Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля




В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, искусство, онтология, гносеология, антропология, социальная философия, философское направление, философское течение, философская школа, философское учение, мироощущение*, мировосприятие*, миропонимание*, знания*, убеждения*, ценности*, нормы*, оценки*, идеалы*, аксиология*, этика*, эстетика*, логика*, рефлексия*.

2. Структуру мировоззрения, его основные функции.

3. Исторические типы мировоззрения.

4. Соотношение мировоззрения и философии.

5. Отличия философии от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания.

6. Предмет философии.

7. Структуру философского знания.

8. Функции философии.

9. Основные подходы к классификации философских учений.

10. Основные философские направления.

11. Основные философские течения, школы, учения*.

12. Специфику философского знания.

13. Соотношение философии и науки, философии и религии, философии и искусства*.

14. Место и роль философии в жизни человека и человечества.

УМЕТЬ:

1. Сравнивать и выделять основные характеристики исторических типов мировоззрения.

2. Интерпретировать и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*.

3. Различать научные и философские проблемы.

4. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал модуля.

5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Навыком обосновывать свою мировоззренческую позицию*.

3. Навыком применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Тема 2

Философия Древнего мира

Теоретические вопросы семинара

1. Своеобразие философской мысли Древнего Востока. Древнеиндийская философия (брахманизм и буддизм) и философия Древнего Китая (даосизм и конфуцианство).

2. Генезис и специфика философствования в античной Греции. Космоцентризм античной философии.

3. Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа.

4. Философия классического периода:

а) учение Платона об идеях, душе, познании и государстве;

б) учение Аристотеля о бытии, материи, форме.

5. Философия эпохи эллинизма.

Методические указания

Раскрывая первый вопрос важно проследить процесс постепенного выделения философского мышления из религиозных представлений в Древней Индии и житейского морального сознания, что характерно для Древнего Китая.

Изучая древнеиндийскую философию, наибольшее внимание следует уделить популярным религиозно-философским течениям – брахманизму, позже трансформировавшемуся в индуизм (основной источник - памятник индийской предфилософии «Веды»), и буддизму, ставшему первой мировой религией. Важно раскрыть основные положения этих учений, показать их сходство и различия. Обратите внимание на то, что проблема человека являлась центральной проблемой древнеиндийской философии. Характеризуя основные положения брахманизма остановитесь на протофилософии Упанишад, учении об Атмане и Брахмане, этике, учении о карме, сансаре, мокше. Знакомясь с буддизмом, сосредоточьте внимание на первоначальном ядре буддизма (четыре «благородные истины»). Раскройте буддийское учение о человеке, отдельно охарактеризуйте учение о нирване, как конечном смысле усилий человека. Расскажите о религиозной и философской эволюции буддизма.

Далее покажите особенности древнекитайской философии по сравнению с индийской (преимущественное внимание к этико-социальным аспектам человеческого поведения, выделение типов социальной ориентации). Рассмотрите главные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм. Характеризуя школу конфуцианцев, расскажите о Конфуции (Кун-цзы) как основателе школы. Раскройте смысл учения Кун-цзы о человеке, его главных моральных и социальных ориентирах, о ценности и типах знания. Затем обратите внимание на школу даосов как вторую из наиболее значимых школ Древнего Китая. Покажите ее соотношение с остальными школами. Расскажите о легендарном основателе школы - Лао-цзы, его учении о великом «пути» (Дао), о его появлении в мире (Дэ), о соотношении сил Ян и Инь. Остановитесь на даосском социальном и моральном идеале и его отличии от конфуцианского идеала.

При изучении второго вопроса следует раскрыть исторические условия возникновения философии в Греции и дать краткую характеристику основных этапов ее развития. Далее следует перейти к изучению философии досократиков. В рамках данного этапа рассматриваются следующие школы и мыслители: милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен); Гераклит Эфесский; школа Пифагора; элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский); античный атомизм (Левкипп, Демокрит). Необходимо отметить, что, в отличие от древневосточной, древнегреческая философия с момента своего зарождения опиралась на научные знания. На данном этапе философия объединяла все научные знания, и круг специфически философских проблем еще не выделился. Однако именно на данном этапе в научный язык были введены философские термины: бытие, движение, первоначало, знание, мнение и др.

