Классификация стилей управления и их характеристика.
Стиль управления – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).
В 1964 году была опубликована книга профессора Массачусетского технологического института Дугласа Мак Грегора «Человеческая сторона предприятия». Д. Мак Грегор считает управление искусством строить человеческие отношения. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие.
Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа «Теория Х», а другая «Теория У».
Основные положения «теории Х»:
«Теория Х» описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а также напоминать о возможности наказания.
«Теория Х» сложилась в 60-е годы и в достаточной степени соответствовала взглядам менеджеров того периода. Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует авторитарный стиль управления.
Основные положения «теории Y»:
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде.
Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения:
1. Труд – процесс естественный, он не является чем-то особенным для людей. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.
2. Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль и делать все возможное для достижения целей.
3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, поддерживающий делегирование полномочий и ответственности, ориентирован на положения «теории Y».
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как «Теории Х», так и «Теории Y». Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение «Теории Y», а также какие последствия может вызвать применение «Теории Х». Модель К. Левина.
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем Мак Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный.
30. Методы планирования рабочего дня и график работоспособности.
Принципы и правила планирования рабочего дня, которые описываются ниже, не являются обязательными, а некоторые из вас посчитают их даже не серьезными, но они носят психологический характер и не раз они спасали людей в различных жизненных ситуациях. Можно использовать и не все принципы планирования, попробуйте каждый и выберите для себя самый оптимальный из них.
Организовывать свое рабочее время надо так, чтобы работа подчинялась вам, а не наоборот. Как правило, правила планирования рабочего дня делятся на три группы: начало, середина и конец дня.
Правила планирования начала дня.
1. День нужно начинать с позитивным настроем. Постарайтесь найти для каждого дня позитивное начало, потому что ваш настрой будет иметь большое значение для достижения поставленных вами задач. Для того чтобы создать себе положительный настрой вам хватит и двух минут.
2 правило планирования начала дня. Перед началом рабочего дня стоит хорошо и не торопясь позавтракать. Если вы считаете, что это невозможно сделать, то вы ошибаетесь, вам всего на всего нужно пораньше лечь, для того чтобы выспаться и успеть позавтракать.
3 правило планирования рабочего дня. Стоит приступать к работе в одно и тоже время. Это поможет вам мобилизовать ваши силы.
4. Перепроверьте несколько раз свои планы. Если вы уделите подготовке к работе всего десять минут, то вы можете сэкономить целых два часа рабочего времени.
5. Приступайте к делам без раскачки. Не стоит тратить свое время на многоразовые приветствия, обсуждение последних новостей и тому подобное. Социальные контакты, конечно нужная процедура, но их лучше всего перенести на не столь напряженное время, к примеру, на обед ил после обеда.
6. Сначала решать ключевые задачи. Начинать рабочий день нужно только с самых важных дел, а не столь важные дела могут и подождать.
7. Стоит согласовать план своего дня с секретарем. Ему стоит посветить первые минуты своего рабочего дня.
Правила планирования середины дня.
1. Подготовьте к работе ваш стол. На нем не должно быть ничего лишнего, только нужные вам бумаги.
2 правило планирования рабочего дня. Установите сроки. Конечно же, и вы получаете задания, ведь вы тоже считаетесь чьим-то подчиненным. Как правило, на решение задачи отводиться определенное время, а вам нужно попросить продлить срок исполнения задачи. А если вы являетесь руководителем, то нужно давать подчиненным на выполнение задачи треть от запланированного вами срока.
3. Стоит избегать действий, которые могут вызвать обратную реакцию. Следует все действия, будь то письма, согласование сроков или телефонный разговор, несколько раз перепроверить на их необходимость и как они могут отразиться на вашей работе.
4. Дополнительные неотложные проблемы стоит отклонять. На всех предприятиях возникают такие ситуации. Если вы будете отвлекаться на них, то это отрицательно скажется на ваших основных обязанностей.
5. Старайтесь избегать незапланированных импульсивных действий. Импульсивное отклонение от составленного вами плана снизит вашу производительность. Так что перед тем как совершить какое-то действие, подумайте, а стоит ли вообще вам это делать.
6. Стоит делать паузы в работе. Короткие переговоры, необходимы. Их длина для каждого разная. Самое главное делать их регулярно.
7. Небольшие однотипные задачи стоит объединить вместе и выполнять их сериями. Все однотипные задачи стоит объединять в несколько блоков, но не стоит делать слишком длинными, хватит и тридцати-шестидесяти минут.
8. Стоит рационально завершить начатое. Не стоит делать скачки в работе, старайтесь довести начатое до конца.
9. Стоит использовать временные промежутки. Старайтесь не оставлять незаполненные промежутки в работе. А если вдруг такое произойдет, постарайтесь использовать это время с пользой.
10. Стоит выкроить немного спокойного времени для себя. Занесите это время в свой план, он поможет вам повысить свою производительность труда. Использовать это время можно для важных, но не очень срочных дел, которые носят долговременный характер.
11. Подвергните контролю сроки и планы. Следите за своим временем и не бойтесь все лишний раз перепроверить.
Методы и принципы планирования конца рабочего дня.
1. Нужно обязательно завершить несделанное. Все небольшие дела стоит обязательно завершить за один день. Если вы их не успеете доделать, то это может привести к дополнительным затратам времени в последующим дне.
2. Самоконтроль и контроль за результатами. Без самоконтроля и контроля не мыслима организация труда.
3. Составьте план на последующий день. План на завтра лучше всего составлять накануне вечером, но его стоит перепроверить перед началом следующего дня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: