ опыта дифференциации школьного образования по информатике показывает, что этот процесс носит во многом стихийный характер, не имеет достаточного обоснования дидактического и психолого-педагогического обоснования, часто обусловлен субъективными факторами. К тому же, среди преподавателей информатики в школе немало бывших программистов, не получавших полноценного педагогического образования, а многие учителя других предметов, ведущих сейчас и информатику, окончили педвуз тогда, когда дифференциация рассматривалась лишь как средство реализации индивидуального подхода к обучению.

    К сожалению, до сих пор не проведено систематических исследований проблемы дифференциации обучения информатике, нет соответствующих методических рекомендаций для учителя.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.