Приступая к изучению третьего вопроса, изучите социальные, политические и культурные предпосылки возвышения Афин и превращения этого в центр политической и интеллектуальной жизни Греции. Разберитесь с теми причинами, которые привели к перевороту в философии, изменению интереса философов, обращению к изучению человеческого ума и души. Охарактеризуйте понимание философии софистами, усиление антропологической и гносеологической проблематики. Познакомьтесь с тем, как решались проблемы общества, культуры и морали у так называемых старших и младших софистов (Протагор, Горгий, Фрасимах). Затем остановитесь на творчестве великого древнегреческого философа – Сократа, выясните его отношение к софистам, политические позиции, к предшествующим и современным ему «физикам». Установите, в чем заключается предмет философии в трактовке Сократа, обратите внимание на усиление в ней элементов идеализма. Изучите сократический метод достижения истины и его компоненты, отметьте в связи с этим, что данный метод способствовал зарождению диалектики в античном смысле этого древнегреческого термина. Подробной характеристики заслуживает его этическая доктрина как крайнее проявление философского рационализма.

В заключении обозначьте сходство и различия в позициях софистов и Сократа.

Четвертый вопрос следует начать с характеристики Платона (427- 347 гг. до н.э.) – основателя первой развитой системы объективного идеализма. Установите социальные, онтологические, гносеологические и психологические корни его идеализма. Проанализируйте его учение об идеях (виды идей, их иерархия и идея Блага, соотношение идей и вещей). Далее остановитесь на учении о душе (определение души, происхождение души, место ее в пребывания в идеальном мире, структура души). Затем переходите к гносеологии Платона (виды знания, интуитивное знание как припоминание, рационализм). Отдельно остановитесь на учении Платона о государстве, структуре и задачах «идеального государства». В заключении покажите роль Платона в истории европейской философии и культуры.

Вторая часть четвертого вопроса посвящена Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Расскажите о философском развитии и сочинениях Аристотеля. Изложение его философских идей начните с критики Аристотелей концепций идей Платона. Затем покажите, что проблема общего и единичного является основной проблемой «первой философии». Изложите учение о четырех видах причин, учение о первой, или нечувственной, материи и последней, бестелесной форме, учение о движении. Уделите внимание этическим воззрениям Аристотеля (добродетель как приобретенное качество души, виды добродетели, этика «середины»). Охарактеризуйте его социальные взгляды (учение о государстве, социальный идеал, отношение к рабству и частной собственности). В заключении покажите значение Аристотеля в античной и мировой философии и культуре.

Пятый вопрос данной темы посвящен философии эпохи эллинизма. Начните знакомство с ним с представлений о культуре этой эпохи и её определяющими особенностями. Расскажите о возникновении новых философских школ в Греции и об изменениях в области философии - выдвижении на первый план этики. Остановите внимание на учениях представителей таких школ как стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

Стоицизм и его главные представители: Зенон и Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Опишите натурализм и рационализм этической доктрины стоицизма. Осветите проблему долга и противоположность этических принципов. Объясните причины широкого распространения идей стоицизма в римском обществе и резкого усиления этического компонента в их философской доктрине. В заключении выскажите свое мнение об исторической роли стоицизма и его последующей судьбе.

Далее опишите культурно-исторические и философско-гносеологические причины возникновения скептицизма в IV-III вв. до н.э. Расскажите о его главных представителях: Пирроне, Тимее, Агриппе, Сексте Эмпирике. Охарактеризуйте этическую направленность первоначального скептицизма (пирронизма). Покажите эволюцию скептицизма и борьбу поздних скептиков против философского и в особенности религиозного догматизма.

Характеризуя учение эпикурейцев начните с отличия атомизма Эпикура от атомизма Демокрита. Особое внимание уделите проблеме свободы человека. Дайте оценку этики Эпикура и его школы, а также её роли в последующей истории античной философии и культуры.

Затем расскажите о возникновении неоплатонизма как наиболее влиятельного идеалистического направления позднеантичной философии. Назовите его главных представителей и школы: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл. Охарактеризуйте их учение об абсолютно едином, уме и мировой душе как ипостасях идеального бытия, процессе эманации как умножении и деградации бытия, истолковании материи как небытия, отрицательного условия образования вещей. Дайте характеристику мистицизму Плотина в учении об экстазе как вне- и антилогическом способе познания внеприродного, божественного.

Практические задания

1. Прочитайте отрывки из обращения Его Святейшества Далай-ламы XIV «Миротворчество с помощью внутреннего спокойствия» и ответьте на вопросы:

а) Что является причиной человеческих страданий и как их избежать?

б) Что, с точки зрения буддистов, является условиями мирной жизни человечества?

«Как бы то ни было, все же у нас есть сильное чувство «я». Вместе с этим чувством приходит желание быть счастливыми и не страдать. Оно возникает естественным образом. Исходя из этого у нас есть право быть счастливыми.

Между тем в наших жизнях много неприятностей и неминуемо возникают проблемы. Они бывают двух видов. Во-первых, страдания из-за физических причин, например болезней и старения... Другой вид страданий в основном относится к уму. Мы чувствуем себя одиноко, если обладаем материальным комфортом, роскошью и всем остальным, но все же испытываем стресс и неуверенность в себе. Мы ревнуем, боимся и ненавидим, и поэтому мы несчастны… Фактически, если мы внутренне удовлетворены, мы можем выдержать любое тяжелое физическое страдание и преобразовать его. Поэтому из физического и умственного страдания я считаю умственное страдание более значимым. Ведь физическое страдание может быть ослаблено умственным комфортом, а умственный дискомфорт нельзя устранить при помощи физического комфорта.

Таким образом, есть эмоции двух видов. Одни очень вредны для спокойствия ума, и это разрушительные эмоции, такие как гнев и ненависть. Они не только нарушают спокойствие ума в данный момент, но также очень разрушительны для наших речи и тела. Они подталкивают нас к вредным действиям, и поэтому они разрушительны. При этом другие эмоции, такие как сострадание, дают нам силу и покой. Например, они дают нам силу прощать. Если мы в состоянии обрести внутреннее спокойствие, то мы можем также достичь мира, или спокойствия, вовне.

Из-за нашей собственной ограниченной точки зрения мы не можем видеть всю картину реальности. Мы видим только два измерения, но этого недостаточно. Нам необходима способность видеть явления в трех, четырех, шести измерениях».

2. Прочитайте отрывок из книги «Лунь Юй» (Беседы и суждения) и ответьте на вопросы:

а) Какие требования предъявлял Конфуций к благородному мужу?

б) Каждый ли человек может им стать?

в) Актуальны ли эти постулаты в современном мире?

«Учитель сказал: Знатность и богатство - это то, к чему люди стремятся; если они нажиты нечестно, благородный муж от них отказывается. Бедность и униженность - это то, что людям ненавистно. Если они незаслуженны, благородный муж ими не гнушается. Как может благородный муж добиться имени, если отвергнет человечность? Благородный муж не расстается с человечностью даже на время трапезы. Он непременно с ней, когда спешит, и непременно с ней, когда находится в опасности.

Учитель сказал: «Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу».

Учитель сказал: «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».

Учитель сказал: «Благородный муж стремится к добродетели, Малый человек тоскует по своей земле; Благородный муж предпочитает быть наказанным, Малый человек надеется на милость».

Учитель сказал: «Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки».

Учитель сказал: «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие - следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии».

Учитель сказал: «Благородный муж величествен, но не высокомерен. Мелкий человек высокомерен, но не величествен.

Совершенным можно считать того, кто предпочитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности и никогда, даже пребывая длительное время в трудных обстоятельствах, не забывает своих обещаний».

Учитель сказал: Кто в детстве не был кроток и послушен старшим, достигнув зрелости, не сделал ничего, что можно передать потомкам, и в старости все продолжает жить, не умирает - это разбойник.

3. Прочитайте отрывки, характеризующие взгляды философов – досократиков и ответьте на вопросы:

а) Какие философские проблемы были сформулированы мыслителями? Какие научные открытия им удалось предугадать?

б) Почему первые греческие философы были материалистами?

«Влажное вещество, с легкостью преображаясь во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» (Гераклит – Аллегорист).

«Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. (Аристотель).

«Мудрость в том, чтобы знать все как одно» (Гераклит).

«Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный

«Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся» (Зенон Элейский).

«Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим порождают все сложное – огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости. Солнце и луна состоят из таких же телец, гладких и круглых, точно так же, как и душа; а душа и ум – одно и то же. Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются видности» (Диоген Лаэртский о Демокрите)

4. Прочитайте отрывок из диалога Платона «Горгий» и ответьте на вопросы:

а) В чем софисты видели главную цель своей деятельности?

б) Как софисты понимали истину?

в) Актуальны ли подобные взгляды в настоящее время?

Горгий. Способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком другом собрании граждан. Владея такою силою, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого - для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу.

Сократ. Значит, красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и не справедливое, а не поучающего, что справедливо, а что нет.

Горгий. Так оно и есть.

Сократ. Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру, и только…

Горгий. Да, конечно. И в состязании с любым другим знатоком своего дела оратор тоже бы одержал верх, потому что успешнее, чем любой другой, убедил бы собравшихся выбрать его и потому что не существует предмета, о котором оратор не сказал бы перед толпою убедительнее, чем любой из знатоков своего дела. Вот какова сила моего искусства.

5. Прочитайте отрывки из произведений Платона и ответьте на вопросы:

а) В чем, по мнению Сократа, назначение и практический смысл философии? Согласны ли Вы с подобным пониманием?

б) Как Сократ понимал миссию философа?

«Разве извлечет какую-нибудь пользу человек, много приобретший и многое совершающий, но лишенный ума? Мы нуждаемся в таком знании, в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным. Мы нуждаемся в таком знании, в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным».

«Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».

«…я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь….».

6. Прочитайте отрывок из произведения Платона «Государство» и ответьте на вопросы:

а) Какова природа идей: материальная или духовная?

б) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон?*

в) Каким путем человек может получать знание об идеях?

... люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная - глянь-ка - невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

…за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. …А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

…вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения, как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним.

7. Ознакомьтесь с основными контраргументами Аристотеля против учения Платона об идеях. Воспроизведите эти контраргументы и выскажите собственную точку зрения*: чья позиция кажется лично вам более убедительной - Платона или Аристотеля?

а) Эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а эйдос рождает нечто только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи получается один стол, а тот, кто привносит эйдос, будучи один, производит много [столов].

б) Однако в наибольшее затруднение поставил бы вопрос, какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринимаемых вещей - для вечных, либо для возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо изменения. А с другой стороны, они ничего не дают ни для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они были бы в них), ни для их бытия (раз они не находятся в причастных им вещам)...

в) … Или должно было бы быть множество образцов для одного и того же, а значит и множество его эйдосов, например для «человека» - «живое существо» и «двуногое», а вместе с тем еще и сам-по-себе человек…

8. Прочитайте отрывки из произведения Диогена Лаэртского «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» и ответьте на вопросы:

а) Каких жизненных целей и правил поведения должен, согласно каждому из учений, придерживаться человек?

б) Как Вы считаете, можно ли сегодня встретить киников (циников), стоиков, эпикурейцев?

«Он [мудрец] один свободен, тогда как дурные люди – рабы, – ибо свобода есть возможность самостоятельного действия, а рабство – его лишение. (Есть, впрочем, и другой род рабства – подчинение, и третий – принадлежность и подчинение; здесь противоположностью является господство, которое тоже есть зло.) Он не только свободен, но он и царь, ибо царствование есть неподотчетная власть, а она существует лишь для мудрых. Он непогрешим, ибо не подвержен ошибкам. Он невредоносен, ибо не несет вреда ни другим, ни себе. Он нежалостлив и не знает снисхождения ни к кому, так как не отменяет никаких наказаний, следующих по закону, – ибо послабление, жалость и уступчивость суть ничтожества души, подменяющей наказание кротостью; и сами наказания он не сочтет излишне строгими. Далее, мудрец не удивляется ничему, что кажется странным… …человек взыскующий не живет в одиночестве: от природы он общителен и деятелен. Он будет заниматься упражнениями, чтобы укрепить телесную выносливость. Мудрец будет также молиться богам, испрашивая у них. Дружба, говорят они, существует только между взыскующими, в силу их сходства… А между дурными людьми дружбы нет, и ни один дурной человек друга не имеет» (о стоиках).

«Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.… когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным. Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть это одна и та же наука.

Нужно помнить, что будущее – не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться; что оно совсем не наступит.

Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие – праздными; а среди естественных одни – необходимыми, другие – только естественными; а среди необходимых одни – необходимыми для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здоровью и душевной безмятежности, а это – конечная цель блаженной жизни. Ведь все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это, наконец, достигнуто, то всякая буря души рассеивается, так как живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ. В самом деле, ведь мы чувствуем нужду в наслаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия: а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем» (об эпикурейцах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...